Осторожно: двери закрываются. После Румынии и Болгарии Евросоюз временно приостановит прием новых членов

Поделиться
В минувший вторник еще две страны праздновали свое фактическое присоединение к семье европейских наций...

В минувший вторник еще две страны праздновали свое фактическое присоединение к семье европейских наций. Румыния и Болгария с 1 января 2007 года станут соответственно 26-м и 27-м членом Европейского Союза. На этом, как говорят в Брюсселе, завершится пятый этап расширения организации на восток и, в частности, на бывший «лагерь народной демократии», начавшийся еще в 2004-м. С вступлением двух новых членов Европейский Союз приобретет в некотором смысле и новое качество. И все остальные так называемые «страны-соседи», которые уже официально признаны кандидатами на вступление в ЕС или только собираются и пытаются ими стать (а среди них и Украина), будут интегрироваться в Евросоюз уже во многом отличный от того, в который они стремились годы и даже десятилетия.

Показное ликование европейцев по поводу нового расширения ЕС не было столь искренним, как в 2004 году. В Брюсселе отдают отчет: они нарушили свои извечные правила принимать только самых подготовленных кандидатов, самых продвинутых в сфере реформирования экономики и политики, самых усердных в выполнении всех европейских предписаний и пожеланий. В случае с десяткой стран, принятых 2004 году, еще как-то удалось выдержать этот принцип и добиться того, что даже аутсайдеры той волны расширения вступили в Евросоюз так, чтобы никому потом не было стыдно и обидно.

Относительно Румынии и Болгарии ситуация сложнее: эти страны не вполне готовы к полноправному членству. Даже будучи уже членами Европейского Союза, они должны продолжать выполнять все те условия, которые обычно требуют от кандидатов. Это обстоятельство вызывает недоумение у ряда европейцев, возбуждает зависть у стран, вступивших в 2004-м, и сеет непонимание у тех государств и народов, которые все еще толпятся в предбаннике Евросоюза, ожидая из Брюсселя намека на сроки своего возможного принятия. (Более всего оснований обижаться есть у хорватов, экономически подготовленных лучше болгар и румын и намеревающихся вступить в ЕС уже в 2009 году).

Тем не менее завидовать болгарам и румынам не стоит. Их вступление в вожделенный клуб 1 января 2007 года станет событием торжественным. Но оно также заставит серьезно задуматься о пути, по которому идет Европа. Ведь еще никогда прием новых членов в ЕС не сопровождался таким количеством дополнительных условий, оговорок и ограничений. Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что ряд румынских и болгарских товаров не получат доступ на общеевропейский рынок. Румынские и болгарские граждане будут более бесправными на евросоюзовском трудовом рынке, чем их соседи по общему дому.

Кроме того, приняты новые условия по расходованию европейских сельскохозяйственных субсидий. При их неэффективном использовании София и Бухарест лишатся права на большую часть выделяемых из евробюджета сумм. Помимо этого 25 стран получили возможность в случае возникновения конфликтных ситуаций не признавать решений болгарских и румынских судебных инстанций. Румыния и Болгария, скорее всего, не смогут в полной мере влиять на ряд политических решений, принимаемых внутри ЕС: дебатируется вопрос о том, чтобы эти страны не имели права вето.

Обе страны также должны будут продолжить проведение реформ в юридической и законотворческой сфере, кроме того, продолжить переговоры с Евросоюзом по ряду экономических тем и предпринять усилия по борьбе с коррупцией. Они каждые полгода будут отчитываться о проделанной работе перед Брюсселем. Этот т.н. режим мониторинга изобретен Еврокомиссией для того, чтобы удостовериться: Болгария и Румыния не свернут на дорогу, по которой пошли страны, принятые в 2004 году. Там темп реформ снизился, а правительства стали меньше внимания уделять общеевропейским проблемам. Интересно, что сами болгары и румыны в большинстве своем воспринимают данные меры как оправданные. Они полагают: наконец-то появится сила, способная контролировать работу их чиновников в таких ключевых сферах, как борьба с коррупцией и экономические реформы.

Следует отметить, что Болгария и Румыния будут наиболее бедными странами Евросоюза. Их валовой внутренний продукт составит лишь 1% в общеевропейском ВВП, а их совокупное население в 30 млн. человек — это 6% от населения ЕС. Если в Румынии уровень безработицы в процентном отношении находится на среднеевропейском уровне, то в Болгарии он выше.

К положительным сторонам, правда, можно отнести то, что Болгария и Румыния (как и другие страны Восточной Европы) имеют лучший потенциал экономического роста, чем страны из «старой Европы».

Степень и количество ограничений, введенных в отношении Болгарии и Румынии, свидетельствует о появлении в Евросоюзе членов «второго сорта», стран неполноправных, ущемленных в своих европейских правах. Никто точно не может сказать, сколько такое положение может продлиться. Однако эта ситуация заставляет совсем по-другому взглянуть как на перспективы дальнейшего расширения ЕС, так и на существование Евросоюза в целом как единой организации. В ЕС оправдываются, что Европа и так двигалась на разных скоростях. Однако теперь само понятие о единстве выглядит весьма размытым.

В тот самый день, когда решался вопрос с Болгарией и Румынией, руководители Евросоюза дали понять, что на этом процесс расширения организации временно приостанавливается. «Евросоюзу следует заняться институциональными реформами», — заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. По его словам, после зачисления Румынии и Болгарии неразумно расширяться дальше без принятия решения о судьбе европейской Конституции и другим важнейшим вопросам деятельности организации.

Напомним, что процесс ратификации европейского Основного Закона был заморожен после того, как французы и голландцы отвергли документ на референдуме. В немалой степени «евроскептицизм» в отношении Конституции был вызван расширением Евросоюза, которое некоторые посчитали недостаточно продуманным и поспешным. Сразу несколько влиятельных европейских политиков и лидеров стран теперь заявляют о том, что процесс внутренних преобразований и дальнейшее расширение Союза нельзя проводить одновременно. Сегодня они готовы полностью отказаться от расширения ради проведения внутренних реформ.

Ангела Меркель, канцлер Германии, страны, которая будет председательствовать в Европейском Союзе первую половину 2007 года, заявила, что «в обозримом будущем Европа никому не станет давать обещаний, касающихся вступления в ЕС». Именно в период немецкого председательствования будут активно идти переговоры между Украиной и ЕС о новом документе, который в 2008-м заменит Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. По словам канцлера, новой формой отношений Евросоюза с Украиной могло бы стать «тесное сотрудничество», которое она понимает как промежуточную фазу между действующей ныне «политикой соседства» и полноправным членством в ЕС. Правда, и на этой новой стадии, по словам Меркель, не следует давать Киеву какие-либо определенные обещания или признавать его перспективным кандидатом в ЕС.

Европейские политики руководствуются похожими доводами. Например, Жозе Мануэль Баррозу теперь оправдывается, говоря о том, что Румынию и Болгарию приняли в ЕС как бы по инерции. В отношении всех других стран, которым обещано членство (а это Турция, Албания, а также государства, возникшие после распада Югославии), переговоры будут продолжаться, однако теперь о сроках их возможной интеграции говорят неохотно. Возобновление процесса расширения в 2009 году за счет Хорватии теперь зависит от темпов конституционной реформы самого Евросоюза. Сколько займет она времени, ни в Брюсселе, ни в европейских столицах не знают. Тем более что в Европе существуют различные взгляды на то как должен трансформироваться сам Союз.

Дискуссия об этом не прекращается уже несколько лет. Но именно в эти дни она разгорелась в Европе с новой силой, после того как французский министр внутренних дел Николя Саркози, являющийся основным кандидатом на пост президента Франции, предложил вместо Конституции принять уже к концу 2008 года европейский «мини-договор», в котором были бы обозначены новые принципы функционирования Евросоюза. По его словам, принципиальными положениями в таком договоре должны стать отмена права вето стран-членов на решения ЕС и замена консенсуса на принцип подавляющего большинства (решения будут утверждаться 70% голосов). Он также высказался за создание единого органа Европейского Союза по координации внешней политики и выступает за возможность приостановления переговоров о вступлении Турции в ЕС, если Анкара не будет выполнять все требования Брюсселя. В частности, касающихся налаживания нормальных отношений с Кипром.

По самым оптимистическим заявлениям брюссельских чиновников, пожалуй, только лишь Хорватия еще имеет пусть и небольшие, но все же шансы вступить в ЕС на условиях, которые так или иначе напоминают те, на которых в Евросоюз были приняты страны Восточной Европы, а также Болгария и Румыния. Очевидно, что для всех остальных условия уже будут иными. К тому времени, когда они окажутся готовыми к вступлению, иным будет уже сам Европейский Союз.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме