УТВЕРДИМ ПАНА ИЛИ ПРОПАЛИ

Поделиться
Вопрос о том, станет ли Сергей Кириенко премьер-министром России, так и остался без окончательного ответа...

Вопрос о том, станет ли Сергей Кириенко премьер-министром России, так и остался без окончательного ответа. Депутаты Государственной думы проголосовали против его кандидатуры в обстановке, когда практически никто уже не сомневался в отрицательном для исполняющего обязанности результате.

А между тем такая атмосфера вокруг Кириенко складывалась не сразу. Вспомним, что, когда он только был назначен главой кабинета, ошалевшие от неожиданности наблюдатели были почти уверены в его шансах пройти через нижнюю палату парламента. Переговорный процесс, кажется, также шел своим чередом: Ельцин встретился с руководителями обеих палат парламента, согласился на проведение «круглого стола». Возможно, именно это и было самой большой ошибкой договаривающихся сторон: им не нужно было встречаться нос к носу, чтобы сохранять иллюзии взаимопонимания, чтобы верить, что хоть какой-то компромисс возможен. Именно после «круглого стола» наблюдатели всерьез заговорили о том, что Кириенко может провалиться в Думе не только с первого раза, но и со второго. Именно после «круглого стола» председатель Государственной думы Геннадий Селезнев, вначале достаточно спокойно отнесшийся к ельцинскому выдвиженцу, заявил, что депутаты предложат президенту другую кандидатуру. Возможно, пищу для размышлений представителям законодательной власти дал сам Ельцин, который сообщил на «круглом столе», какие кандидатуры рассматривал перед тем, как выдвинуть Кириенко. Это Юрий Лужков, Егор Строев, саратовский губернатор Дмитрий Аяцков, вице-премьер Владимир Булгак. Все они - за исключением, конечно, давно раздражающего коммунистов своей земельной реформой Аяцкова - проходные кандидатуры. Строев - просто свой человек у коммунистической номенклатуры: да и как можно проголосовать против человека, входившего в Политбюро? Лужков пускай и кичится своей преданностью демократии и Ельцину, но зато выступает с целым рядом внешнеполитических лозунгов, в гораздо большей степени понятных коммунистам, чем демократам. Наконец, Булгак - просто второй Черномырдин. Если каждый из этих людей мог возглавить правительство, то при чем здесь юный Кириенко? В общем, после «круглого стола» думцы о перспективах утверждения премьера даже и не вспоминали, к тому же они так и не поняли, что ждет их в случае положительного решения: Ельцин еще раз недвусмысленно высказался против коалиций в кабинете, так что если кто-то и может рассчитывать на министерский портфель в истории с Кириенко, так это сразу же поддержавшая нового главу правительства партия Жириновского: ЛДПР прочат портфель министра труда в новой структуре власти…

Однако, как это нередко бывает, важны не столько результаты голосования, сколько его последствия, ну, допустим, Кириенко проходит со второго раза. Тогда все ясно: Дума и принципиальность проявила, и не довела себя до роспуска. Новый премьер начинает формировать правительство, ситуация понемногу стабилизируется (я имею в виду, разумеется, не ситуацию в стране, а ситуацию во властных структурах). Мы начинаем понемногу узнавать, кто же такой Сергей Кириенко. Это, так сказать, наилучший исход из сложившейся ситуации. А вот следующий вариант: Кириенко не проходит и со второго раза. Как поступает Ельцин?

Тут также есть несколько вариантов. Первый из них - Ельцин предлагает кандидатуру Кириенко в третий раз и перепуганная Дума голосует за него, чтобы избежать роспуска. Вариант второй - Ельцин в третий раз вносит кандидатуру Кириенко, но депутаты вновь за нее не голосуют. Ельцин распускает парламент, неожиданно начинается предвыборная лихорадка на фоне продолжающихся систематических невыплат зарплат, и левые силы сохраняют свои позиции, а то и усиливают их… Вариант третий - Ельцин вносит кандидатуру не Кириенко, а какого-то другого политика, но Дума его не приемлет, Ельцин распускает Думу, но обязанности премьера до новых выборов исполняет отнюдь не Кириенко, а тот человек, который весь конфликт держался как бы в резерве. Вариант четвертый - Ельцин в третий раз предлагает Думе новую кандидатуру и эта кандидатура проходит. Здесь вопрос, кого предпочтет Ельцин, - заранее проходного кандидата, как Булгак, или очередного «молодого реформатора», рассчитывая на то, что опасающаяся роспуска Дума утвердит хоть дьявола главой российского правительства, лишь бы продлить свои полномочия. И в этом окончательном варианте очень важно понять, насколько Ельцин готов к роспуску Думы, проще говоря - решиться ли он рисковать перед неминуемым роспуском парламента или же выдвинет кандидатуру, которая устроит и его, и депутатов. На самом деле это очень важно, так как от следующего премьер-министра в очень большой степени зависит будущее экономическое развитие страны и, возможно, многие политические обстоятельства.

Какой из этих четырех вариантов будет осуществлен, не знает никто. Прогнозы заканчиваются на первом туре выдвижения Сергея Кириенко премьер-министром страны: все сходятся на том, что проиграет, и никто не знает, что будет дальше. Однако совершенно непонятно, что произойдет в следующих турах голосования, хотя даже сегодня понятно, что авторы «ельцинской» конституции, озабоченные расширением властных полномочий главы государства, на самом деле ставили президенту и парламенту весьма узкое поле для взаимодействия в принципиальных вопросах: первое же по-настоящему серьезное испытание продемонстрировало, что глава государства и народные избранники просто не могут найти поле для компромисса и этого компромисса, скорее всего, не будет. Но зачем сегодня предвыборная кампания Ельцину? Впрочем, вполне возможно, что российский президент подошел к ситуации по-ельцински: распуская Думу, он может думать то же самое, что при недавнем прощании с кабинетом Черномырдина: ввяжемся в драку, а там посмотрим. И так шаг за шагом подходил к сложившейся сегодня ситуации. Мне уже приходилось писать, что вряд ли у Ельцина был глубоко продуманный план действий после правительственного свержения, во многом он действует достаточно интуитивно, во многом полагается не на реально проходящие события, а на силу своего влияния, на свои собственные возможности. В этой связи уже сейчас поговаривают, что накануне второго голосования по кандидатуре премьера Ельцин лично поедет в Думу, и это, мол, окажет такое воздействие на депутатов, что они немедленно поддержат предложенного президентом кандидата. Однако и перед первым голосованием говорили о том, что Ельцин должен прийти представить нового премьер-министра думцам лично, но президент предпочел передать это право своему представителю в нижней палате парламента. Вполне возможно, что Ельцина расстроил «круглый стол», а может быть, его просто настолько устраивает на сегодняшний день кандидатура Кириенко в качестве главы служебного, профессионального, не озабоченного политикой правительства, что он будет пытаться убедить депутатов надавить на них силой своего личного присутствия…

Как бы там ни было, а именно следующая неделя может поставить точки над «i» в будущей политической истории России: неделя прошедшая, хотя себя и не оправдала, продемонстрировала, тем не менее, что самонадеянность Кремля может нередко сослужить плохую службу его обитателям. Впрочем, на этой же неделе стало понятно, что реальный компромисс между властью и оппозицией - не более чем блеф: стороны так хорошо сжились с избранными ролями, что совсем не стремятся побросать маски и прочий реквизит к алтарю…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме