Ангел из Дурокорторума

Поделиться
«Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека»...

«Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека».

Николай Гоголь

«Об архитектуре нынешнего времени»

Как утверждают летописи, тысячу лет назад путь из Парижа в Киев пролегал через сплошной лес. Старые римские дороги давно поглотили чащобы, лишь узкие тропы змеились по дремотной Европе.

Каменная симфония Реймсского собора

Ранней весной 1048 года, как только солнышко подсушило землю, из Франции в далекий славянский Киев отправилась высокая делегация, в состав которой входили рыцари де Шалиньяк, Роже Шалонский и даже епископ Готье Савейр. Почти полуторагодичное путешествие завершилось успешно. Посланцы выполнили повеление короля Генриха І — принцесса Анна, дочь Ярослава Мудрого, выдержала нелегкое путешествие, целью которого было скрепление межгосударственных отношений, и начала готовиться к брачной церемонии, которая превратила ее в королеву Франции.

За прошедшее тысячелетие пути сообщения в Европе (в основном в той части, которая начинается за украинским городком Чоп) достигли значительного прогресса. Комфортабельный автобус с легкостью преодолевает за час расстояние, на которое наши средневековые предки потратили бы целый дневной переход, да и то, загнав до пены своих коней.

Дорожные знаки информируют: до Парижа 450 км, 370 км. Еще немного — и мы в столице мира. Но на полпути между немецкой границей и этой туристической Меккой лежит город, у которого надо нажать на тормоз, ибо пропустить его грех. Это старинный Реймс, известный еще со времен римского господства, правда, под именем Дурокорторум. В 496 году именно в нем принял христианство и превратил его в государственную религию Хлодвиг Меровинг — король франков. Некоторую идеологическую параллель можно провести между ним и Владимиром Крестителем. Но Хлодвиг (со временем его имя трансформируется в такое любимое французскими королями Людовик) был язычником, который решил принять веру подчиненных территорий, тогда как Владимир обратил в христианство языческие племена.

Хлодвиг, как и полагается выдающемуся политическому деятелю, был решительным и не очень беспокоился о химере морали. Краткое изложение его жизненного пути напоминает материалы уголовного дела: «Подговорил убить Хлодериха, убил Сигеберта, уничтожил Рагнарха, замучил Хорариха...» и т.д. Ну, в этом контексте и наши князья могут гордо сказать «Мы — европейцы!» Тем не менее вдохновленные образом и идеями Хлодвига традицию коронования в Реймсе преемники этого короля поддерживали почти без сбоев вплоть до 1825 года. Именно в соборе этого города стали под венец в мае 1051 года молодые Анна и Генрих І. Но не стоит искать в Реймсе этот памятник истории — пожар, вспыхнувший 6 мая 1210 года, уничтожив половину города, не пощадил и собор, простоявший до этой катастрофы не одно столетие. Но ровно через год был заложен первый камень в фундамент сооружения, которое и по сей день поражает каждого оказавшегося перед ним верующего или неверующего. Это собор Notre-Dame. Образ Божьей матери во Франции был таким же популярным, как и на наших просторах. Поэтому многие культовые сооружения (в частности в Париже) тоже носят это имя. Хотя во многих случаях история сохранила и хронологию выполнения работ, и рабочие чертежи, и фамилии зодчих, — ощущение того, что созданное является плодом не человеческих рук и разума, а каких-то фантастических сил, не покидает ни на миг. Что заставляло граждан объединяться в артели, чтобы с настойчивостью муравьев поднимать до небес строение, поглощавшее труда и времени больше, чем египетские пирамиды. Но творцы принимались за работу, хотя четко понимали, что завершения своих грандиозных замыслов они не увидят. И сто лет, ушедших на возведение Реймсского собора, — еще не максимум — Миланский собор строили 470 лет, Кельнский — 312...

Чтобы сравнить Реймсский собор с чем-то привычным, логично представить его на футбольном поле. Общая площадь под строением собора — 6650 метров квадратных. Площадь футбольного поля — на стадионе «Олимпийский» в Киеве — 7140 метров квадратных. Такие гигантские размеры объясняются не только амбициями зодчих, священников и королей — культовые сооружения проектировались с учетом того, что в них на молитву или проповедь может собираться одновременно все взрослое население средневекового города.

При повороте на улицу, ведущую к храму, бросается в глаза надпись на какой-то витрине «Кафе для геев и лесбиянок» — нестандартные правнуки славных прадедов великих напоминают, что сейчас либеральный ХХІ век. Попробовали бы они в такую свободу поиграться лет семьсот назад... Но через несколько минут автобус останавливается перед «величественной каменной симфонией», как называл готическую архитектуру писатель Виктор Гюго. А скульптор Огюст Роден увидел в соборах этого стиля (окруженных опорными арками — контрфорсами и аркбутанами) сказочную многоножку.

Сложно состязаться с великими в их умении метко и эмоционально передавать свои чувства с помощью слов и фраз. Но общение с выдающимися образцами культовой архитектуры (не так важно — православной, католической или исламской) наталкивает меня на несколько научно-фантастическую мысль, что люди когда-то, в предвечные времена, прибыли на Землю как инопланетяне, но потом забыли цель прилета, станцию отправления, конструкцию звездолета. И только инстинкт, как птиц в полет, толкает их монтировать из камня космические корабли, молиться под сводами мечетей, церквей и соборов, надеясь, что вот-вот запылает огонь реактивных двигателей и вознесется человечество вместе со своими храмами в свою забытую прародину, куда-то под Кассиопею или Андромеду...

Но сегодня над Реймсским собором с ревом пролетают «миражи» французских ВВС. Посматривает на них с удивлением бронзовая всадница Жанна д’Арк, ведь во времена, когда она сопровождала на коронацию неблагодарного Карла VII, таких злых железных птиц еще не было. Впрочем, не было и неуместных, как бы игрушечных вагончиков, примостившихся возле подножия памятника в ожидании ленивых туристов. Среди сотен серьезных каменных лиц святых, с осуждением посматривающих на этот странный и неразумный мир, выделяется один ангел, который за столетия испытаний, в отличие от своих напарников, не утратил ни крыльев, ни чувства юмора, ни лукавой улыбки. О, конечно, добрый Ангел, ты напомнил, что Реймс — это именно то место, где рождается знаменитое шампанское. Святое и грешное всегда рядом — я не преминул зайти в магазинчик, чтобы впоследствии, уже в родном Киеве, откупорить «этот божественный напитокъ», как величает его путеводитель по Франции 1912 года издательства Кнабеля. И рассказать все о том, как мне улыбался ангел из Реймсского собора.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме