СУДНЫЙ ДЕНЬ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ О ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЕЕ РЕАЛИЗУЮЩЕЙ

23 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 3, 23 января-30 января 2004г.
Отправить
Отправить

Августимов против Кабмина Вот уж не думала из журналиста, пишущего на темы пенсионной реформы, переквалифицироваться в судебного репортера, а ноги сами несут в суд...

Августимов против Кабмина

Вот уж не думала из журналиста, пишущего на темы пенсионной реформы, переквалифицироваться в судебного репортера, а ноги сами несут в суд. Что поделаешь, если после многолетних законодательных мытарств пенсионная реформа в Украине началась не только с перерасчета пенсий и, как следствие, толп пожилых людей, мерзнущих в очередях под районными отделами Пенсионного фонда, но и судебного разбирательства, обещающего стать очень громким.

19 января с.г. в Печерском районном суде г. Киева началось слушание по делу «Августимов против Кабмина». Истец, небольшая группка поддержки, юрист из отраслевого профсоюза, трое журналистов... Со стороны правительства — ни души.

Кем-кем, а профессиональным «сутягой» Виталия Леонидовича Августимова не назовешь. И воюет он сегодня прежде всего за идею, а не за 124 гривни, по правительственному произволу изъятые из нового размера его, скажем прямо, немаленькой пенсии. В жизни нынешнему президенту корпорации «Укрэлекор» выпало многое: в доперестроечные и перестроечные годы директорствовать на крупных промышленных предприятиях Ивано-Франковска и Киева, заниматься общественной работой в качестве вице-президента УСПП, наконец, писать кандидатскую на мудреную техническую тему. А вот судиться — впервые. И, трижды переписав исковое заявление, до буковки изучив нормативно-правовую базу относительно пересчета пенсий и методик определения средней заработной платы, он нисколечко не сомневается: мы победим! Мы — это пенсионеры, обобранные и униженные постановлением Кабинета министров №1783 от 20 ноября 2003 года «О мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан».

По мнению истца, высказанному в жалобе в суд, данный документ «является образцом циничного вмешательства Кабинета министров Украины в сферу полномочий Верховной Рады, грубым нарушением Конституции Украины (г-н Августимов считает, что нарушены ст.19, 22, 85,92,113,116 и 117 Основного Закона. — Н.Я.), законов Украины, игнорирования собственных постановлений». И далее: «Само название постановления №1783 от 20.11.03 резко контрастирует с его содержанием, а содержание является издевательством над правом и законом».

Истец требует, во-первых, приостановить действие указанного постановления с момента подачи жалобы, во-вторых, признать постановление неправомерным, в-третьих, восстановить его права на получение пенсии в размерах, предусмотренных законом об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Выигрыш этого дела может стать важным прецедентом, показав нашей исполнительной власти, что закон — для всех, и нельзя безнаказанно залезать в карман даже такой слабой и незащищенной категории граждан, как пенсионеры.

Отпечатки пальцев

О сущности пресловутого постановления №1783 «ЗН» написало по горячим следам, еще в конце ноября, вызвав волну звонков и писем в редакцию. Нам сразу же показалась несостоятельной официальная версия Пенсионного фонда, что, дескать, цифру средней зарплаты за 2002 год — основу основ при нынешнем перерасчете пенсий — закон разрешает «корректировать» с официальных госкомстатовских 376 гривен до 306. И что для целей перерасчета средняя зарплата за базовый 2002 год должна исчисляться исключительно из тех сумм, с которых делались взносы в Пенсионный фонд, то есть как раз 306, — поскольку если бы законодатель что-нибудь подобное предусматривал, он так прямо в законе и написал бы. А еще бы в заключительных положениях закона предписал бы правительству разработать соответствующую методику.

О том, что в «расчете» и его «толковании» кроется немалая толика лукавства, нам рассказал народный депутат Валерий Алешин. Оказывается, была еще промежуточная (между 376 и 306) цифра — около 340 гривен, рожденная в кругах, близких к Минтруда и социальной политики и более точно отражающая среднюю зарплату за 2002 год без учета тех сумм, с которых не предусмотрена уплата взносов в ПФ. (Впрочем, об этом подробнее см. в интервью с г-ном Алешиным на стр.7).

Если это действительно так, то 306 — не более чем «народное творчество» сотрудников Пенсионного фонда. Сколько бы в кабминовском постановлении эту новацию ни преподносили как совместную — Пенсионного фонда и Государственного комитета по статистике.

Один только аргумент. К иску г-на Августимова прилагается копия ответа из Госкомстата за подписью его руководителя Александра Осауленко (от 15.12.03 №6-2-9/368) на депутатский запрос Александра Стояна от 1.12.03, и из нее явствует, что наши статистики ни в коем случае не желают брать на себя ответственность за непопулярное решение. Да, они обеспечивали разработчиков постановления необходимым цифровым материалом, в частности, о средней зарплате по Украине в 1940—2002 годах. Да, они ответили на дополнительный запрос ПФ относительно «расчетной величины среднемесячной заработной платы за 2002 год без учета подоходного налога и взносов на общеобязательное страхование» (выделено мной. — Н.Я.). Однако в последнем абзаце госкомстатовского письма говорится дословно следующее:

«Что касается размера средней заработной платы (306,45 грн.) за 2002 год, которая в соответствии с п.2 постановления Кабинета министров Украины от 20 ноября 2003 года № 1783 применяется во время перерасчета пенсий в соответствии со статьей 43 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», то за разъяснениями по этому поводу необходимо обратиться к Пенсионному фонду, как главному разработчику данного постановления».

В правительстве подмахнули бумажку из Пенсионного фонда не читая? Вряд ли. Различные собеседники просветили «ЗН» относительно того, что в Минтруда проект постановления № 1783 был воспринят без энтузиазма, но в итоге его завизировали, видимо, не желая конфронтации с более сильными и бюрократически искушенными руководителями ПФ.

О том, что проект постановления «не очень», не могли не знать и руководители правительства. Потому что профильное управление секретариата Кабмина написало к документу замечания (по одним данным, довольно пространные, по другим — лаконичные), в которых указывалось, что подобная корректировка средней зарплаты за 2002 год не соответствует закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Были ли подобные замечания со стороны юридического управления секретариата и как отреагировало Министерство юстиции, история пока умалчивает. Зато теперь Минюсту придется отстаивать правительственную позицию в суде.

Перспектива для власти

Судов будет несколько. Кроме г-на Августимова, в Печерский районный суд в интересах членов профсоюза Гордиенко, Каленченко и др. обратилась Украинская федерация профсоюзных организаций — профсоюз работников совместных предприятий (письмо от 14.01.04 за №03/01). Предмет жалобы тот же — о признании неправомерным постановления Кабмина №1783. Кстати, юристы профсоюза указывают на нестыковки даже в пределах оспариваемого постановления: согласно приложению 2, средняя заработная плата работников, занятых в отраслях экономики, за 2002 год составляет 376 гривен, а не 306,45, как это указано в п.2 того же постановления. Экий у нас «плюрализм», когда требуется минимизировать расходы Пенсионного фонда!

Федерация солидарных профсоюзов Украины решила пойти другим путем —обратившись как юридическое лицо с иском к Кабинету министров в местный хозяйственный суд г. Киева. О чем в четверг сообщил «ЗН» заместитель председателя Федерации Сергей Китаев.

Дата этого слушания пока не известна. А в деле «Августимов против Кабмина» по причине неявки ответчика объявлен перерыв до 12 февраля 2004 года.

Перспектива для пенсионера

Сейчас, когда почти 14 млн. пенсионеров уже получили январские пенсии, в полный голос звучат обиды, и это вполне объяснимо. Ведь те, кто в ходе перерасчета получил существенную прибавку, воспринимают случившееся как должное и не спешат выказывать бурную радость соседям, знакомым, друзьям — всем тем, кому почтальон в январе принес к имевшимся 150 жалкую добавку в размере шести гривен.

Самые общие наблюдения показывают, что среди обиженных очень много тех, кто выходил на пенсию в 1991—1994 годах. Специалистам, вероятно, еще предстоит объяснить эту пенсионную «яму». Возможно, и тут имеют место отголоски постановления № 1783, а может, все объясняется относительно низкой в начале 90-х зарплатой в бюджетной сфере на фоне либерализированных и стремительно подросших в то время зарплат в отраслях народного хозяйства.

В ходе только что начавшейся реформы очень сильно пострадали женщины, но ни один из идеологов пенсионной реформы пока не рискнул этот факт признать вслух. Подруга моей матери, 74-летняя Лидия Михайловна, очень разобиделась на правительство, получив в январе 156 гривен. Но с таким же основанием она может обижаться и на украинского законодателя: при 32 годах стажа и зарплате примерно на уровне средней по стране ей положено 32 процента от 306 гривен — по одному проценту за каждый отработанный год. Причем даже если справедливость восторжествует и Пенсионный фонд обяжут при перерасчете исходить из цифры 376, ситуация для милейшей Лидии Михайловны практически не изменится.

Увы, чтобы получать сегодня приличную пенсию, женщины должны иметь либо заработки советских времен на уровне 500—700 рублей (скажите, а много ли таких среди библиотекарей, учителей, медсестер и прочих представительниц типично женских профессий), либо 45, а еще лучше — 50—55 лет трудового стажа. О трех десятках отработанных лет, когда-то дававших право чувствовать себя на заслуженном отдыхе человеком, можно раз и навсегда забыть. То будет не пенсия, а слезы. Да, нас долго тешили рассказками о накопительных пенсионных системах — государственной и негосударственной, но первая — когда еще будет, а вторая — явно не для всех...

Пишу об этом не для сегодняшних старушек, а больше для 40—50-летних. При нынешнем чрезвычайно жестком пенсионном законе и традиционно более низких, нежели у мужчин, заработках нам суждено, как говаривала одна моя давняя знакомая, «працювать, працювать і в праці сконать». Выходить на пенсию в 55 лет категорически невозможно! На повестке дня — неминуемое повышение пенсионного возраста для женщин.

Впрочем, и в новом законе есть лазейка, позволяющая несколько улучшить свое финансовое положение в старости. Это добровольный более поздний выход на пенсию, благодаря которому пенсионные суммы увеличиваются на определенный процент.

Правом отсрочки выхода на заслуженный отдых следовало бы воспользоваться и тем, кому 55(60) исполняется в 2004—2005 годах, — как мужчинам, так и женщинам. Специалисты говорят, что новоназначенные в эти годы пенсии будут очень низкими (если речь идет не о льготных, депутатских, научных, пенсиях для госслужащих и пр.). И дело здесь уже не в депутатском недосмотре или «происках» Пенсионного фонда. Более того, Фонд предупреждал, а большинство из нас от этих предупреждений отмахивались, как от назойливого жужжания мухи...

Дело в том, что с 1 января 2004 года, т.е. дня вступления в силу нового пенсионного закона, пенсии назначаются по двухсложному принципу. Попробуем объяснить в самых общих чертах.

Итак, берутся справки о заработках за любые пять лет подряд (60 месяцев) за период до 1 июля 2000 года плюс — абсолютно все помесячные данные, начиная с 1 июля 2000-го, из системы персонифицированного учета плательщиков пенсионных взносов. Допустим, с 1.07.2000 до момента выхода гражданина Н. на пенсию прошло четыре года. Суммы, с которых за эти четыре года он уплатил взносы в ПФ, прибавляются к зарплатным данным за пять лет. Итоговая сумма делится на общее количество месяцев (9 х 12 = 108). И если в Пенсионный фонд, несмотря на увещевания его сотрудников, работодатель гражданина Н. делал отчисления только с некоей крайне низкой официальной зарплаты — тогда на пенсию человеку хоть не иди. Потому что даже высокие «старые» заработки будут ухудшены низкими «новыми» — теми, с которых уплачена пенсионная «подать».

Да, можно найти множество объяснений: и 32 процента отчислений в ПФ чересчур обременительны, и у предприятия нет денег, и тратиться на каких-то «чужих» пенсионеров не хотелось. Теперь это нежелание работника и еще в большей степени — работодателя обернется очень невысокой пенсией будущему пенсионеру, и мы должны открыто посмотреть правде в глаза.

К сожалению, по рынку пополз слушок, что сумму пенсии можно увеличить, позолотив кое-кому ручку. Пока этот слух касается только нынешнего перерасчета. Не исключаю, что это поклеп, что обиженные старики просто завидуют пенсиям более удачливых соседей или знакомых. Все возможно! Но будем откровенны: спешка, в которой пересчитываются более десяти миллионов пенсий, затрудненный доступ к «телу» инспектора Пенсионного фонда (теперь требуется сперва получить талончик на прием) — все это барьеры на пути честного и прозрачного решения вопроса. К сожалению, подобные препоны в нашей стране не считается зазорным устранять при помощи денег.

Создание потенциально коррупционной среды в пенсионном деле — пожалуй, наихудшая гримаса пенсионной реформы. Может быть, еще не поздно задуматься и что-то предпринять?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК