Существующая система регулирования рынка телекоммуникаций недееспособна, считает руководитель экспертной группы Netton.Telecom Роман Химич.
По словам эксперта, в сфере государственного управления отраслью связи сложилась нелогичная и неэффективная конструкция в составе Госкомсвязи, НКРС и АМКУ, где существует проблема фактического распределения функций Администрации связи между двумя ведомствами — Госкомсвязи и НКРС.
«Ключевой проблемой является фактическая неспособность существующей системы осуществлять упреждающее регулирование (так называемое ex-ante) противоречий между участниками рынка», — отмечает он.
По его словам, с просьбой урегулировать конфликты участники рынка обращаются в АМКУ, в то же время Антимонопольный комитет не имеет ресурсов, чтобы заниматься регулированием рынка телекоммуникаций.
«Для этого, собственно, и была в свое время и при активном участии АМКУ создана Нацкомиссия по регулированию связи как отраслевой регулятор. К сожалению, и сегодня, спустя пять лет после появления на свет, НКРС не исполняет свою титульную функцию», — поясняет Химич.
При этом после подчинения в 2008 году Кабмину НКРС и вовсе потеряла свой статус, подчеркнул эксперт, отметив, что необходимо или возвращать комиссии статус действительно независимого регулятора и соответствующие полномочия, или объединять с Госкомсвязи для создания единой дееспособной Администрации связи.
Кроме того, еще одной практической проблемой, отмечает Химич, является игнорирование участниками рынка налагаемых на них ограничений.
«Только в прошлом году НКРС и АМКУ приняли ряд вполне однозначных решений, включая запрет на указание стоимости услуг без учета отчислений в Пенсионный фонд и так называемых нулевых тарифов. Ни одно из этих решений не выполнено», — подчеркнул эксперт.
Подробнее читайте в статье Романа Химича «Регуляторный тупик» в свежем номере «ЗН».