Виктор Тихонов: «Янукович — спикер, Ющенко — президент федерации? Такой бартер невозможен»

Поделиться
Съезд в Северодонецке под патронатом «Регионов» по-прежнему в разряде политических страшилок. На этот счет высказались президент, СБУ, общественные деятели, СМИ...

Съезд в Северодонецке под патронатом «Регионов» по-прежнему в разряде политических страшилок. На этот счет высказались президент, СБУ, общественные деятели, СМИ. Однако Ледовый дворец, который, поговаривают, ПР намерена арендовать за пять (!) миллионов, похоже, таки распахнет свои двери делегатам.

Мы вряд ли вернулись бы до съезда к столь важному для Партии регионов пиар-мероприятию (особенно после того как главный сепаратист Колесников получил орден «За заслуги перед Отечеством» из рук самого Виктора Андреевича), если бы не появившийся на днях новый тезис ПР. О необходимости спасать местное самоуправление в Украине. Он-то, стоящий первым в повестке дня съезда, и изменил наши планы.

С вопросом о том, кому в голову пришла эта мудрая мысль, особенно в тот момент, когда наше бесправное самоуправление уже принялись спасать президент и премьер, «ЗН» обратилось к Виктору Тихонову, одному из публичных спикеров ПР, народному депутату, лидеру Ассоциации местных и региональных властей, а по совместительству и главе организационного комитета 2-го съезда депутатов местных советов всех уровней в Северодонецке.

О съезде, которого «Регионы» не хотели

— Виктор Николаевич, неужели ПР, кроме воздушных шариков в ВР и Северодонецка-2, исчерпала все аргументы, которые могли бы помочь удерживать электорат? У вас была любопытная идея с теневым правительством. Оно в отпуске?

Сегодня все теневое правительство держится на этом здании (интервью проходило в офисе ПР по ул. Липской. — Авт.). Здесь и партия, и правительство… Что на самом деле не очень удобно. Если же мы примем закон об оппозиции, который уже подготовлен, то работу деятельности правительства можно будет нормально организовать. Сегодня же все работают на общественных началах. К тому же надо учитывать, что все члены оппозиционного правительства — бывшие министры, которые привыкли к штату, к машине, к секретарю-референту… В оппозиции же другая работа.

— Северодонецк-2 — ваша идея?

— ПР вообще не имела отношения к этой инициативе. Группа депутатов-инициаторов долго убеждала нас помочь в организации и принять участие. Внутри партии были довольно серьезные разногласия на этот счет. Но когда в прессе начались нападки, а всех подписантов соглашения о проведении съезда вызвали в СБУ, мы приняли позитивное решение.

— На НАТО и язык, которые также в повестке дня съезда, — тратить время не будем. Однако вам не кажется, что ваша политическая сила — впрочем, как и президентская, эксплуатирующая тему УПА и Голодомора, — села на любимого конька и никак не может слезть. При всей сложности и неоднозначности этих вопросов, выглядите уже несколько смешно.

Вопрос же по местному самоуправлению актуален. Если обойтись без федерализма, конечно.

Если коротко о НАТО, то югославы до сих пор смеются. И здесь подобное самоуправство украинской власти непозволительно. Это во-первых. Во-вторых, съезд действительно обойдется без обсуждения темы федерализма. И не надо пугать страну, чем сегодня усиленно занялись некоторые СМИ и политики. Если даже кто-то из выступающих затронет эту тему, то поддержки не получит.

— Потому что однажды обожглись?

— Ну, если вы считаете ожогом орден Борису Викторовичу Колесникову, который президент вручил ему через два года после ареста, то это ваше право. Я же убежден, что Украина еще не доросла до осознания мудрости федеративного государственного устройства. А мы могли бы решить многие больные проблемы. В том числе и языка, и отношения к святыням и символам истории, которые на Востоке и Западе страны отличаются.

— Что за люди будут присутствовать на съезде? Вы каким-то образом согласовываете позиции с Ассоциацией городов Украины, на сегодняшний день занимающей принципиальную позицию в вопросах спасения местного самоуправления? У нас, кстати, есть информация, что ее руководство скептически относится к Северодонецку.

— Будут представители всех регионов Украины. Безусловно, регионалы, социалисты и коммунисты. Есть информация и о возможном присутствии представителей БЮТ. Приедут лидеры ряда украинских и зарубежных общественных организаций. Мы приглашаем к диалогу все политические силы. В том числе и Ассоциацию городов, как бы скептически г-н Питцык к нам ни относился.

О местном самоуправлении и упущенных возможностях

— В чем, по-вашему, заключается удар президента по местному самоуправлению, о котором вы уже успели заявить на всех уровнях?

— В 2004 году Виктор Ющенко стал президентом благодаря тому, что пообещал социалистам и коммунистам продолжение политической реформы на местах. Был проголосован соответствующий закон.

— Эксперты не раз критиковали законопроект Мороза, который был не прочь сформировать парламентскую вертикаль власти.

— За годы обсуждений законопроект действительно претерпел столько изменений и поправок, что усмотреть там можно все что угодно. На самом деле законом была предусмотрена коренная реорганизация местного самоуправления. Советы на уровне районов и областей могли получить право избирать собственные исполнительные органы. Вокруг чего, собственно, и сегодня идет дискуссия. То есть предусматривалось четкое разделение полномочий, а администрации получали контрольно-надзорные функции, что соответствует европейским нормам. К тому же в законе было четко записано, что советы автономны, подчиняются своей громаде и отвечают перед громадой. Точка. С законом можно было работать в зале и доводить до совершенства, снимая риски, о которых вы говорите.

— С парламентской вертикалью разобрались. Перейдем к президентской.

После трех лет молчания инициативы Ющенко красноречиво свидетельствуют о его желании укреплять власть президента. За счет местного самоуправления в том числе. Закон о тендерах, который мог положить конец вакханалии в Тендерной палате, Ющенко ветировал. Это первое, что он ответил местному самоуправлению.

Второе. Законом о бюджете-2008 были отменены 102(!) закона. В том числе и некоторые статьи о местном самоуправлении. В разделе заработной платы и формирования штатов. Чего не разрешает Конституция.

Третье. Своими последними законопроектами президент предусмотрел согласование актов органов местного самоуправления с местными государственными администрациями. И это нонсенс!

— Виктор Николаевич, тогда почему вы не считаете нонсенсом законопроект №3408 правительства Януковича, в котором был заявлен разрешительный принцип согласования актов, когда обычный клерк Минюста на уровне города получал право вернуть любое решение органу местного самоуправления. В контексте закона о Кабмине, который тогда «Регионы» вырвали у парламента, этот шаг, без сомнения, выглядит логично. Однако с точки зрения Конституции — не совсем.

Если мне не изменяет память, мы воевали с Минюстом и дважды рассматривали этот законопроект на заседании комитета и дважды его отклоняли, так как там действительно нарушалась ст. 121 п.5 Конституции, согласно которой надзор за актами лежит на прокуратуре.

— Но вами лично в парламент был подан проект постановления, в котором закон предлагалось принять за основу.

— Ситуация была неоднозначная. Минюст тогда очень настаивал. Давил на Кабмин. И спор тогда был очень сильный. Но зал никогда не проголосовал бы закон в таком виде. В процессе чтений он был бы откорректирован.

— Кто положит конец таким неоднозначным ситуациям?

— Тот, кто заставит всех — и простого гражданина, и президента, — выполнять законы и Конституцию. Нынешний президент пришел к власти неконституционным путем. И все его последующие действия не отличались уважением к Конституции.

— В закон о Кабмине тоже можно бросать камни?

— Можно. Отдельные пункты его спорные. Однако нынешняя власть также продолжает борьбу за полномочия. Это факт.

— Но правительство Януковича больше года было у власти. И это тоже факт.

— Я бы не называл это властью. И сейчас реальной власти нет ни у одной из политических сил. Помните Крылова: «Когда в товарищах согласья нет…»

— Но у вас-то оно было! Взять, к примеру, местное самоуправление, за права которого вы сегодня так ратуете. И премьер, и профильный комитет, и большинство в парламенте было за «Регионами». Вот только идей и предложений у «Регионов» не было. Передо мной десятки документов и писем, которые отправляла лично премьеру Ассоциация городов. По поводу бюджетной политики, разведения полномочий… Отписки. Плюс закон, о котором мы с вами уже поговорили.

О чем в таком случае вам говорить на съезде? Снова будете принимать липовые резолюции ради информационного повода? Не надоело, Виктор Николаевич?

— Ну, я бы не сказал, что совсем не было результата. Во-первых, заставили Азарова выделить самоуправлению дополнительно 6 миллиардов. Создали Министерство регионального развития.

— Но это отнюдь не системные меры. Точечные. Выбить шесть миллиардов, создать министерство, не наполненное конкретными идеями и функциями.

— Согласен. Но, во-первых, не было правительства Януковича, были — Янукович и коалиционное правительство. И там было много лишних людей.

— Виктор Николаевич, давайте говорить о вашей конкретной профессиональной вертикали. Вы же сами сказали, что специально под реформу было создано Министерство регионального развития. Вы возглавляли профильный комитет. Янукович возглавлял правительство. Что еще надо было для проведения одной, но концептуальной для любой демократии реформы?

К сожалению, и комитет, и министерство развернулись в сторону строительства, но не государственного, а кирпичного. То есть строительства домов, объектов… Региональной политикой мы практически не занимались. Наверное, делали то, что умели… На самом деле я спорил с Яцубой в свое время. Спорил с Азаровым. Но мне говорили: подожди. Сначала — экономика. За пять-шесть месяцев немало удалось. «Регионы» занимались развитием, а не популизмом, который сегодня исповедует правительство Тимошенко.

— Виктор Николаевич, не мне вам объяснять, что толчком любого экономического чуда всегда было и будет развитие регионов и местных общин, а не подсчет доходов от приватизации. «Сильные регионы — сильный центр», кажется, ваш лозунг?

— Но поймите, я не говорю, что правительство Януковича в части решения вопросов местного самоуправления было супер. Однако некоторые вещи нам все-таки удались. Удалось резко повернуть развитие ЖКХ, к примеру, 600 миллионов вместо 15 миллионов — есть разница?

— Но их никто не успел освоить!

— Во-первых, больше половины средств освоено. Даже при том, что деньги действительно пришли на места в конце года. Во-вторых, почему в этой связи вы не вспоминаете о Тендерной палате, которая тормозила тендеры?

— Ваша коллега Раиса Богатырева на тот момент была ее почетным президентом.

— Я ни в коем разе не защищаю Тендерную палату, где присутствуют интересы многих политических сил. Это беда. И своим недавним голосованием за новый закон мы хотели сдвинуть решение этого вопроса с мертвой точки. Мы уже проголосовали за постановление об отмене первого чтения, и будем вносить закон об отмене Тендерной палаты.

— Вам не жаль времени, упущенных возможностей?

— Жаль. Все пятнадцать лет, которые я возглавляю Ассоциацию региональных властей, мне приходилось с кем-то бороться, кому-то что-то доказывать… Кравчуку, Кучме… И Ющенко не самый трудный в этом вопросе президент. Но были и результаты. Однако к местному самоуправлению до сих пор осталось советское отношение, как к некой бутафорской власти.

— Но ситуация- то на местах изменилась. Местные кланы легализовались в партийных списках и обладают реальной властью. Не случайно и Ющенко, и Тимошенко, и Янукович бросились спасать регионы. Там реальная власть, а не в Киеве. И ее хочется прибрать к рукам.

— Я категорически против пропорциональной системы на местном уровне. На национальном уровне также нужна либо смешанная система 50 на 50, либо необходимо вводить верхнюю палату парламента, но избираемую, а не назначаемую, как предлагает президент. Есть и вариант открытых списков. А вообще, я не понимаю, зачем в ВР столько депутатов? Пяти лидеров партий вполне хватило бы. Ведь попробуй депутат проголосовать не так, как фракция.

Что касается упущенных возможностей, будете смеяться, но хотел принести пользу местному самоуправлению. Ушел из области только с этой целью. Комитет в прошлом созыве подготовил 190 законов. У нас работали представители всех партий. Матвиенко, Ключковский, Данилов… Интереснейшие люди. Профессионалы. Не успели. Новые выборы.

О партии, которая замолчала

— То есть вы считаете, что ПР напрасно согласилась на досрочные перевыборы?

— Напрасно. Однако это был компромисс, спровоцированный боязнью повторения ситуации 2004 года. Ведь тогда могли не допустить нарушения КУ, но идти на силовой вариант никто не посмел. И в 2007-м решающим был этот фактор. Когда на Киев двинулись внутренние войска. По меньшей мере, нам, рядовым членам партии, свое решение лидер объяснил именно так. Тогда же мы узнали об обещании Ющенко, что он в последний раз нарушает Конституцию.

— Интересно, он Ахметову это пообещал или Януковичу? Да и дал ли обещание Янукович больше не нарушать Конституцию, оставив в покое депутатов из других фракций, которые по плану Клюева должны были сформировать конституционное большинство в парламенте?

— Может быть, обещания были даны обоим.

— Кстати по поводу обещаний Виктора Андреевича. Вот пока вы к съезду готовитесь, он на первом заседании Конституционного совета уже успел заявить, что новая Конституция должна будет предусмотреть концептуальную реформу местного самоуправления, окончательно и бесповоротно развести полномочия между местным самоуправлением и центром, оставив за государственными администрациями исключительно надзорные функции. Все в духе времени. И в соответствии с Европейской хартией.

— Тем самым Ющенко в очередной раз заигрывает с местными властями. Зачем? Для того чтобы провести новую Конституцию не через парламент, а через референдум. Формула примерно такая: да, я готов решать ваши вопросы, но вы проголосуйте за всю Конституцию, которая отдаст власть в руки, строящего свою республику президента.

— Некоторые считают: пусть строит. Шанс воспользоваться плодами его зодчества есть не только у Юлии Владимировны, но и у Виктора Федоровича.

— В итоге местное самоуправление в очередной раз выпадет из планов президента. Вспомните 2004 год.

— Однако в кулуарах парламента сегодня гуляет версия, которая ставит под сомнение подобный категорический настрой ПР в отношении планов президента. Заключается она в следующем. В апреле-мае в парламенте состоится переформатирование коалиции. Янукович станет спикером. Затем президент проведет кастинг на премьера, и им, возможно, станет Яценюк. При этом условии ПР, согласившейся на подобный формат отношений, одно — поддержка президентом тезиса о федерализме.

— Янукович — спикер, Ющенко — президент федерации? Такой бартер невозможен. Об остальном можно говорить. Во-первых, переформатирование коалиции вполне реально. Потому как де-факто никакой коалиции не существует. Вы видите, что сегодня происходит в «НУ—НС». Однако, что касается проекта Балоги, которого нет, но о котором все говорят, то у меня есть четкое убеждение, что идеи подобного рода нежизнеспособны.

— ПР готова опустить свой бизнес-сегмент под крыло Балоги?

— На сегодняшний день Янукович уверен, что раскола в ПР не будет. Сомневающиеся в этом, конечно, есть. Но увидите, и они в конечном итоге пойдут за ним.

— Так как до президентских выборов уже нет времени раскрутить другого кандидата?

— На самом деле раскрутить можно. И это может быть совершенно неожиданная личность. Вопрос в другом: вряд ли избиратели поймут тех людей из ПР, которые объединятся с НУ. Для востока это антагонистические проекты.

— А тезис об объединении страны?

— Может сыграть. Но увидите. Янукович удержит партию.

— А есть ли она сегодня? Ну, помимо респектабельного офиса, бренда и так неуклюже ведущего себя в оппозиции лидера.

— Действительно, партия замолчала. Последние два года она практически не работала.

— Только держалась за власть?

— В каком-то смысле. Слава богу, сейчас это осознали. Начались серьезные подвижки внутри аппарата.

— Кто сегодня на ключевых ролях? Кто заменил Богатыреву?

— На ключевых позициях по-прежнему Клюев, Колесников. Сегодня Виктор Федорович приблизил Ефремова. Практически он взял на себя функции Богатыревой.

— Так Янукович спикер — это реально?

— А почему нет?

— Тогда чем заплатит президент за подобную уступку со стороны ПР?

— Реформой местного самоуправления.

— Он уже заявил о желании ее провести. Похоже, вы во многом совпадаете с президентом.

— Но не во всем. Президент должен действовать по Конституции. А по Конституции он не имеет права создавать какой-то мифический конституционный совет и решать вопрос принятия основного документа страны в обход парламента. И это ключевое несовпадение.

— Вы не будете поддерживать президента в этом вопросе?

— Нет. В этом плане мы скорее поддержим БЮТ. Для начала надо научиться выполнять действующую Конституцию. А потом ее совершенствовать. Но не менять. К документам подобного рода нужно относиться архибережно. Сегодня Ющенко хочет изменить Конституцию под себя, завтра Тимошенко… Это чревато. К тому же ПР стоит на позициях парламентаризма и не собирается помогать кому-то тащить страну назад. Эту авторитарную партию уже виртуозно отыграл Кучма. Что в какой-то момент было объективно.

— Что ПР предпримет, если президент пойдет в обход парламента?

— Это будет очередное нарушение Конституции. И решение будет принимать наш лидер.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме