Желаемое и действительное. Путина и российскую бизнесс-элиту украинская игра в поддавки не подвигла ни на какие уступки

30 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 30 июля-6 августа 2004г.
Отправить
Отправить

Несмотря на реверансы Президента Украины Л.Кучмы в адрес президента РФ В.Путина и навязчивое забл...

Несмотря на реверансы Президента Украины Л.Кучмы в адрес президента РФ В.Путина и навязчивое заблуждение, что российская сторона отменит взимание НДС с энергоносителей, поставляемых в Украину и подпишет долгосрочное соглашение о транзите нефти на взаимовыгодных условиях; несмотря на пламенные призывы премьера В.Януковича подсобить с горюче-смазочными материалами в обмен на «сдачу» россиянам нефтепровода Одесса—Броды, ни на что это не глядя, россияне остаются верными себе. Даже если в беседах с глазу на глаз украинскому Президенту что-то когда-то В.Путин и посулил (как-никак восемь раз уже встречались за последнее время), практического подтверждения этому нет. И, похоже, не будет.

В отношении ситуации на украинском рынке нефтепродуктов, где цены уже на 10% превышают уровень так называемых среднемировых цен, российский президент дал четко понять украинскому коллеге в Ялте, что это внутреннее дело Украины, и, мол, пусть украинская сторона с нефтетрейдерами и договаривается. Как умеет. Тем более, подчеркнул В.Путин, что в Украине работают-то компании-резиденты Украины. Что, безусловно, правда: «ТНК-ВР Украина» — на Лисичанском НПЗ, «ЛУКОЙЛ-Украина» — Одесском НПЗ, «НК «Альянс-Украина» — Херсонском НПЗ, российская «Татнефть» — в составе «Укртатнафти» на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе. А с российскими нефтяными компаниями, заметил Путин, у него и самого непростой диалог, один «ЮКОС» чего стоит…

Не помогли и проникновенные признания Кучмы в том, что за первые пять месяцев нынешнего года товарооборот между Украиной и Россией вырос на треть в сравнении с аналогичным периодом минувшего года, и превысил 6 млрд. долл. И что «столь динамичное развитие торгово-экономических отношений стало возможным благодаря активизации контактов и президентов, и глав правительств, а также представителей деловых кругов». Не помогло и то, что украинский Президент восхвалял продвижение украинско-российского партнерства в нефтегазовом секторе: «После того, как российский капитал пришел на Лисичанский, Одесский, Херсонский нефтеперерабатывающие заводы, за несколько лет поставки нефти возросли в 6—8 раз».

Не впечатлило — для россиян это не повод лишать свою казну дохода от нефтеэкспорта. А с реверсом россияне, похоже, обошлись просто: предложили те же обещанные для нефтепровода Одесса—Броды «до 9 млн. тонн» нефти взять с Одесской гавани. Без вариантов — просто перераспределить нынешние нефтеэкспортные потоки.

Что же касается пошлин на экспорт российской нефти в Украину, то В.Путин разъяснил популярно: «Наши партнеры в Украине и других странах должны знать, что в соответствии с действующим российским законодательством при повышении мировых цен на энергоносители автоматически пересматриваются и экспортные пошлины на них в России». Определяется средневзвешенная цена, а «все, что лежит за этими пределами, — это спекулятивные цены», уточнил Путин.

За последние два месяца мировой рынок нефти, хотя и не был стабилен, но тенденция к подорожанию нефти сохранялась. Средние цены держались на уровне 33—34 доллара за баррель. В этот период пошлина на поставляемую в Украину российскую нефть составляла 41,6 доллара с каждой тонны. В России экспортную пошлину устанавливают, исходя из динамики цен на мировом рынке за предыдущие месяцы. Так вот, проанализировав динамику цен, российское правительство за 10 дней до ялтинской украинско-российской встречи объявило об увеличении уже с 1 августа пошлины на экспорт нефти с нынешних 41,6 до 69,9 долларов…

Окончательно развенчал украинские надежды на оперативные уступки со стороны РФ хотя бы в вопросе двойного НДС российского нефтеэкспорта президент компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, уточнивший дату, в отношении которой он еще лелеет надежду: «С 1 января будет решена проблема, и налог на добавленную стоимость будет взиматься со страны назначения, что упростит систему подачи на Украину нефти». По его словам, это «сделает более прозрачным сам механизм работы на территории Украины российских компаний»; что такое решение «даст возможность конечному потребителю почувствовать это из-за того, что цена будет более стабильной и формула цены будет понятна и прозрачна». Дай-то Бог…

А пока что украинским потребителям, скорее всего, следует готовиться к повышению цен на нефтепродукты. А Кабмину и премьеру — объясняться и с операторами рынка нефтепродуктов, и с потребителями, они же — избиратели. Последнее обстоятельство весьма существенно для премьера В.Януковича — как кандидата в президенты. И то, что глава российского государства практически остался безучастным к стенаниям Виктора Федоровича, красноречиво свидетельствует: гипотетическую поддержку одному из кандидатов в президенты Украины В.Путин окажет, но поддерживать Януковича за счет российского бюджета не намерен. Даже несмотря на то, что весомые доходы нефтеэкспортеров в принципе позволяют это сделать россиянам безболезненно. Другими словами, записать в свой актив однозначное решение проблемы наполняемости и ценовой стабильности украинского рынка нефтепродуктов В.Янукович имеет немного шансов.

Что же могут сделать премьер и правительство, дабы избежать очередного бензинового кризиса? По большому счету, только то, что и месяц назад: в добровольно-принудительном порядке склонить основных операторов нефтепродуктового рынка сдерживать цены. Хотя бы до выборов.

Более чем вероятно, что ничего другого премьер и не может предпринять. Никто из подписавших меморандум с правительством не рискнет публично подтвердить, что сделка с Кабмином предусматривала обязательства обеих сторон — и нефтетрейдеров (сдерживать цены и не создавать дефицита топлива), и правительства: запротоколировать обязательства правительства Украины было просто невозможно. Но есть масса косвенных подтверждений того, что наш Кабмин неофициально пообещал нефтяным компаниям в обмен на временное сдерживание цен на самый ходовой бензин АИ-95 (не более 2,9 грн./литр) и дизтопливо (для аграриев) не сдерживать экспорт нефтепродуктов из Украины и не ограничивать цены на легированные марки бензинов.

Подписавшие меморандум с правительством нефтяные компании как могли (или как хотели) сдерживали свое слово. И даже терпеливо ожидали следующего раунда переговоров с Кабмином. Трагедия в Донецком регионе отстрочила переговоры. Но еще до этого операторы рынка нефти и нефтепродуктов в большинстве своем отказались от всяких публичных комментариев и прогнозов относительно перспектив. Однако они настоятельно просили Кабмин продолжить диалог. Уже потому, что прежние договоренности, мягко говоря, устарели. К тому же правительство не сдержало обещания не чинить препоны экспорту нефтепродуктов из Украины (так нефтяные компании могли компенсировать издержки из-за ограничения роста цен на внутриукраинском рынке нефтепродуктов). Кабмин все-таки ввел ограничение экспорта путем обязательного лицензирования таких операций. А то, что каждую лицензию нефтетрейдеры получали, что называется, с боем, могут подтвердить многие. Если рискнут. Не исключено, что это были происки чиновников среднего звена. Но без намека сверху вряд ли бы кто рискнул «сдерживать» экспортеров...

Насколько известно «ЗН», в ходе последней встречи нефтеоператоров с В.Януковичем, последний без экивоков пояснил, что до выборов президента они «должны держать цены».

Спрашивая у операторов рынка, что их может заставить сдерживать цены, в ответ слышали однозначное: «Мы намерены работать на этом рынке и после выборов...»

О том, что они намерены работать в Украине, независимо от того, кто именно станет следующим главой Украинского государства, никто вслух не рискнул сказать. Что, в общем, и не нужно: основные операторы рынка «привязаны» к нефтетранспортным и нефтеперерабатывающим мощностям на территории Украины.

Будь у правительства резервный запас топлива, можно было бы прибегнуть к интервенции и таким способом на какое-то время удержать рынок в состоянии хотя бы относительной стабильности. Но Кабмин на это вряд ли может уповать. Разве что «сочувствующие» В.Януковичу состоятельные бизнесмены на свой страх и за свой счет возьмутся за благородное дело стабилизации украинского рынка нефтепродуктов.

Правда, Кабмин еще может, наверное, рассчитывать на НАК «Нафтогаз України». После того как «отыграли
назад» передачу оставшихся государственных нефтяных активов, глава «Нафтогаза» просто вынужден хоть наизнанку вывернуться, а всеми способами подсобить правительству. И, вполне возможно, подсобил бы с дорогой душой. Если бы тот же Камбин настоятельно не намекал ему о «спонсорстве» во многих правительственных (и не только) начинаниях...

Обратной стороной меморандума нефтекомпаний с Кабмином стало «разведение бензина». Проконтролировать каждую АЗС и бензоколонку нефтепроизводители и поставщики ГСМ не в силах. Тем более если у них масса партнеров — джобберская сеть АЗС. В итоге качество бензина в Украине резко ухудшилось — бодяжат. Проверяющие всех мастей ситуацию не спасают. Разве что штрафуют пойманных на горячем.

Антимонопольный комитет, по признанию его главы, также не способен кардинально повлиять на ситуацию. Пока проверят, пока составят акты, согласуют, проанализируют, ситуация сто раз изменится.

На фоне сказанного выше неудивительно, что многие региональные «короли бензоколонок» игнорируют любые меморандумы. Как, например, донецкий предприниматель – директор компании «Параллель» Дмитрий Кулик: решил, что более нет резона держать цены — и отпустил... Теперь 95-й бензин на его заправках стоит не 2,9 грн. за литр, как предусмотрено меморандумом трейдеров с правительством, а уже 3,1 грн. Ну невыгодно ему «сдерживать себя»... По словам Д.Кулика, закупочная цена на бензин, производимый в Прибалтике, откуда импортирует топливо компания «Параллель», возросла на 16,5%, в то время как в рознице цена повысилась только на 13,5%.

Прогнозировать ситуацию на рынке нефтепродуктов Украины никто из его непосредственных участников не рискнет. И это симптоматично. В неофициальных разговорах многие нефтетрейдеры допускают, что после президентских выборов цена 5 грн./литр бензина марки АИ-95 вполне реальна (и это не предел). Но уже сейчас идет перманентное повышение цен на все виды нефтепродуктов. Разве что без резкого скачка цен, как это было в конце мая — начале июня.

Четкой «формулы цены» (и не только на нефть, газ и т. п.) не существует. В такой виртуальной формуле хотя бы теоретически каждый для себя определяет константу, точку опоры. Нынешняя украинская власть, очевидно, с этой задачей не справилась. Так стоило ли Президенту и правительству Украины бездарно сдавать последние весомые экономико-политические доводы?!

Россияне последовательны в своей стратегии. Пропагандируя равноправные партнерские отношения, даже российские компании с украинской пропиской не забывают о своих интересах. И не только в энергосекторе. Возбуждение антидемпингового расследования в отношении украинских экспортеров труб в РФ очередное свидетельство этого.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК