Навигация продолжается

14 сентября, 2007, 14:19 Распечатать Выпуск №34, 14 сентября-21 сентября

Затихают последние круги на воде, вызванные сменой менеджмента АСК «Укрречфлот». Сегодня уже не в...

Затихают последние круги на воде, вызванные сменой менеджмента АСК «Укрречфлот». Сегодня уже не вызывает сомнений, что бывший президент компании Павел Подлесный и бывший вице-президент Михаил Антипенко отстранены от руководства компанией абсолютно законно.

Это решение было принято правлением и наблюдательным советом АСК «Укрречфлот», чьи заседания состоялись 18 и 20 августа соответственно. Экстренные заседания правления и наблюдательного совета были вызваны тем, что 17 августа представители Государственной исполнительной службы в сопровождении сотрудников милиции отстранили Павла Подлесного и Михаила Антипенко от руководства компанией «Укрречфлот». Основанием для этого стали расследования, проводимые в их отношении в связи с осуществленными ранее операциями с акциями «Укрречфлота».

Напомним, что в начале августа текущего года ГКЦБФР объявила о нарушениях законодательства о ценных бумагах и хозяйственных обществах при операциях по обмену акций судоходной компании «Укрречфлот» (Киев) на акции других компаний в 2003—2005 годах.

В июле акционеры «Укрречфлота» направили обращение в Генеральную прокуратуру Украины, в котором просили расследовать факты передачи на баланс иностранных компаний суден, построенных АСК «Укрречфлот» на заемные средства ЕБРР. В обращении отмечалось, что в действиях руководства АСК по передаче судов под иностранный флаг могут быть признаки ухода от налогообложения, а в худшем случае — это еще одна схема вывода активов «Укрречфлота» на частные компании.

Накануне октябрьского собрания акционеры планируют изучить деятельность бывшего менеджмента, связанную с закупками товаров и предоставлением услуг для нужд компании, равно как и с предоставлением услуг аренды со стороны «Укрречфлота».

Любопытно, что, по данным ООО «Акционер-Речфлот-регистратор», ведущего реестр владельцев именных ценных бумаг АСК «Укрречфлот», в настоящее время Павел Подлесный является владельцем всего пяти простых именных акций, а Михаил Антипенко — 18 акций из почти 8 млн. акций компании. Весь массив ценных бумаг, который приписывали Подлесному и Антипенко, теперь им не принадлежит.

Как сообщило в конце августа агентство «Українські новини», инвестиционная компания «Велес Капитал» в интересах группы инвесторов аккумулировала более 70% акций АСК «Укрречфлот». Скупка акций была начата в 2006 году и длилась больше года. Акции «Укрречфлота» скупались в интересах акционеров Мистобанка и акционеров компании «Энергетический стандарт». Оставшиеся акции рассредоточены среди 70 тыс. физических лиц.

В настоящее время каких-либо законных рычагов влияния на компанию Подлесный и Антипенко не имеют. Проще говоря, два наемных менеджера не согласны со своим увольнением. Попытки этих лиц вернуться на предприятие, будь они сколько-нибудь серьезными, потянули бы на классическое рейдерство.

Трудовой коллектив скорее доволен сменой собственников и менеджмента.

Фактором спокойствия стало и то, что исполняющим обязанности президента компании назначен Михаил Чубай — человек, которого в «Укрречфлоте» хорошо знают и которому доверяют. Он — старожил речного пароходства и «Укрречфлота», работает в компании с 1974 года. До назначения и.о. президента занимал должность коммерческого директора компании.

Уже в первый месяц работы новому руководству и акционерам удалось обнаружить много финансовых резервов. В частности, представители компании считают существенно завышенными закупочные цены по целому ряду контрактов. В других случаях заниженными представляются цены на услуги, которые «Укрречфлот» оказывал другим фирмам; в основном это договоры аренды кораблей и портовых территорий. Сомнение вызывает сам факт предоставления услуг по ряду договоров, подписанных Подлесным с фирмами-«однодневками».

Источник в компании допускает, что акционеры «Укрречфлота» могут обратиться в Генеральную прокуратуру, если подозрения специалистов компании окажутся обоснованными.

Впрочем, основная цель акционеров — не вскрытие недостатков бывшего руководства, а развитие компании. Началась разработка планов среднесрочного развития, согласно которым в течение трех лет инвесторы намерены значительно увеличить долю «Укрречфлота» на рынке и доходность компании.

Справка

АСК «Укрречфлот» является крупнейшим морским и речным перевозчиком Украины. Ей принадлежат Днепропетровский, Запорожский, Николаевский, Херсонский и Черниговский речные порты, Запорожский и Херсонский судостроительно-судоремонтные заводы. У компании — свыше 200 судов, треть из которых осуществляют морские перевозки.

«Не ищите сенсаций в «Укрречфлоте», — призывает его новый руководитель Михаил Чубай

— В каком режиме сейчас работает «Укрречфлот»? — поинтересовались мы у Михаила Павловича.

— «Укрречфлот», в том числе и столичный офис предприятия, работает в обычном режиме, выполняет плановые показатели. Так что кадровые изменения в руководстве не повлияли ни на безопасность хождения судов, ни на закупку топлива и необходимых для наших суден услуг. Мы выполняем все свои обязательства, в банковских операциях сбоев тоже нет. Трудовой коллектив, команды наших кораблей и наши партнеры могут не переживать: «Укрречфлот» был и остается ответственным предприятием. Суда, которые находятся в рейсах или готовятся к ним, обеспечены всем необходимым.

— Какая задача является на сегодняшний день приоритетной для компании?

— Главная задача — это увеличение доли на рынке перевозок. Сегодня на «Укрречфлот» приходится около 50% от общего объема перевозок, осуществляемых всем морским и речным транспортом Украины. Думаю, нам под силу эту долю увеличить. Прежде всего за счет увеличения перевозок на Дунае, а также за счет роста объемов морских перевозок средней дальности. Мы можем и должны конкурировать с Украинским Дунайским пароходством и средиземноморскими перевозчиками. Поэтому перед «Укрречфлотом» на ближайшие пять лет стоит задача значительно увеличить объемы морских и дунайских перевозок, особенно на внутрибассейновых линиях.

Кроме того, необходимо оживить круизный бизнес. По крайней мере, предпосылки для этого есть — в последние годы спрос на эти услуги значительно возрос.

Читатели, наверное, знают, что «Укрречфлот» — единственная украинская компания, пополняющая флот новыми судами. В сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития построены семь сухогрузов на верфях Румынии и начато строительство серии из десяти судов в Николаеве. Именно в строительстве нового флота заключается наше конкурентное преимущество перед другими перевозчиками, ведь главная проблема украинских судоходных компаний — это старение флота. В Украине средний возраст судов уже превысил 23 года. В то время как в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет 20 лет, в развитых странах — 11, развивающихся — 13 лет.

Далее. Компания должна завершить сооружение элеватора и зернового комплекса в Херсонском порту. Мы возлагаем на этот комплекс большие надежды. Думаю, его запуск существенно увеличит доходы, а также рентабельность предприятия. Если все будет нормально, то вскоре мы начнем строительство такого же элеватора в Днепропетровском речном порту и универсального грузового комплекса по переработке зерна, ферросплавов и других грузов в Запорожском речном порту.

— Смена руководства предприятия как-то сказалась на трудовом коллективе?

— Работники компании приходят на работу и работают. Так что, на мой взгляд, никаких особых проблем не возникло.

Уже в первый месяц после смены руководства удалось обнаружить много скрытых финансовых резервов. Поэтому уже сейчас есть возможность повысить на 10—15% заработную плату более чем 8 тыс. работников компании.

Хотя кадровая проблема, безусловно, обостряется, и сейчас наша цель — приостановить отток кадров в офшорные судоходные компании. С одной стороны, переманивая наших сотрудников, западные компании признают их профессионализм. Это не может не льстить. Но в то же время я понимаю, что у предприятия, из которого уходят лучшие люди, нет будущего. Поэтому в ближайшие несколько месяцев мы подумаем над тем, как минимизировать текучесть кадров, и разработаем детальный план необходимых мер.

— На днях представители «Укрречфлота» дали пресс-конференцию по поводу попыток бывших руководителей компании расшатать ситуацию. Возможно, увольнение Подлесного не является окончательным решением?

— «Укрречфлот» — акционерная компания. Компания без единой государственной акции вот уже с 1993 года. Ее руководящими органами являются исключительно правление и наблюдательный совет. Эти органы единогласно приняли решение об отстранении президента и вице-президента компании и единогласно назначили на их места новых менеджеров, которые будут исполнять должностные обязанности до общего собрания акционеров, назначенного на 12 октября. Собрание акционеров подтвердит полномочия нового руководства. И вряд ли акционеры изменят свою позицию.

Хочу обратиться к государственным и правоохранительным органам, в частности к Генеральной прокуратуре, а также к судьям с просьбой: не нужно искать в «Укрречфлоте» сенсации в связи со сменой руководства. Не нужно всерьез воспринимать заявления бывших менеджеров. Никаких оснований обжаловать свое увольнение у них нет. Не воспринимайте чьи-то желания за действительность.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно