Кальман Мижей родился в Будапеште (Венгрия) в 1955 году.
Экономист, защитил кандидатскую диссертацию в Будапештском университете экономики. В Институте мировой экономики Академии наук Венгрии занимал пост заместителя директора. В качестве вице-президента по экономическим программам Института EastWest Studies и на других должностях консультировал правительства разных стран по вопросам инвестиций, управления, технической помощи, приватизации, экономических реформ.
Сделал успешную бизнес-карьеру в Венгрии и Восточной Европе. Занимал пост председателя Экспортно-импортного банка Венгрии, регионального директора и вице-президента в American International Group Inc. по вопросам инвестиций в Центральную и Восточную Европу.
В Программе развития ООН — с 2000 года.
Год президентских выборов — серьезный этап в жизни страны. Это время, когда можно мысленно окинуть взором прошлое и будущее Украины, определить стратегические направления дальнейшего экономического и социального развития.
Я уверен, что вопросы устойчивости и качества экономического роста последних четырех лет, с которым Украина подошла к выборам, волнуют сегодня не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан Украины.
Надеюсь, что мой взгляд на эти проблемы может стать интересным по двум причинам. Во-первых, Программа развития ООН и ее региональное бюро по Европе и СНГ (31 страна), которые я представляю, анализируют опыт переходного периода, сравнивая темпы и качество реформ в странах с похожими исходными условиями. Во-вторых, во главу угла всех оценок ставятся интересы человека, его развитие и расширение его возможностей.
Есть два, по моему мнению, ключевых вопроса: является ли экономический рост следствием реформ и, соответственно, устойчив ли он, и второй — идет ли он на пользу всему обществу или способствует благополучию лишь определенной группы людей.
Начало экономических реформ в Украине затянулось по сравнению, скажем, с Польшей или Венгрией. Экономический рост Польши начался в 1991 году после гиперинфляции, после десятилетия стагнации в 80-х годах и политического кризиса власти. В Венгрии такой разительный контраст не наблюдался, и 80-е годы не были столь депрессивными, как в Польше. Дезинтеграция рынков 1990 года в Венгрии стали причиной временного снижения ВВП, но в 1992—1993 годах начался экономический рост.
График 1 очень четко показывает взаимосвязь между ранним началом экономических реформ и их эффектом.
Исправление ситуации в Украине началось значительно позже, поэтому экономический спад длился до 1998—1999 годов. И только после финансового кризиса 1998-го здесь, как, впрочем, и в России, началась серия последовательных экономических реформ, приведшая к экономическому росту. Для Украины 1999—2000 годы стали переломными.
Этому предшествовала стабилизация макроэкономической ситуации и преодоление гиперинфляции. Что, в свою очередь, стало возможным в результате обретения Национальным банком Украины большей независимости в денежной политике уже в 1995 году. Даже российский финансовый кризис 1998-го не оказал значительного воздействия на украинские показатели инфляции. И, начиная с 2000 года, произошло снижение темпов роста потребительских цен, которые в этом году составляют примерно 4%, что вполне соответствует показателям инфляции в странах с развитой рыночной экономикой.
После 1998-го рост ВВП в Украине по сравнению с Венгрией и Польшей отличается очень высокой динамикой. Однако в отличие от Польши, которая также начала с гиперинфляции, но уже к 1992 году стабилизировала ситуацию, вам потребовалось на это еще несколько лет. Украина, начавшая историю своей независимости и задекларировавшая экономические реформы в 1991 году, на самом деле осуществила их совсем недавно, заставив работать свою макроэкономическую политику.
Выход из кризиса стран СНГ происходил по-разному и в разное время.
Спад в Украине был значительно глубже, чем, к примеру, в России (см. график 2).
В Азербайджане, также, как и в России, фактором ускоренного экономического роста в конце 90-х были высокие цены на нефть. Интересен феномен быстрого роста ВВП Армении. Здесь сыграли роль два основных фактора: серьезные экономические реформы, а также армянская диаспора, инвестировавшая значительные средства в экономику своей родины. Важно, что эти инвестиции имели эффект мультипликатора для армянской экономики.
В отличие от России, Азербайджана или Казахстана, получающих выгоду от высоких цен на нефть, высокий уровень экономического роста в Украине обеспечивается за счет экономических реформ, оптимизировавших структуру производства и ожививших торговлю как на внутреннем, так и на внешнем рынке. И тем не менее уровень роста ВВП и стабилизация макроэкономической ситуации пока не привели к ощутимому снижению уровня бедности. Он остается достаточно высоким во всех странах СНГ.
Особенно сложная ситуация в Азербайджане, Грузии и Молдове. Большие проблемы испытывают также страны Центральной Азии, за исключением Казахстана и Туркменистана. Украина по уровню бедности занимает промежуточное положение. Не очень выгодное и не очень поощряемое сравнение с Африкой дает нам возможность взглянуть на бедность в странах СНГ в мировом контексте. К примеру, ЮАР, которая не ассоциируется с огромным богатством, имеет ВВП на душу населения на 45% больший, чем Россия, и вчетверо больший, нежели Украина. Даже в Сенегале и Намибии ситуация с ВВП на душу населения лучше, чем в вашей стране.
Это приводит нас к вопросу о качестве экономического роста за последние несколько лет.
Обратимся к коэффициенту Джини (индикатор концентрации денежных ресурсов), который, как известно, отражает справедливость распределения доходов в обществе (см. диаграмму). Это не очень совершенный критерий оценки, ибо существует большая вероятность статистической ошибки. И все-таки… В Украине коэффициент Джини увеличился почти в 1,5 раза с 1993 года и составляет 0,359, что в свою очередь характеризует неравномерное распределение доходов. На графике видно, что неравенство существует и за пределами бывших коммунистических стран. Оно наблюдается и в Латинской Америке, и в Западной Европе.
Центральная и Восточная Европа имеют особую историю распределения доходов. Якобы равное распределение доходов при социализме сосуществовало с привилегиями в доступе к товарам и активам, бесплатным путевкам, государственным дачам, машинам и т.д. Вся система социализма была полна этих прекрасно распределяемых привилегий, которые не учитываются в коэффициенте Джини, так как он отображает только доход, попадающий в ваш карман.
Начав с достаточно равномерного распределения доходов в 80-х, Россия за одно десятилетие приблизилась по неравенству доходов к Латинской Америке. Украина по этим показателям находится где-то между Центральной Европой и Россией…
Ситуацию с перераспределением доходов помогает прояснить еще один важный международно признанный показатель — индекс коррупции. В России и Украине он очень высок, причем в период с 1998 по 2003 год он вдвое превышал соответствующие показатели стран Центральной и Восточной Европы.
Почему в странах Центральной Европы, скажем, в Польше и Венгрии, общая ситуация намного лучше?
Одну из причин я бы определил так: и в России, и в Украине мы имеем дело с чрезвычайно нефункциональной и деморализованной бюрократией. Можно объяснять это исторически сложившимися факторами. К примеру, Венгрия являлась частью Австро-Венгерской империи с относительно хорошей и продвинутой структурой чиновничества и всего лишь около пяти десятилетий прожила при социализме. Разрушение общественной структуры, дух государственной службы социалистического образца здесь были менее ощутимы, чем в странах бывшего Союза. Россия и Украина унаследовали от царизма государственную службу более низкого качества и затем получили крайне удручающий опыт социализма на протяжении более длительного периода времени — от 70 до 80 лет.
Сегодня вы постоянно сталкиваетесь с последствиями работы нефункционального государственного аппарата, отличающегося большой долей цинизма, коррумпированным отношением к использованию власти и крайне слабым представлением о том, как должен вести себя нормальный чиновник в демократической стране.
Вторая проблема — централизованный экономический рост работает в основном на себя и не способствует увеличению занятости населения, в отличие от децентрализованных моделей развития экономики, таких как, например, в Китае.
Децентрализация необходима для более равномерного экономического роста и перераспределения доходов. Органы местного самоуправления должны реализовывать свои собственные проекты, а для этого им необходима собственная налоговая база, возможность прозрачными методами защитить свою долю в центральных налогах и определенная автономия в использовании части собираемых налогов.
Отказ от излишней централизации реально способствует увеличению прямых иностранных инвестиций, которые сегодня в Украине весьма незначительны по сравнению с размерами страны. Должно быть больше серьезных инвестиций, и не только в металлургию или, применительно к России, в производство нефти, так как все это отрасли экономики, не требующие интенсивных трудовых ресурсов.
Как мне представляется, эти вопросы стратегически важны для Украины в ближайшем будущем. Я думаю, что новому президенту необходимо будет сразу же заняться проблемами децентрализации, сокращения численности чиновничества, пересмотра уровня зарплат, перераспределения доходов и функций от центра к регионам. Другим очень важным компонентом реформы государственного управления является увеличение прозрачности всех действий госаппарата от центрального до местного уровня.
На мой взгляд, одной из самых эффективных стратегий преодоления бедности является развитие среднего и малого бизнеса. Именно малые и средние предприятия составляют основу любой развитой экономики, на них лежит бремя развития рынка труда и занятости населения, а следовательно, и повышения уровня жизни в стране.
Недавно я возвратился с конференции по вопросам переходной экономики, которая проходила во Вьетнаме. Страны Азиатского региона очень интересны с точки зрения экономического развития. В Китае сегодня гораздо более децентрализованное экономическое развитие и гораздо большее количество малых и средних предприятий, чем в России и Украине.
Тормозом в развитии среднего и малого бизнеса в Украине практически, как и везде, является бюрократия. Она стоит на пути создания малых предприятий и на пути их роста. Это и лицензии, это и «отстегивания» в инспекции, огромному количеству всевозможных проверяющих. Что же делать? Нужно требовать от чиновников сокращения контроля, не позволять бюрократам и инспекциям своеволия, а их вмешательство в производственные дела допускать только на основе реальных фактов.
Для развития среднего и малого бизнеса требуется более разветвленная структура финансовых рынков, а для этого следует активизировать конкуренцию в банковской системе. Банкам необходимы новые клиенты. Стремясь их привлечь, они спускаются все ниже, к клиентам из среднего и малого бизнеса, что в свою очередь придает импульс развитию этого сегмента экономики.
В то же время следует очень строго следовать мировой практике. Банки не должны полностью владеть предприятием. И что наиболее важно, банки не могут давать кредиты компаниям, чьими собственниками (в т.ч. и частично) они являются. То есть если у меня есть банк, и я владею долей компании, моему банку запрещено кредитовать эту компанию, потому что здесь имеет место конфликт интересов. Банк, выделяющий такой кредит, рискует получить ничем не обеспеченные активы, это прямая дорожка к финансовому кризису. В этой связи история Мексиканского банка может послужить хорошим предостережением при рассмотрении сегодняшних рисков для Украины.
Еще один очень важный вопрос — налогообложение. Для развития среднего и малого бизнеса — это вопрос выживания. В Украине очень плохие показатели собираемости налогов, поэтому очень правильно было со стороны вашего правительства провести налоговые реформы, которые характеризуются снижением налоговых ставок и одновременным расширением круга плательщиков.
Налоговая реформа призвана оказать положительное влияние на экономический рост, а также на желание предприятий и корпораций платить налоги. Более низкие налоговые ставки более привлекательны для плательщика, и это — ключ к урегулированию проблем бедности.
Налоги — это баланс между экономическим ростом и социальной защитой. Как только он будет отлажен, должны заработать механизмы последней. В то же время обществу нужно решить вопросы социальной солидарности и экономической целесообразности в трех сферах: здравоохранение, образование и пенсионная система.
Здравоохранение. Я приведу венгерский пример. Сейчас у нас, в Венгрии, бесплатное здравоохранение. Но на самом деле вы либо пользуетесь медицинской помощью частных медучреждений, либо прибегаете к вознаграждению в конвертах в системе бесплатного здравоохранения. Нечто похожее существует и у вас: действует система незаконных платежей медработникам разного уровня, которые «обеспечивают» предоставление медицинской помощи населению.
Вам самим следует определить, что при современном состоянии развития экономики Украина может себе позволить в качестве бесплатной медицинской помощи. Все остальное должно стать платным. И реформа здравоохранения должна сосредоточиться на этих вопросах.
Образование. На Кавказе, в Центральной Азии, а также в Молдове наблюдается очень серьезное снижение уровня среднего и высшего образования. Эти страны растеряли преимущества, полученные во времена Советского Союза, в двух основных областях — в уровне образованности и положении женщин относительно мужчин. В Казахстане показатель образованности населения снизился с 75 до 55%, в Таджикистане, Туркменистане, Киргизстане и Узбекистане — с 55 до 30% и даже ниже. Это действительно драматично.
Украине, как, впрочем, и России с Беларусью, удалось в большей мере защитить систему образования. Сегодня стратегически важно удержать «положительное наследие» Советского Союза — качество человеческого капитала и качество образования. Но каким образом это сделать?
Рано или поздно обществу предстоит правдиво ответить на вопрос — как согласуется с вашим чувством справедливости то, что люди получают образование бесплатно на равной основе: начальное, среднее и высшее образование, университетское? Или вам нужна более разумная система, при которой нация демократическим путем решает, какая часть этой пирамиды образования должна быть бесплатной? Конечно, начальное образование должно быть бесплатным. Но я бы поспорил с тем, что высшее образование должно быть бесплатным.
Государство должно инвестировать средства в то огромное достояние, которым является высокообразованное население, должно защищать его. Но должны ли быть бесплатными университеты в сегменте государственного образования или нужна более сложная система, учитывающая финансовые возможности обучаемых, а также реальную необходимость социальных инвестиций в их будущее и в человеческий потенциал страны?
Пенсионная реформа тоже должна быть направлена на дифференциацию. Безусловно, следует сохранить компонент пенсии, который предоставляется всем, поскольку для нынешнего поколения людей пенсионного возраста он будет основным, а может, и единственным источником денежных доходов. Но должен быть и компонент пенсии, по которому вы самостоятельно решаете, какие сбережения сделать и когда именно начинать их делать. Должны быть компоненты обязательных и добровольных частных сбережений на старость. Только такая система может гарантировать достойную жизнь после ухода на заслуженный отдых.
Не будем забывать, что все экономические и социальные реформы имеют смысл лишь в том случае, если они реально улучшают качество жизни людей.
Для многих стран СНГ огромной проблемой становится стремительное снижение численности населения. По оценкам ООН, в России к 2050 году может остаться менее ста миллионов человек. В Украине численность может сократиться на десять миллионов.
Что стоит за этими цифрами? Социальные болезни, уменьшение семей, чрезвычайно высокий уровень разводов, алкоголизм, большей частью среди мужского населения, и, к сожалению, также растущие в Украине и России показатели распространения ВИЧ/СПИД. По оценкам ООН, в вашей стране сегодня около 360 тыс. ВИЧ-инфицированных. В России — около миллиона. Это действительно трагедия, учитывая, что ВИЧ/СПИД поражает прежде всего молодежь. Как никогда, требуется социальная мобилизация всех граждан страны, колоссальная разъяснительная работа о необходимости стабильных, безопасных сексуальных отношений, о риске употребления наркотиков, о поддержке людей, уже зараженных ВИЧ.
Все эти вызовы сегодняшней Украины только на первый взгляд «количественные». В действительности их корни очень глубоко уходят в саму социальную организацию общества. Недоверие к власти порождает цинизм и безнадежность, безнадежность провоцирует рискованное поведение, разрушает семью, лишает детей будущего. Это целая цепочка взаимодействующих и взаимообусловленных причин и следствий. И у тех, кто будет принимать стратегические для Украины решения на следующие несколько лет, есть возможность строить будущее страны, учитывая уроки прошлого. И не только своего.
И последняя тема, которую я хотел бы обозначить. Это — модель интеграции Украины. За последние несколько лет у вашей страны появилось много новых возможностей: растущий в России рынок для продукции машиностроения, растущие рынки сбыта украинского металла и стали в Китае и Индии. У вас есть заслуженная доля на рынке сельскохозяйственной продукции в Европейском Союзе и других регионах мира. И это всего лишь за несколько лет. Сегодняшний экспорт Украины — 24 млрд. долл. США — только первый шаг. Даже по скромным меркам в перспективе он должен составлять около 100 млрд. долл. А это то, чего вы не сможете достичь без глубокой интеграции в мировую экономику.
Как это сделать? Безусловно, необходимо как можно скорее завершить процесс вступления в ВТО. Конечно же, приоритетом номер один для Украины является интеграция в Европейский Союз. Это наиболее острый вопрос. Нужна огромная интеллектуальная энергия государства и общества для ускорения этого процесса. Я не думаю, что речь идет о выборе между Европой и СНГ. Вы можете получить выгоду в обоих случаях.
Вступление в ЕС считается очень важным стимулом модернизации экономики. Одна из причин, по которым Польша, Словакия и Балтийские республики получили лучшие результаты за последние 15 лет, — это их членство в Совете Европы, в результате которого в этой группе стран были приняты соответствующие стандарты во многих сферах. И это стало стимулом к их развитию. Европейский стимул поможет им продолжить движение и в следующем десятилетии. Вот почему интеграция в Европу очень важна.
В современном мире возрастает роль Европы как своего рода носителя важных ценностей, которые мы разделяем. А именно: свобода, равенство, демократия, социальная солидарность. Все это — также ценности Организации Объединенных Наций.
С другой стороны, проблемы интеграции следует рассматривать не только с точки зрения исторических связей, но и с точки зрения развития рынков и экономики.
Мое предложение для Украины по поводу стратегии отношений со странами СНГ заключается в чрезвычайно сильной аргументации в пользу свободной торговли. Настолько неограниченной свободной торговли, насколько это возможно. Так же, как это происходило с Общим рынком в первые годы развития Европейского Союза. Вам необходимы рынки России, Казахстана, других стран СНГ. Очень важно, чтобы Украина выступила лидером, отстаивая свободную торговлю в рамках Содружества. И, конечно же, все, что касается экономической интеграции с Россией и другими странами СНГ, должно рассматриваться в контексте вступления в ВТО и вашего стремления к европейской интеграции.