«РАННИЙ ШУБЕРТ» В ГОД СВОЕГО 200-ЛЕТИЯ

Поделиться
В Германии не так давно были найдены рукописи доселе неизвестных произведений Франца Шуберта, 200-летие которого отмечалось в этом году...

В Германии не так давно были найдены рукописи доселе неизвестных произведений Франца Шуберта, 200-летие которого отмечалось в этом году. Дирижировать первой записью, первым озвучиванием молчавших доселе нот пригласили Романа Кофмана…

- Вам не показалось странным, что рукопись столько лет лежала, и именно в юбилейный год была найдена?

- Да, это очень похоже на «рояль в кустах». Но тем не менее я поверил этому. Потому что знаю немцев и их повадки. Они звонят почти за год до гастролей и спрашивают, сколько стульев должно стоять на сцене для оркестрантов и во сколько подать автобус. Так что это не был «подготовленный экспромт». Это не в немецком темпераменте.

- Расскажите о самих рукописях. Нет сомнений в том, что это Шуберт?

- Никаких абсолютно. Это ранний период его творчества. Найдены фрагмент симфонии и увертюры, о которых ранее ничего не было известно. Сейчас музыковеды исследуют этот вопрос, «заполняют брешь» в истории жизни композитора. Увертюра почти закончена, а симфония - только фрагмент первой части до разработки. Музыка очень светлая, мажорная, но в какие-то моменты проглядывает свойственный этому композитору трагизм. Рукопись очень сложно читать - ее расшифровывали на компьютере.

- С каким оркестром вы ее записывали?

- Это оркестр Среднегерманского радио (MDR) в Лейпциге, которое, собственно и пригласило меня дирижировать премьерой. В нынешнем году на MDR каждый день по 30 минут крутят музыку Шуберта. Потому им и понадобилось так срочно сделать запись. Год-то заканчивается.

- Это была запись концертная или студийная?

- Студийная. Для того, чтобы вынести эти произведения на широкую публику, их надо дописать. В увертюре надо дописать немного, а над симфонией еще потрудиться придется.

- Это возможно?

- Конечно. Дописывали же «Реквием» Моцарта. И это не так сложно как может показаться. Это же венский классицизм, тут, когда есть часть произведения, в которой показаны все основные темы, вполне можно с большой вероятностью сказать, что должно последовать. Это не тот случай, как у Баха в «Искусстве фуги», где текст просто обрывается. Это никто не допишет, потому что невозможно. А у венских классиков - вполне можно, если есть достаточно материала. В этой увертюре материала вполне достаточно, чтобы вообще ее закончить. А в симфонии - чтобы закончить первую часть.

- Но творчество Шуберта обычно относят уже к эпохе романтизма.

- По мироощущению - да. По форме - нет. У него была жизнь настоящего романтика. И содержание его музыки тоже ближе романтическому - такой образец трагического мировосприятия. Он был очень одинок. У него почти не было друзей, два раза он влюблялся, и оба раза безответно. Его первая любовь, которой он посвятил столько прекрасной музыки, предпочла ему булочника! (Правильно сделала, скажу я вам, - она была бы несчастлива с Францем.) И при таком невезении в любви он умер от сифилиса - это как насмешка. У него была трагичная жизнь. А по форме он настоящий венский классицист.

- У вас, судя по всему, с Шубертом особые отношения. Именно поэтому вас пригласили дирижировать этой записью?

- Да, с Шубертом у меня отношения интимные. Но немцы о них вряд ли знают. Кроме того, они очень ревниво относятся к своей музыке, к ее интерпретации. Они, как в свое время и русская школа, считают, что лучше знают и понимают свое. Но я довольно часто дирижировал в Германии, меня туда приглашали на гастроли, Шуберта мы там тоже исполняли, видимо, им понравилось и они решили предложить мне впервые озвучить эти рукописи. Конечно, это огромная честь. Представляете, если бы в Украине нашли новую, доселе неизвестную поэму Шевченко и пригласили бы прочитать ее в первый раз актера, скажем, из Бонна. Это примерно то же самое.

- А когда мы здесь сможем услышать эти произведения в концертном исполнении?

- Не ранее чем произведение, как я уже сказал, будет дописано и оно прозвучит хотя бы один раз в Германии. В принципе, можно было бы устроить прослушивание неоконченных произведений, но это не на широкого слушателя, и это должен быть какой-то исключительный концерт, исключительная обстановка.

- А вы сами предпочитаете концерт или запись?

- В последнее время я больше слушаю записи. Я не хожу на концерты здесь, в Украине. Не хожу на них и в Москве, и в Петербурге. Потому что очень сильно упал уровень оркестров. Это искусство у нас находится в глубоком кризисе. Неприятно мне ходить на концерты еще и из-за публики. Знаете, как слушают музыку на Западе? Они замирают и не смеют шелохнуться, пока музыка звучит. Я не говорю о хождении по залу, беседах и аплодисментах между частями. Я не говорю даже о невоспитанности нашего телевидения - операторы позволяют себе ходить по сцене, лезут музыканту в лицо. Однажды мне даже пришлось остановить концерт! Поэтому я теперь с большим удовольствием остаюсь дома и слушаю музыку там. Но это совсем не то. Для музыканта концерт ценен тем, что здесь он воплощает временность, здесь это звучит один раз. Прозвучало - и все, не вернешь. Здесь музыка помимо звучания еще и действо. И для слушателя концерт - это возможность приобщиться к этому действу, быть участником рождения музыки. Ведь музыкант не просто озвучивает эти значки, называемые нотами, - он создает музыку.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме