Тибет Елены Огневой

Поделиться
Тибет Елены Огневой
Елена Дмитриевна и сейчас для меня остается большой загадкой, "магической книгой" человеческой мудрости. Она может невероятным образом находить какие-то неуловимые ниточки, цепочки, протянувшиеся от восточных цивилизаций в Украину

У большинства из нас одно лишь упоминание о Тибете - удивительной "Стране снегов" - рисует в мыслях высоченные горные пики или зеленые, с вкраплениями всевозможных цветов, луга под бескрайним прозрачным небом. И чтобы узнать эту страну, несколько поколений путешественников предпринимали дерзкие попытки проникновения в запретные земли. Но не менее значим научный подвиг тех, кто вслед за "пионерами" и покорителями Тибета открывал сокровенные знания этой цивилизации. Такой уникальный человек живет и трудится в нашей стране - Елена Дмитриевна Огнева, которая на следующей неделе, 24 июля, отметит свое 70-летие.

Ученица
и ее учителя

Родившаяся в семье военных в Абхазии, но выросшая в Луцке юная Елена Огнева едет покорять Ленинград в начале 60-х. Девушка из провинции сразу поступает на знаменитый Восточный факультет Ленинградского государственного университета. Выбор ею специализации - тибетский язык, в то время как в СССР все восхищались покорителями космоса и собирались построить коммунизм, был также весьма необычным.

Ее учителем становится китаист и тибетолог Бронислав Кузнецов. Он один из немногих, продолжавший в то время традиции крупнейших русских востоковедов - тибетский учил среди бурятских лам в Иволгинском дацане, а своим студентам для практики перевода предлагал классические буддийские сутры и даже тантрические тексты.

Одновременно под руководством легендарного востоковеда Бориса Панкратова, с именем которого связано возрождение тибетологии в стенах ЛГУ, Елена Огнева изучает каноны тибетской живописи, в частности буддийскую иконографию. Будучи еще студенткой, она принимает участие в работе по разбору коллекции древних тибетских манускриптов, некоторые из которых попали в Петербург еще при Петре I. Но основная их часть была собрана известнейшими русскими учеными и путешественниками в Азии в ХІХ - первой половине ХХ в. - В.Васильевым, Ф.Щербатским, П.Козловым, Г.Цибиковым, Б.Барадийным.

"Лена - человек, увлеченный работой, исследованиями по части востоковедения", - вспоминает сотрудник Института восточных рукописей РАН Татьяна Евдокимова из Санкт-Петербурга, помнящая ее в те годы. Более 10 лет
своей жизни отдав работе с тибетскими текстами, Елена
Огнева пишет диссертацию в Институте востоковедения в Москве на тему эстетических воззрений крупнейшего деятеля и реформатора тибетского буддизма начала XV в. Цзонкхавы на основе текстов его оригинальных сочинений. Защитить такую работу под руководством известнейшего индолога Григория Бонгарда-Левина было своеобразным научным подвигом. Для темы, связанной с буддизмом, оказалось не так-то просто найти обязательную для подобных научных работ в СССР цитату из трудов Ленина, вспоминала потом Е.Огнева.

"Буддизм, как оказалось, сближает особенно", - говорит ее давняя коллега и друг Наталья Жуковская, профессор монголоведения в Институте этнологии и антропологии РАН в Москве. "Однако дело - не только в близости наших научных интересов. Елена Дмитриевна оказалась человеком теплым, мягким, высокообразованным в разных аспектах не только восточной, но также российской и западноевропейской культуры. Это делало общение с ней всегда интересным и желательным… Во время ее визитов в Москву она часто бывала у нас дома".

После Москвы молодой специалист Огнева несколько лет работала в Душанбе, затем вернулась к семье в Луцк.

Тропинки ведут на Восток

В столице волынского края она открывает для себя мир украинского средневековья, отечественной книжности, духовности. В Волынском краеведческом музее становится автором многочисленных выставок по истории края, затем возглавляет отдел давней истории. Одновременно преподает в Волынском национальном университете.

Однако и в украинском городе Е.Огнева не перестает думать о Востоке. Продолжает изучать восточные тексты и одновременно находит уникальное применение своим знаниям в реалиях Украины.

Глубокие знания восточной традиции позволили Елене Дмитриевне с новой точки зрения взглянуть на творчество и жизненный путь ряда ключевых фигур культуры Украины и России, чья жизнь, прежде всего, была связана с Волынью. Она выявила в их творчестве такие стороны, которые исследователи, не искушенные знаниями об Азии, как правило, не замечают. Ее книга "Східні стежки Лесі Українки" ("Восточные тропинки Леси Украинки") открыла даже знатокам творчества украинской поэтессы новые грани ее глубокого увлечения Востоком.

Е.Огнева также исследовала то, как на творчество поэтессы повлияло знакомство с одним из крупнейших ориенталистов Российской империи Агатангелом Крымским, который стоял у истоков украинского востоковедения и был одним из создателей Украинской академии наук. Самому Крымскому Елена Огнева также посвятила несколько исследований, проследив его связи с И.Франко и В.Вернадским.

На страницах ее исследований перед нами А.Крымский - украинский патриот, уничтоженный за свою научную и человеческую принципиальность в ГУЛАГе, хотя в нем не было ни капли украинской крови, и на допросах в НКВД он говорил, что "украинским националистом" никогда не был.

Восточные мотивы Е.Огнева обнаружила и в творчестве крупнейшего композитора прошлого века Игоря Федоровича Стравинского. Его род происходит с Волыни, и с 1901-го по 1910-й его семья проживала в Устилуге. Елена Огнева стала создателем здесь единственного в Европе музея, посвященного этому многогранному человеку, написала сценарии фильмов о нем, а также придумала, как организовать в сердце Волыни международный фестиваль - "Стравинский и Украина".

Такая широта интересов удивительно соединяется в этом человеке с глубоким проникновением в суть вещей, которое кажется неподвластно "непосвященным". Ей всегда удается раскрыть новые грани, заставить нас смотреть по-новому на вещи, события и персонажи, кажущиеся близкими и понятными.

Учитель
и ее ученики

"Елена Дмитриевна и сейчас для меня остается большой загадкой, "магической книгой" человеческой мудрости. И речь о ней - не только как об удивительном тибетологе, санскритологе и востоковеде в целом. Она может невероятным образом находить какие-то неуловимые ниточки, цепочки, протянувшиеся от восточных цивилизаций в Украину" - сказал в интервью ZN.UA Василий Гамянин, советник-посланник посольства Украины в КНР в Пекине.

Он один из ее учеников. Когда в 1991 г. в Киеве был воссоздан Институт востоковедения, получивший имя А.Крымского, Елена Огнева стала его научным сотрудником. Здесь кроме успешной исследовательской работы она проявила себя и как талантливый педагог, осуществляя научное руководство при подготовке диссертаций и давая советы молодым ученым, исследовавшим историю, религиеведение и философию Индии, Тибета, Монголии, Китая, Японии, а также кросс-культурные контакты в евразийском пространстве.

Все ее ученики согласятся с мнением Василия Гамянина: "Работать с Еленой Дмитриевной было непросто (смеется): меня постоянно преследовало ощущение, что я медленно думаю, пишу коряво, путано излагаю свои мысли. Не раз хотелось все бросить. Но она каким-то удивительным образом заставляла меня возвращаться к работе и делала это так деликатно и незаметно, что я едва ли сам не стал гордиться собой - хорошо, что я вовремя опомнился. Вкратце: Елена Дмитриевна - сама деликатность и Учитель от Бога. Она одна из немногих, кто научил меня мыслить, "смотреть в корень" любой проблемы, идти к истокам. И лишь затем плыть в потоке и, наконец, погружаться в море исследования".

"Исторически сложилось так, что востоковедение в Украине в прошлом было в основном сосредоточено на арабистике и тюркологии, а Елена Дмитриевна не только расширила эти исследования, но и привнесла новые подходы и тематику", - говорит другой ее ученик, Виктор Киктенко, заведующий отделом Дальнего Востока Института востоковедения им. А.Крымского НАН Украины. Особо хотелось бы отметить, что в подходах ученого гармонично объединились принципы западной науки и восточных знаний как универсальная основа для изучения тех или иных культур, как принципиальная возможность диалога цивилизаций.

Пожалуй, крупнейшим проектом, которому сегодня Елена Дмитриевна отдает значительную часть своего времени и энергии, является описание собраний предметов буддийского искусства в Украине и России. Большая работа проведена ею в Москве по изучению коллекции тибетских танок (изображений религиозного характера), принадлежавших Юрию Николаевичу Рериху. Он, как известно, в 1957 г. вернулся в СССР и в последние годы жизни в Москве успел весьма много сделать для того, чтобы придать импульс новому этапу развития востоковедения в Советском Союзе.

Возможно, этот импульс энтузиазма и научного подвижничества позволяет Елене Огневой продолжать традицию великого ученого, указывая сегодня пути развития востоковедения в Украине. За последние 15 лет она изучила в музеях страны многочисленные коллекции предметов буддийского культа и произведений искусства не только из Тибета, Китая и Монголии, но также из Бурятии, Тувы, Калмыкии, которые генетически связаны. Пожалуй, только с ее знаниями можно было понять ценность этих собраний. Она смогла проследить историю их возникновения и появления в Украине, в частности в киевском музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, в одесских музее западного и восточного искусства и доме-музее Н.Рериха, а также муниципальном музее О.Блещунова, музее восточных культур в Золочеве и картинных галереях во Львове, Луганске, Сумах и ряде других городов Украины.

В каждом из них Е.Огнева описала десятки экспонатов. И эта интереснейшая работа продолжается до сих пор. Ее труды поднимают целый пласт малоизвестных фактов о памятниках тибетского сакрального искусства, хранящихся в музеях Украины. Среди них есть, например, уникальные подарки Далай-ламы XIII исследователю Центральной Азии и Тибета П.Козлову, который также был академиком Украинской академии наук. Выявлена тибетская танка с изображением Цонкапы Лобсан-дакпы, подаренная калмыками всемирно известному ученому Илье Мечникову в благодарность за борьбу с туберкулезом, выявлены также предметы из коллекции монголоведа и исследователя Калмыкии, директора Восточного института Алексея Позднеева.

В 2013 г. Е.Огнева была награждена премией имени А.Крымского НАН Украины за цикл работ "Философско-религиозные и научные традиции Востока в европейской культуре", что стало признанием ее уникального вклада в развитие отечественного востоковедения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме