Решений пока нет

Поделиться
Одно из ключевых обязательств, на выполнении которого продолжает настаивать МВФ, - повышение тарифов на газ и отопление для конечных потребителей среди населения. В ставшей доступной вниманию ZN.UA версии документа - на 40%, что вряд ли обрадует широкие электоральные массы.

ZN.UA стали известны согласовываемые сейчас основные пункты обязательств официального Киева перед Международным валютным фондом в фискальной сфере согласно проекту Меморандума об экономической и финансовой политике, который станет легитимным в случае подписания нового соглашения stand-by.

Проект соглашения содержит целый ряд непопулярных и сложных для украинской стороны пунктов, особенного желания выполнять которые не наблюдалось до сих пор ни у нынешнего правительства, ни у его предшественников. А неумолимое приближение даты очередных президентских выборов может говорить о том, что и не появится.

Надо сказать, что согласно новому проекту соглашения потребности Украины во внешнем финансировании значительно сокращены по сравнению с ранее озвучивавшимися цифрами. Так, планируемое соглашение stand-by продолжительностью 17 месяцев предусматривает выделение Украине 3,26 млрд СПЗ (или около 5 млрд долл. в эквиваленте - 238% украинской квоты).

В обмен на получение этой суммы "мы планируем внедрить комплексную программу, которая должна зацементировать" финансовую стабильность, заложить основы для устойчивого и сбалансированного экономического роста, повысить жизненные стандарты населения". Вряд ли кто-то рискнет подвергнуть сомнению целесообразность реализации любого из стратегических обязательств украинской стороны, которые излагаются в письме о намерениях и каждое из которых подошло бы для экономической платформы практически любой из политических партий.

Но вот с дальнейшими пунктами ситуация намного сложнее. Так, одно из ключевых обязательств, на выполнении которого продолжает настаивать МВФ, - повышение тарифов на газ и отопление для конечных потребителей среди населения. В ставшей доступной вниманию ZN.UA версии документа - на 40%, что вряд ли обрадует широкие электоральные массы.

Однако повышение тарифов - это один из ключевых элементов оздоровления государственных финансов, состояние которых эксперты МВФ оценивают с учетом и финансового состояния НАК "Нафтогаз Украины" (а также объемов госгарантий, которые предлагается ограничить 8 млрд грн). Разработка графика повышения тарифов (как и утверждение программы повышения эффективности использования энергоресурсов с целью повышения эффективности жилищного, коммунального и государственного секторов) для ликвидации убытков "Нафтогаза" предусматривается как предварительное условие подписания соглашения. В результате этих и ряда других мер, а также наращивания внутренней газодобычи дефицит НАКа должен сократиться до 0,5% ВВП уже в 2014 г.

Впрочем, для малоимущих есть и хорошая новость: одно из условий программы - усовершенствование адресности программ социальной помощи в соответствии с рекомендациями МФО. При этом для частичной компенсации повышения тарифов предусматривается выделение субсидий для самых бедных домохозяйств на 2,3 млрд грн. А вот прямые субсидии из бюджета для коммунэнерго (на 4,4 млрд грн) должны быть ликвидированы.

В целом показатель так называемого комбинированного дефицита (объединяет дефицит сектора общегосударственного управления и "Нафтогаза") предполагается ограничить на уровне 4,6% ВВП в 2013-м и 3,5% - в 2014 г. (критерий эффективности программы).

Без учета газовой монополии дефицит украинского госбюджета не должен превысить 2% ВВП в нынешнем и 1,9% - в следующем году. С этой целью, помимо обязательства придерживаться "консервативного портфеля расходов", установленного в рамках бюджета на 2013 г., украинскому правительству придется воздержаться и от повышения зарплаты для первого базового разряда (852 грн). А также "удерживать темпы повышения минимальной заработной платы в соответствии с показателем среднегодового роста, составляющем 5%, как предусмотрено в бюджете на
2013 г.". В бюджете-2014 должна быть предусмотрена отмена запланированного снижения ставки НДС с 20 до 17%, а также "политика нулевого роста реальной заработной платы в государственном секторе" при ограничении расходов на товары и услуги.

Бюджетная консолидация также предусматривает сокращение льгот для агросектора на
4 млрд грн уже в 2013-м и на 8 млрд ежегодно начиная с 2014 г. Это - только основные меры, предусмотренные проектом соглашения. Которое, похоже, рискует так и остаться проектом.

Бай-бай, МВФ?

Надо сказать, что к чрезвычайно вялой текучести переговорного процесса между официальным Киевом и МВФ инвесторы уже даже привыкли. Поэтому прозвучавшие на состоявшемся в Стамбуле очередном годовом собрании Европейского банка реконструкции и развития уверения министра финансов Юрия Колобова в том, что договоренности с МВФ будут достигнуты до конца нынешнего года, многие из них воспринимают с изрядной долей скепсиса. "Если бы хотели, то давно бы уже договорились", - сказал один из представителей ЕБРР, присутствовавший на обсуждении перспектив развития украинской экономики.

Инвесторы понимают, что продолжающиеся и уже порядком наскучившие наблюдателям игры между фондом и правительством Украины могут и не привести к какому-то результату. Для Украины помощь фонда - запасной аэродром, на который придется садиться в случае новых мировых катаклизмов.

Причина банальна и давно известна: выполнение непопулярных требований, на которых продолжает настаивать фонд, будет означать рост протестных настроений в обществе. А этого с приближением президентских выборов нынешним обитателям властного Олимпа все больше хочется избежать. Особенно если существует возможность избежать "опеки" вашингтонских функционеров, шансы на которую, видимо, расцениваются, как достаточно высокие. Более того, определенные шаги властей свидетельствуют о том, что некоторые реформы, реализованные под присмотром фонда, и вовсе могут быть отменены (речь идет о снижении пенсионного возраста женщин до 55 лет - нормы, оказавшейся в законопроекте нардепа Зубика об 1-процентном сборе с покупки валюты: подробнее читайте в статье В.Пасочника "Валютно-пенсионные карусели").

Что может служить поводом для таких надежд? Несмотря на то, что в этом году из бюджета нужно заплатить рекордные 7,4 млрд долл. по внешним долгам (в следующем - 6,3 млрд долл.), ярко выраженных проблем с обслуживанием этих обязательств у правительства пока нет. "С начала года правительство смогло привлечь 4,7 млрд долл., то есть почти половину запланированного годового объема, размещая валютные облигации на внешнем и внутреннем рынках, - говорит главный экономист ИК "Драгон Капитал" Елена Белан. - При этом ожидается, что благоприятная ситуация на внешних рынках сохранится минимум до 2014 г., благодаря беспрецедентным вливаниям ликвидности со стороны крупнейших центробанков мира. Кроме того, дополнительным источником остается банковский рынок, свободная ликвидность которого на конец марта составила около 10 млрд долл.".

Проблема закрытия гривневого дефицита бюджета перед правительством остро тоже не стоит, так как на помощь Минфину в случае крайней необходимости всегда могут прийти госбанки и НБУ, у которого благодаря благоприятной ценовой ситуации сохраняется определенный запас "эмиссионной прочности". "Кроме того, мы видим, что предпринимаются попытки внедрения схем сродни вексельному возмещению НДС, которые позволяют высвобождать ресурсы для обслуживания долгов", - говорит директор аналитической группы DaVinci AG Анатолий Баронин.

Что касается валютно-курсовых прогнозов, то, несмотря на достаточно пессимистические прогнозы мировых инвестбанков, оценивающих курс гривни к доллару на уровне 9,6–10 грн за доллар к концу нынешнего года, многие украинские эксперты указывают, что украинские власти при желании могут пока обойтись и без значительных курсовых корректировок. "Величина курса определяется динамикой спроса и предложения валюты на рынке, а у Нацбанка достаточно инструментов для удержания спроса на текущем уровне", - говорит директор казначейства Укрсоцбанка Сергей Маноха.

Тем же, кто "будет нарушать", вполне могут "отключить газ". По сведениям ZN.UA, вдобавок к однопроцентному сбору в Пенсионный фонд правительство подготовило проект решения, при котором импортеры, приобретающие валюты по контрактам, будут обязаны уплатить НДС в бюджет в момент приобретения валюты на межбанковском рынке (а не при ввозе товаров на таможенную территорию Украины). Плюс всегда остается резерв в виде возможности увеличить объем обязательной к продаже валютной выручки экспортеров.

Единственной курсовой подвижкой, которую ожидают эксперты, может быть подгон официального курса НБУ к усредненному показателю, заложенному в бюджет - 8,4 грн/долл. - для компенсации недополученных налоговых доходов от экспортно-импортных операций.

Что касается роста ВВП, то и здесь, несмотря на последнюю серию ухудшений прогнозов, украинская экономика может тоже отделаться только "легким испугом". По данным главного аналитика группы UniCredit Аурелио Маккарио, Украина сохраняет шансы на завершение года с позитивным ростом ВВП - его прирост по итогам года может составить 0,3%. На фоне падения экспорта металлургической продукции происходит увеличение экспортных поставок сельхозпродукции и продуктов питания, что дает зарубежным аналитикам основания рассчитывать на рост ВВП Украины на уровне 2,4% в 2014 г. и 3,5% - в 2015-м.

Впрочем, шансы выйти на позитивный экономический рост во втором полугодии 2013-го у Украины - скорее, статистические. "Этот рост будет связан с понизившейся базой сравнения, а также с высоким урожаем зерновых", - говорит старший советник "Альфа-Банка", председатель комитета НАБУ по защите прав кредиторов Роман Шпек.

При этом проблемой остается обеспечение роста бюджетных доходов, которые рассчитаны из прогноза 3,4-процентного роста экономики по итогам уже этого года. По данным Госказначейства, в апреле доходы бюджета составили 22,3 млрд грн, что означает сокращение динамики поступлений на 6,6% по отношению к апрелю-2012. В то же время статистически доходы госбюджета продолжают расти - +4,9% с начала года.

"В таких условиях надо признать, что Украина не имеет финансовых излишков. Поэтому важно отказаться от увеличения расходов, так как это может привести к утрате контроля над размером бюджетного дефицита", - говорит Р.Шпек.

"Если пройтись по ключевым бюджетным показателям, то станет очевидно, что они далеки от реальности, поэтому бюджет требует скорейшего пересмотра, чтобы избежать дисбаланса между его доходной и расходной частями", - говорит Анатолий Баронин. Однако, судя по всему, правительство пока готово идти только на косметическую ретушь главной сметы. Пример тому - желание монетизировать льготы на оплату проезда, что, безусловно, позволит рапортовать о локальной оптимизации бюджета, но не решит его структурных проблем.

На самом деле Украина (как, в общем-то, и вся мировая экономика) столкнулась с кризисом действующей модели развития экономики: слабый рост рынка сбыта для ключевых отраслей (металлургии, машиностроения), рост конкуренции. В то же время так и не были созданы производства и отрасли, которые могли бы дать новый толчок развитию производства. "Нынешняя стагнация - это плата за отсутствие структурных реформ", - считает Роман Шпек.

Впрочем, очевидно, что переориентировать экономику на внутренний рынок в условиях кризиса - нереальная задача. "Поэтому ничего не остается, как ожидать улучшения внешней конъюнктуры. Однако никто не знает, как скоро это улучшение наступит", - говорит Анатолий Баронин.

Исправить ситуацию изнутри, вне зависимости от возобновления или нет финансирования со стороны МВФ, можно лишь оптимизацией бюджетных расходов и поступлений через детенизацию экономики. "Украина обладает рядом внутренних резервов, которые могут позволить нарастить поступления в бюджет", - говорит экс-и.о. министра финансов Игорь Уманский. По его словам, наибольший потенциал сегодня у контроля над трансфертным ценообразованием, сокращением перечня налоговых льгот и у электронной контрольной ленты для кассовых аппаратов, которую нужно вводить для всех без исключения субъектов хозяйствования.

Без реализации фискальных реформ и снижения коррупции добиться ощутимого улучшения ситуации в экономике будет невозможно. "Еврозона и США также находятся фактически в стагнации. Поэтому благоприятной конъюнктуры для Украины с внешних рынков ждать не приходится, - говорит Игорь Уманский. - Влив в финансовые рынки ликвидность (которую сейчас и привлекает украинское правительство), ЕС и США просто купили себе время на принятие решений. Но решений пока нет".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме