Уже пять лет проблема ЧФ, доставшаяся Украине после распада СССР, висит на шее государства тяжелым политическим и экономическим грузом. Корабли, береговая инфраструктура и люди, «зависшие» в 1991 году, остаются предметом длительного спора между властными структурами России и Украины.
Какова же перспектива Черноморского флота и связанного с ним украинского в контексте современных экономических реалий?
Каким был флот?
Понятно, нынешний Черноморский флот, построенный во времена «холодной войны» и деления на «два мира, два образа жизни», представлял собой довольно внушительное оперативно-тактическое соединение. Он насчитывал около 100 тысяч человек и более 800 кораблей и судов.
В составе ЧФ были соединения противолодочных и десантных кораблей, подводные лодки, истребительная и морская ударная авиация, многочисленные объекты береговых и тыловых частей. Пусть в сокращенном виде, но существовала Средиземноморская эскадра, основной пункт базирования которой находился в порту Тартус (Сирия).
Дислокация флота по всему побережью советского Причерноморья от Измаила до Батуми с судостроительными и судоремонтными мощностями позволяла в основном выполнять поставленные задачи. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что командование ВМФ СССР никогда не переоценивало значения ЧФ, втиснутого в узкие рамки проливов Босфор и Дарданеллы, которые надежно закупориваются, словно горлышко бутылки. Именно поэтому с 1982 года Черноморский флот не пополнялся новыми современными кораблями. Другими словами, боевой состав ЧФ сегодня устарел и морально, и физически.
В отсеке сего дня....
Именно это обстоятельство ставит перед командованием ВМФ РФ вопрос реформирования ЧФ, уйти от которого просто невозможно. Хотя в командовании ЧФ есть силы, разыгрывающие политические партии в интересах замедления сокращения флота, он все же неуклонно реформируется. Причем ЧФ пытается избавиться от наиболее крупных, а значит, требующих больших затрат на свое содержание кораблей.
Например, противолодочный крейсер «Москва» (ему пристальное внимание уделял мэр «первопрестольной» Юрий Лужков) выведен из состава сил постоянной готовности и вот-вот будет продан. Другой вертолетоносец - «Ленинград» - продан за рубеж, но во время буксировки затонул вблизи берегов Африки.
Что касается мелких кораблей, то они идут «на иголки и булавки». Предприятие «Вторчермет», находящееся в Инкермане (пригород Севастополя), работает с высокой нагрузкой, и, судя по всему, отсутствие сырья ему не грозит. Во всяком случае судораздельщики вполне довольны заработками и премиальными, которые всегда выплачиваются своевременно.
О том, что корабли ЧФ находятся далеко не в лучшем техническом состоянии, говорит тот факт, что только 50 боевых кораблей подготовлены сегодня в соответствии с руководящими документами для решения задач в море. Подтвердил эту цифру и недавний сбор-поход кораблей ЧФ под руководством командующего флотом адмирала Виктора Кравченко: 40 единиц смогли принять участие в маневрах, что составляет менее 10% состава флота.
Для сравнения: недавние оперативно-тактические учения ВМС Украины «Море-96» объединили 40% кораблей украинского флота. И это при том, что в результате первого этапа раздела ЧФ под флаг вице-адмирала Владимира Бескоровайного перешли корабли и суда в очень тяжелом техническом состоянии. Однако благодаря умело построенным отношениям с регионами Военно-Морские Силы за счет шефской помощи сумели ввести в строй большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський», корвет «Хмельницький», гидрографическое судно «Сімферополь», ракетный корабль «Каховка» и др. В то же время крейсер ЧФ «Слава» (ныне он переименован в «Москву») уже несколько лет ремонтируется в Николаеве, но все никак не вернется в боевой состав флота.
Перспектива -
в тумане
Адмирал Эдуард Балтин, руководя Черноморским флотом, без устали настаивал на его единстве и оперативно-стратегическом значении. Уйдя в Москву, Эдуард Дмитриевич, похоже, изменил свою точку зрения. В одном из интервью «Независимой газете» адмирал признался, что спасать ЧФ уже поздно. Из остатков флота, по его мнению, нельзя создать не то что стратегическую, но даже тактическую группировку.
Если брать за точку отсчета это признание, то в случае неизменности положения дел на ЧФ он через 15 лет просто прекратит свое существование.
По мнению специалистов, есть два пути реформирования ЧФ. Во-первых, сокращение флота и модернизация тех кораблей, которые представляют ценность. Во-вторых, строительство новых кораблей. На первом пути - труднопроходимые препятствия в виде отсутствия финансирования судоремонтных флотских предприятий в Севастополе, неопределенности статуса ЧФ. Второй путь представлялся бы более привлекательным, если бы опять-таки не отсутствие средств.
Скажем, на стапелях Черноморского судостроительного завода в Николаеве на протяжении ряда лет стоит тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», который достался Украине после распада СССР. Корабль, при технической готовности 70%, предлагался российской стороне. Однако ни одна страна мира, включая Россию, не решилась на этот шаг. И вот завод договорился с одной из английских фирм реализовать авианосец в качестве металлолома по цене 200 долларов за тонну стали. Причем украинское предприятие от такой сделки несет убытки, ведь для резки «Варяга» необходимо создать специальные технологические линии, которые стоят 250 млн. долларов. Однако же содержать недостроенный корабль - тоже накладно.
Не лучшая судьба у второго корпуса крейсера типа «Слава». От него Россия еще не отказалась, но средств для достройки корабля тоже нет.
Таким образом, в ближайшие годы вряд ли появятся на Черном море современные боевые корабли под андреевским флагом.
Свет
в конце тоннеля
Специалисты утверждают, что Военно-Морские Силы Украины, имеющие гораздо больше проблем, чем ЧФ, все же находятся в более привлекательном положении.
Во-первых, в составе украинского флота имеются относительно новые корабли: фрегат «Гетьман Сагайдачний», корвет «Луцьк», малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) «Донецьк». Во-вторых, в Киеве и Феодосии заложены корветы «Львів», «Запорізька Січ», «Луганськ», «Тернопіль», МДКВП «Іван Богун». В Керчи имеет 37% готовности фрегат «Байда Вишневецький». В-третьих, командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Бескоровайный добился изменения психологии командного состава флота в отношении ремонта доставшихся от ЧФ кораблей. Во главу угла поставлена ремонтная подготовка моряков. С этой целью они направляются на судоремонтные предприятия Украины, где, в частности, учатся собирать корабельные двигатели и т. д.
Уже сегодня такая практика дает положительный эффект. В июле с.г. пресс-центр ВМС Украины заявил о том, что 50% кораблей украинского флота готовы выйти в море. Это подтвердили первые в истории ВМС Украины оперативно-тактические учения флота «Море-96».
Другим примером верно выбранного пути является несколько дней назад начавшийся трансатлантический переход фрегата «Гетьман Сагайдачний» и большого десантного корабля «Костянтин Ольшанський» к берегам США для участия в международных учениях морской пехоты «Осенние союзники-2».
Конечно, в новых экономических и политических условиях (если сравнивать с началом этого года, когда «пошел процесс» раздела ЧФ) второй этап раздела ЧФ начнется иначе. Об этом, кстати, вице-адмирал Владимир Бескоровайный заявил довольно твердо. Он намерен добиться того, чтобы принять от ЧФ в Севастополе 54 корабля хотя бы в удовлетворительном состоянии, в противном случае - «снова проводить раздел флота».
Думается, право «первого хода» сегодня имеет Владимир Бескоровайный, который сумел сдержать слово, данное им журналистам в апреле в момент приема от ЧФ 27 кораблей и судов в Донузлаве. Напомню, адмирал тогда сказал: «Через полгода корабли и суда Южного морского района смогут выполнять свойственные им задачи».