Матти Ванханен: «Мы надеемся, что политика в Украине будет осуществляться на основе закона и уважения демократических принципов и прав человека»

Поделиться
Как-то так получилось в украинско-финских отношениях, что до сих пор визитов на высшем уровне у нас не было...

Как-то так получилось в украинско-финских отношениях, что до сих пор визитов на высшем уровне у нас не было. И хотя подобные мероприятия – события, как правило, формальные и протокольные, тем не менее они являются красноречивым показателем уровня отношений двух стран и их взаимной заинтересованности. После помаранчевой революции интерес к Украине появился или возродился у многих государств. И, несмотря на наши очередные внутриполитические и экономические трудности, сохраняется по сей день.

Финляндия с большим энтузиазмом восприняла оранжевые события осени прошлого года. В Хельсинки уверены, что помаранчевая революция открыла большие перспективы для более тесного политического и экономического сотрудничества Украины как с самой Финляндией, так и с Европейским Союзом в целом. С целью ускорить реализацию этих перспектив в Киев на следующей неделе с официальным визитом прибудет премьер-министр Финляндии Матти ВАНХАНЕН. Сопровождать его будет беспрецедентная как по количеству, так и по уровню представительства в истории украинско-финского сотрудничества делегация финского бизнеса, в которую войдут руководители и топ-менеджеры более тридцати компаний. Такое внимание со стороны финских предпринимателей для Украины принципиально важно.

Стоит напомнить, что в «Отчете о глобальной конкурентоспособности» Международного экономического форума Финляндия названа государством с лучшей конкурентоспособной экономикой в мире. Инновационная среда этой страны также признана одной из образцовых в мире. Для поддержания этих высоких показателей финские компании активно ведут поиск новых рынков. Хочется надеяться, что одной из их удачных находок окажется Украина.

Кроме того, как известно, с июля следующего года Финляндия шесть месяцев будет председательствовать в ЕС, а ее премьер-министр возглавит главный орган Евросоюза – Европейский Совет. И то, что уже сегодня финская сторона активно и внимательно изучает интересы и потребности Украины в ее сотрудничестве с Евросоюзом, говорит об отношении Финляндии к нашей стране. Уже сегодня планируется провести саммит Украина—ЕС в Хельсинки в самом начале финского председательствования — в июле. К тому времени тема нового соглашения между Украиной и ЕС, которое должно будет заменить нынешнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве встанет уже ребром. Насколько нам известно, вопрос о новом документе будет подниматься в Киеве во время визита М.Ванханена. Однако конкретно и предметно говорить о его содержании, считают в Хельсинки, можно будет не раньше лета следующего года, когда уже можно будет оценить результаты парламентских выборов в Украине. К тому времени будет завершена предварительная оценка выполнения Плана действий между Украиной и ЕС, и когда сам Европейский Союз, возможно, уже несколько утрясет собственные конституционные и бюджетные проблемы.

Украинские европейские перспективы по-прежнему не ясны. Но нам есть к чему стремиться.

— Господин премьер-министр, десять лет назад ваша страна вступила в Европейский Союз. Что приобрела Финляндия в результате этого шага, чего лишилась? Почему вы предпочли все же членство в ЕС, а не выбрали модель отношений с Евросоюзом, подобную, скажем, швейцарской или норвежской?

— Финляндия получила от членства в ЕС все, что ожидала от него. Финская экономика стала открытой и более конкурентоспособной, а также способной отвечать на вызовы глобализации. Рост экономики, за исключением первых двух лет членства, у нас происходит несколько быстрее ожидаемого. Финляндия стала более интересна иностранному капиталу, пошла волна слияний финских фирм и предприятий с иностранными компаниями. Внешняя торговля растет быстро, хотя в первую очередь эта тенденция наблюдается не со странами ЕС, а с быстрорастущими рынками более дальнего зарубежья.

Данные за последние десять лет недавно тщательно изучались группой финских экспертов. Они пришли к выводу, что некоторые надежды, которые возлагались, например, на приток прямых иностранных инвестиций в промышленное производство, не оправдались в полной мере. С другой стороны, на момент вступления в ЕС мы не предвидели введение единой валюты в ближайшей перспективе, но, если оглянуться в прошлое, этот факт умножил наши приобретения от членства в ЕС. Несмотря на некоторые опасения, сельское хозяйство выжило, хоть и в виде больших или меньших фермерских единиц.

На мой взгляд, примеры Норвегии и Швейцарии показывают, что альтернатива экономического роста государства вне Евросоюза, но вместе с тем в условиях тесной интеграции с ним, также реальна. К сожалению, сейчас мы переживаем период, когда в глобальном масштабе наименее динамично развивающимися являются экономики стран — членов ЕС. Тем не менее я доволен выбором Финляндии в пользу членства и уверен, что наши приобретения превосходят любые потери.

— Как долго, по вашему мнению, продлится конституционный и бюджетный кризис в Европейском Союзе? Как вы относитесь к отказу Великобритании увеличить свою долю взносов в бюджет ЕС?

— Что касается Конституционного соглашения, ЕС согласился взять паузу для обдумывания. Необходимо время не только для обсуждения этого вопроса как парламентами, так и гражданами, но также для того, чтобы Европейский Совет имел возможность посвятить больше времени насущным вопросам, в частности, экономическим и проблемам глобальной конкуренции. Следующее обсуждение Конституционного соглашения будет проходить во время председательства Австрии в 2006 году. К сожалению, поиск легкого и окончательного решения по этой проблеме может оказаться нелегким, и я боюсь, что этот вопрос останется на повестке дня еще некоторое время, включая председательство в ЕС Финляндии.

Невозможность договориться по вопросу новой финансовой перспективы ЕС до июня не является чем-то фатальным. Из-за того что выборы в Германии были проведены раньше, не следует, что этот вопрос нельзя решить до финского председательства в ЕС, которое начнется в июле 2006 года. Очень рекомендуется это сделать, поскольку необходимо время для создания технической документации перед тем, как политическое соглашение вступит в силу в 2007 году. Уверен, что председательства, предшествующие нашим, приложат все усилия для решения этого вопроса, который еще не достиг уровня кризиса в прямом смысле этого слова.

Проблема отказа Великобритании увеличить долю взносов в бюджет ЕС со временем должен поэтапно решиться. Финляндия поддерживает председательство Великобритании в его стараниях по достижению компромисса касательно бюджета. Более того, приветствуется цель Великобритании стимулировать дискуссию относительно оживления экономического функционирования ЕС на глобальных рынках в соответствии с Лиссабонской стратегией. С нетерпением жду обсуждения этих экономических вопросов на саммите в конце октября.

— Возможно ли, по вашему мнению, продолжение расширения ЕС после завершения кризиса? Если да, то кого вы видите следующими кандидатами на членство в ЕС? Поддерживает ли ваша страна вступление Турции в Евросоюз?

— Расширение ЕС должно продолжаться в соответствии с ранее взятыми им на себя обязательствами, это касается и Турции. ЕС также должен строго чтить собственные условия, поставленные им перед странами-кандидатами и потенциальными членами. Такая составляющая политики, как выполнение условий, нужна, чтобы процесс расширения оставался предсказуемым, справедливым и заслуживающим доверия, даже если это происходит за счет сроков. В то же время ЕС должен и впредь уважать в принципе право каждой европейской страны, которая разделяет европейские ценности и соответствует критериям, добиваться членства в ЕС в соответствующих временных рамках.

Действующий Ниццкий договор дает возможность для интеграции новых членов в институционные структуры ЕС. В свою очередь, должно быть найдено решение для тех стран, которые могут вести переговоры о членстве благодаря прежним обязательствам. Процесс обретения членства в ЕС включает много барьеров и обычно требует времени. Поэтому в свете конституционного кризиса не следует рассматривать расширение ЕС как первоочередной вопрос.

— Насколько известно, Финляндия входит в круг друзей Украины в Европейском Союзе. Каким образом ваша страна могла бы влиять на политику ЕС с тем, чтобы Украине была предоставлена европейская перспектива?

— У ЕС нет прямой политики, препятствующей большим странам становиться членами ЕС. В более отдаленной перспективе финская позиция, поддерживающая объективные критерии, а также справедливые условия для стран — потенциальных членов ЕС, будет полезной для Украины.

— Пожалуй, можно утверждать, что в свое время финны больше всех из скандинавов прониклись романтикой оранжевой революции. Как вы оцениваете сегодняшнюю политическую ситуацию в Украине — раскол команды Майдана и поток взаимных громких обвинений и разоблачений бывших соратников?

— Финляндия — первая из северных стран будет председательствовать в ЕС в ближайшие годы. Поэтому мое правительство заинтересовано получить больше информации из первых рук о внутриполитической ситуации в Украине. Со своей стороны, мы надеемся, что политика в Украине будет осуществляться на основе закона и уважения демократических принципов и прав человека. Кроме того, мы надеемся на здравую и предсказуемую экономическую политику вашей страны, а также дальнейшее развитие отношений с ЕС и соседними странами.

— Какие приоритеты намечает Финляндия в отношениях с Украиной на период председательствования вашей страны в ЕС во втором полугодии следующего года?

— Финляндия унаследует полный список вопросов, стоящих на повестке дня в отношениях ЕС и Украины, которые мы обязаны развивать в сотрудничестве с украинским правительством. В ходе подготовки к саммиту ЕС—Украина появятся и будут рассматриваться новые конкретные вопросы.

— Мы можем вам только позавидовать: в прошлом году Финляндия была названа Transparency International наименее коррумпированной страной в мире. Украину в этом рейтинге от вашей страны отделяет ни много ни мало 121 позиция. Скажите, какими методами вам удалось настолько действенно искоренить зло коррупции?

— В Финляндии всегда был низкий уровень коррупции, и поэтому у нас нет большого опыта борьбы с широкомасштабной продажностью. Одной из причин отсутствия этого зла в нашей стране являются высокие моральные качества и честность наших государственных служащих, обусловленные, вероятно, ответственностью госслужащих среднего звена за доверенную им работу.

У нас хорошо развита система делегирования решения вопросов неполитического характера государственным служащим. Политикам высшего звена не свойственно вмешиваться в принятие таких решений. И это уменьшает для политиков возможность подвергнуться какому-либо неправомерному влиянию.

Благодаря очень четкой и прозрачной бухгалтерской отчетности частным компаниям нелегко скрыть свои нелегальные капиталы, которые могли бы создать возможности для взяток.

— Финская система местного самоуправления весьма эффективна. Какую помощь ваша страна может оказать в реформировании украинской системы местных органов власти?

— Во время моей работы в правительстве система предоставления базовых социальных услуг местным самоуправлением находится в процессе реформирования. Но все предложения пока тормозятся из-за опасений, что самые маленькие муниципалитеты не смогут в будущем предоставлять социальные услуги на достаточно высоком уровне. Когда у нас появится опыт внедрения таких реформ, мы будем рады поделиться им с Украиной.

— Какие финские компании готовы прийти работать в Украину? В какие сферы нашей экономики они могли бы сделать инвестиции? Что необходимо предпринять с украинской стороны, чтобы финский инвестор массово пришел в Украину?

— Сегодня многие финские компании стремятся стать игроками мирового масштаба в своей сфере деятельности. Это касается многих малых и средних компаний, которые нашли свою узкую нишу в мировом производстве. Такие компании, даже если они и невелики, занимаются поиском рынков во всех уголках мира, включая и Украину. Величина и состав сопровождающей меня делегации бизнесменов отражает эти тенденции.

Для малых и средних компаний огромное значение имеет общий бизнес-климат. Он включает такие аспекты, как налогообложение, инфраструктура, законодательная система и т.д. Сейчас в завершающей стадии ратификации находится двустороннее соглашение между Финляндией и Украиной о содействии и взаимной защите инвестиций. Этот документ сможет по некоторым вопросам уменьшить препятствия для создания финских предприятий в Украине.

Некоторые финские компании уже планируют конкретные инвестиции, и примеры таких планов будут обнародованы во время моего визита в Украину на следующей неделе.

— Видите ли вы перспективы регионального сотрудничества Балто-Скандинавского и Черноморско-Каспийского регионов?

— Бoльшая часть северных стран и все балтийские государства являются членами Европейского Союза. У ЕС существуют механизмы для сотрудничества как с Черноморским, так и с Каспийским регионами. В частности, для стран Черноморского региона Европейская политика соседства предлагает многостороннее сотрудничество и финансовые инструменты.

Наши регионы географически и ментально близки. Нет ни одной причины, препятствующей бизнес-кругам наших стран найти друг друга и воспользоваться соответствующими возможностями обоих регионов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме