МИНМАШПРОМ БЮДЖЕТУ ДРУГ, НО ЭККА ДОРОЖЕ

Поделиться
В пылу простейших арифметических действий в ходе постатейного дележа госбюджета парламентариям не досуг задуматься над тем, что есть «сто один» способ сокрытия дохода и неуплаты налогов...

В пылу простейших арифметических действий в ходе постатейного дележа госбюджета парламентариям не досуг задуматься над тем, что есть «сто один» способ сокрытия дохода и неуплаты налогов. В общей сумме эти способы и обеспечивают катастрофические недоимки в доходной части бюджета. А с недавних пор появился и, вполне вероятно, приживется простейший метод в стиле «на нет и суда нет».

Как все гениальное, метод этот прост и доступен каждому, кто способен сосчитать до десяти. Парадоксально только то, что жизнеспособности этого метода способствует государственная кампания, которая, как ни странно, направлена как раз на повсеместный учет и контроль за расчетами (а значит, и за начислением и выплатой налогов), в частности в сфере торговли, общественного питания и услуг.

В стране непуганых кассиров

Инструментом такого контроля избран элементарный электронный контрольно-кассовый аппарат, повсеместно известный как ЭККА. Он же является и простейшим инструментом для сокрытия реальной выручки. В стране непуганых кассиров этот аппарат равноценен чуть ли не личной банкнотной фабрике. Причем, если за фальшивомонетничество в Уголовном кодексе страны предусмотрена серьезная ответственность, то в «неуставных» операциях с ЭККА никакого криминала не усматривается. Ну чем «напугать» кассира, разве что штрафом да увольнением. А если это частный предприниматель, о взращивании которого все охотно говорят и на которого уповают отечественный и иностранные экономисты и инвесторы? Ну закроют его лавочку, так он сразу же откроет другую. И никакие ревизоры не смогут предотвратить массового внедрения кассового способа шельмования государства да и налогового полицейского к каждому кассиру не приставишь...

А чтобы «шельмонуть», не надо быть семи пядей во лбу. Не надо даже что-то там подкручивать или заменить микросхему многих отечественных ЭККА (на этом, в принципе, могут поймать). Достаточно иметь, например, кассовый аппарат марки ЭРА-101 или ЭЛКА-852 и запрограммировать простейшую комбинацию из цифр от нуля до четырех. Не стану ее буквально приводить, так как газета - не всеобуч для ленивых кассиров, которые сами еще эту комбинацию не освоили. Но вот в описании последовательности дальнейших действий по удалению из памяти машины, скажем, 1000 гривен, нет ничего секретного. В ходе этой операции происходит следующее:

проводите продажу по конкретному отделу;

выполняете операцию «отказ» по отделу на ту же сумму;

вводите процентную ставку, например, в 50.00 грн.;

в текущем регистре выполняете наценку на требуемую сумму и закрываете чек;

затем вводите режим возврата и набираете на клавиатуре дневную выручку + сумму возврата по избранному отделу;

вводите сумму выручки и нажимаете кнопочку «минус»;

затем вводите процентную ставку и производите надбавку, после чего закрываете чек.

Вот и вся операция! При этом из памяти ЭККА удалена всякая информация о 1000 грн. Ловкость рук и «никакого» мошенничества. Если вам надо скрыть 2000 грн., достаточно описанную операцию произвести дважды.

Словом, дневной оборот для любой торговой точки или предприятия по оказанию услуг поддается корректировке на нужную величину. Надо только аппаратиком запастись нужным (марки названы выше, хотя, скорее всего, список этот можно продолжить). И вот что замечательно, что аппаратики эти никакие не дорогостоящие заморские, а свои - отечественные, которые производятся в рамках программы Минмашпрома по производству кассовой техники в Украине.

Каждое государство желает знать: где зимуют фазаны и когда рак свистнет?

Понятное дело, что 11 июня 1994 года, когда Кабинет министров Украины (временно возглавляемый тогда Ефимом Звягильским) своим постановлением утверждал госпрограмму по созданию электронных систем контроля и управления товарным и денежным оборотом, намерения были благими:

«Создание открытой для развития (путем замены структуры, состава и содержания заданий) и закрытой для несанкционированного доступа к информации многоуровневой автоматизированной системы управления финансами и товаропотоками страны (учет, анализ, прогнозирование, принятие решений) и на этой основе - обеспечение стабильного и в полном объеме поступления средств в бюджет из сферы торговли, общественного питания, услуг (включая услуги медицины, связи, банков, фондовых и товарных бирж и т.д.) и системы Минтранса (перевозки пассажиров и грузов)». Как часть этой программы присутствует и ведомственная минмашпромовская.

Правительство смотрело правде в лицо: современная на тот период техническая база финансовых и налоговых органов не позволяла решить такую масштабную задачу, так как к началу 1993 года на 27 тысяч сотрудников госналогинспекции имелось не более 400 IBM-совместимых персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). А в промышленной эксплуатации на районном и областном уровне у госналогслужбы насчитывалось аж 5 локальных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Не лучше был оснащен и Минфин. Решили не только всех вооружить техникой, но и объединить всю эту будущую махину учета и контроля в единую сеть - для удобства пользователя, надо полагать, - государства.

Ну, в общем вроде бы Кабмин еще в те времена бросил теневикам: «Кто спрятался, я не виноват...» Цель ясна, и хотелось бы, чтобы и «танки наши были быстры». Посему для начала решили определить, каких учетных и счетно-контрольных аппаратов и сколько надобно стране. Тут подсуетился Минмашпром: и еще в мае 1993-го утвердил Программу разработки и освоения серийного производства электронных кассовых аппаратов, весо-кассовых комплектов, систем и инструментов штрихового кодирования (на 1993-1996 годы). Благо, конверсия подоспела, и надобно Минмашпрому чем-то занять свои подведомственные заводы и заводики, так почему бы не выпускать ЭККА вместо, скажем, наводящих устройств для танков?

Скорректировали, говорят, программку с учетом тогдашних заявок потребителей, общей экономической ситуации и возможностей собственного производства. И решили выпустить: в 1993 году - 10 тысяч единиц ЭККА, в 1994-м - 180 тысяч, а начиная с 1995 года - 200 тысяч штук ежегодно. К началу 1997 года таким образом предполагалось произвести 603, 63 тысячи ЭККА, большая часть из которых предназначалась для предприятий торговли - 450,5 тысячи. Да еще на первых порах планировалось подкупить тысяч эдак 50 аппаратиков, для чего Кабмин выделил Минмашпрому 9,3 млн. долларов. Кредит предполагалось возвернуть после продажи потребителям закупленных Минмашпромом («Электронмашем») импортных аппаратов. А для упрощения задачи «Электронмаша» и на продукцию его производства были сняты ценовые ограничения. Но об этом сюжете как-нибудь в другой раз, так как валютный кредит государству пока еще не возвращен. Более того, «Электронмаш» теперь просит у государства «простить» ему прежние долги. И куда, собственно, делся валютный кредит, наверное, только «Электронмашу» и известно…

Надо сказать, что протекционизм национального производителя - предприятий Минмашпрома - авторы госпрограммы попытались уравновесить следующим замечанием: «Выбор технических средств (ЭККА и т.п.), средств телекоммуникации каналов передачи данных будет определяться результатами технико-экономического обоснования, а также последствиями сертификации технических средств ведущих производителей Украины - Киевского НПО «Электронмаш» и некоторых других.

Так называемым головным предприятием по реализации программы разработки и выпуска отечественных ЭККА и сопутствующих компонентов было определено научно-производственное объединение «Электронмаш» (подведомственное Минмашпрому), которое и возглавило процесс. В частности, с 1993 по 1996 годы специалисты НПО «Электронмаш» сделали шесть разработок и начали производство.

860 ЭККА выпустил также Киевский радиозавод - для торговых предприятий «Славутич». Перспективными разработками «Электронмаш» считает также ЭККА для продажи билетов на автовокзалах, ЭККА для продажи билетов на железнодорожных вокзалах - ЭРА 502, ЭККА для автозаправок и весо-кассовые комплекты для торговли - КВК-002. К нынешнему году мощности «Электронмаша» способны производить 150 тысяч аппаратов.

Авторы госпрограммы, ориентируясь на отечественное производство, пытались сэкономить бюджетные средства, но вот незадача: контрольно-кассовые аппараты отечественного производства позволяют сэкономить деньги именно непуганым кассирам. Они, конечно, тоже часть государства. Но эта принадлежность почему-то их не стимулирует платить налоги.

Основная финансовая нагрузка по реализации программы была возложена на государственный и местные бюджеты. В ценах 1994 года на весь период предполагалось выделить 300,9 млрд. крб., в том числе 34,7 млрд. крб. - из госбюджета, 6,4 млрд. - из фонда содействия конверсии, а 256 млрд. крб. - из местных бюджетов. Нетрудно догадаться, что с финансированием программы были и есть серьезные проблемы, в значительной мере из-за недоимок налогов. Однако еще в 1994 году авторы идеи повсеместного внедрения ЭККА считали, что только эта мера в сфере торговли и услуг увеличит поступления в госбюджет в 1995 году - на 10%, 1996-м - на 100%, 1997-м - на 120%, 1998-м - на 135%, а в 2000 году - на 150%. Случится ли намеченное в этом и последующие годы - посмотрим, а в прежние годы, во сяком случае из-за эффекта от внедрения ЭККА, намеченного увеличения поступлений в бюджет явно не произошло. Скорее, даже совсем наоборот, о чем как раз и сокрушаются Минфин и нардепы. Правда, их заботы далеки от народа, от той ее непуганой части, которая собственно и могла бы пополнить бюджет. А некая Рада главных конструкторов предприятий - производителей электронной контрольно-кассовой техники констатирует, что из-за бесконтрольности расчетов «в торговле и сфере услуг бюджет не получил от производства в 1996 году более 26 млн. грн.».

НПО «Электронмаш» в настоящее время способно производить 150 тысяч контрольно-кассовых аппаратов (в год). И вполне понятно стремление этого объединения как можно скорее реализовать свою продукцию. Но вот незадача - товар, приобрести и установить который обязаны, согласно правительственным решениям, владельцы всех торговых точек независимо от форм собственности, не пользуется спросом.

Производитель просит протекции

у отечества

Казалось, с чего бы проблемам взяться: отечественные ЭККА есть, внесены в госреестр да и цены дешевле импортных? Например, аппарат ЭРА-101 стоит около 700 грн. (вместе с сервисным обслуживанием), в то же время аналогичный аппарат южнокорейского производства обходится в 980 грн. Хотя есть конечно и ЭККА дешевле «электронмашевского» - MINI 600 ME (производства киевского «Юнисистем») стоит около 650 грн. Ан нет, не пользуется желаемым спросом ни ЭРА-101, ни ее «сестры». Все норовят украинские потребители импортные аппараты приобрести. Отечественный, конечно, немного дешевле, но эксплуатация его для многих оказывается накладной. Вот и считают, вероятно, потребители, что нечего скупиться, дабы не платить дважды.

Так или иначе, но к марту 1995 года наблюдался явный дисбаланс между произведенной «Электронмашем» и отгруженной учетно-кассовой техникой и ее установкой. Аппаратов марки ЭРА-101 отгрузили 19182 штуки, а вот введено в эксплуатацию было только 7440 аппаратов. По аппаратам ЭРА-101К соотношение еще похлеще: отгружено было 14021, а введено только 4131 аппарат. Всего же на тот период «Электронмашем» было отправлено потребителям около 65 тысяч кассовых аппаратов восьми марок, а введено в эксплуатацию только 34 тысячи.

Отечественные производители стали все громче поговаривать о том, что, мол, потребители не торопятся выполнять правительственное постановление о повсеместном обаппарачивании. Мол, мало того, что ЭРА-101 и семь других «электронмашевских» моделей незаслуженно, по их мнению, обойдены вниманием, так вообще потребители все на заграничное поглядывают и при этом еще и «оговаривают» отечественного производителя.

Практически эти разговоры вылились в эпистолярных обиженных посланиях куда только возможно. С осени 1996-го до марта 1997 года Кабмин атакуют письмами «генералы» предприятий - производителей ЭККА. Но интересно для начала даже не само содержание этих чуть ли не ежемесячных посланий, а подписи на них, которые странным образом на всех письмах похожи, словно сделаны под копирку. Забавно и то, что впоследствии некоторые «соавторы» совершенно официально объясняли в письменном же виде: «Письма в адрес вице-премьер-министра Украины В.Пинзеника, которые якобы направлены представителями совета главных конструкторов ЭККА Минмашпрому за моей подписью... на нашем предприятии не рассматривались и мною не за генерального директора подписывались».

Теперь самое время обратиться к тем самым «коллективным посланиям». К слову сказать, в Кабмине к ним отнеслись крайне внимательно и соответствующим образом отреагировали на «просьбы трудящихся». Требовала «общественность» сменить состав новосозданной (согласно постановлению КМ от 24 января 1997 года) госкомиссии по вопросам внедрения электронных систем и приборов контроля и управления товарным и денежным оборотом. И вице-премьер согласился ввести в комиссию представителей отечественных производителей ЭККА. Далее те же авторы сетовали, что вообще многие пункты упомянутого январского постановления «не отвечают интересам нашей страны, они направлены на уничтожение отечественного производства ЭККА». Не понравилось отечественным производителям и то, что у них забрали присвоенное ими право оценивать, лицензировать и пускать на рынок аппараты других производителей, особенно если они иностранные. К слову сказать, директора заводов, подписавшие письма, почему-то забыли рассказать вице-премьеру о претензиях, которые к ним предъявляют, и конкуренты (которых особенно «Электронмаш» не торопился пускать на рынок даже с хорошим товаром), и потребители, которые шарахаются отечественных ЭККА, как черт ладана. А то, что вопросы организации работы госкомиссии переданы Научно-исследовательскому институту проблем механики «Ритм», это вообще возмутило «общественность». Мол, у нас база и опыт, а они - всего лишь теоретики. Мол, не спроста «Ритм» рвется к управлению... Директора в нечистоплотных намерениях подозревают и иностранных предпринимателей, которые, по их мнению, «настойчиво убеждают главу Государственной межведомственной экспертной комиссии создать независимую техническую экспертизу и сертификацию ЭККА, которая ответственности перед госкомиссией никакой не будет иметь, но безоговорочно будет удовлетворять их интересы». Украинских директоров до белого каления довели не только рекомендации, но уже сам факт организации год назад совещания Минэкономики и «Ритма» с участием представителей фирм-поставщиков и производителей ЭККА. Из рассуждений напрашивается вывод чуть ли не о заговоре не только против украинских производителей, но и всей государственной системы учета и контроля товарного и денежного оборота.

Согласитесь, что такие письма не могут оставить госмужей равнодушными, и вице-премьер Пинзеник велел Минфину, Минэкономики, Госналогадминистрации и Минмашпрому претензии обиженных «генералов» учесть.

Те резонно ответили, что усматривают причину недовольства отечественных производителей ЭККА совсем в другом.

Тогда отечественные директора подымают «в ружье» депутатский корпус. И в правительство уже в мае летит взволнованный опять же коллективный депутатский запрос, в котором, кроме вышеназванного, депутаты сообщают уже госминистру Минченко, что отечественных производителей ЭККА особенно обижает уже упомянутая комиссия - ГМЭК, которая перенесла сроки обаппарачивания ЭРАми предприятий Минтранса, Минсвязи и «Укркоопсоюза». Таким образом невостребованными остались 178 тысяч отечественных ЭККА.

Жаль, что нардепы не сообщили госминистру причины переноса сроков. МВЭСторг между тем вполне внятно объяснял, в частности Минмашпрому, что предприниматели Украины жалуются на жуткое качество отечественных ЭККА, их плохое сервисное обслуживание и требуют разобраться с производителями. Ну как можно вести учет и вообще работать на кассовых аппаратах, которые выдают на чеках черт знает что каждый раз, как только поезд прогрохочет? Или когда температура в помещении ниже 10 градусов тепла. Не говоря уже о том, что отечественные ЭККА буквально после установки приходится ремонтировать по 3-4 раза, а то и по 7-8 раз. В Минтрансе жалуются: мол, мало того, что они несут издержки в перевозках, так им еще, выходит, надо нести убытки из-за недоделок «Электронмаша». Закупили для «Укрзалізниці» 350 аппаратов марки ЭРА, а не эксплуатируется ни один по причине технических недоделок. К тому же модель ЭРА 502 еще и в госреестр не была донедавна внесена. Так о чем речь? Минтранс говорит, что ЭККА им очень нужны, заменить и установить нужно 2233 аппарата, но они не намерены покупать новые машины буквально через пару лет, как не намерены этого делать и сотни других предпринимателей. Потребители требуют от «Электронмаша», например, усовершенствовать модель аппарата, который просто не дает возможности нормально работать. Их интересует: когда наконец станут защищать потребителей от таких отечественных производителей, кто и при каких условиях должен и может заменить вечно неисправные отечественные ЭККА? К сожалению, забота о потребителе и, если хотите, протекционизм в этот адрес не наблюдается.

На ком шапка горит?

В конце концов госминистру А.Минченко на стол легло послание от возмущенных Минфина и Минэкономики (аналогичного содержания подготовлен, вероятно, ответ и «коллективу» вопрошавших депутатов): «НПО «Электронмаш», прикрываясь постановлением Кабмина, присвоило себе право сертифицировать все модели ЭККА, которые производятся в Украине или завозятся из-за рубежа, и право определять их качество и пригодность к использованию. Поэтому стремление других производителей сертифицировать собственную продукцию у независимых экспертов (а не у коллеги - производителя-монополиста) абсолютно законно и справедливо». К тому хорошо известно, что основные причины неконкурентоспособности многих видов продукции этой отрасли (Минмашпрома. - Авт.) - низкий уровень производства и качества».

И как бы ни сетовал на притеснения «Электронмаш», реальность несколько иная, чем ее представляет это объединение. Из 236 тысяч зарегистрированных в Украине ЭККА 75% (или 176 тыс.) - модели производства «Электронмаша». Причем качество моделей не отвечает современным требованиям, ограничены операционные возможности (если, конечно, не считать изысков непуганых кассиров), нет считывающих устройств для штрих-кодов. Оставляет желать лучшего и надежность моделей этого объединения. В связи с чем потребители предпочитают импортные образцы.

Из общего числа установленных на сегодня 236 тысяч ЭККА только около 50 тысяч - импортные аппараты. Почти 200 тысяч из них установлены на предприятиях торговли и общепита. Оказывается, около 90% этих импортных моделей были зарегистрированы еще до создания госкомиссии (т.е. до октября 1995 года). И так как половина из них не имеют защиты фискальной памяти, комиссия ограничила срок их использования январем 1998 года (видимо, в расчете на то, что к тому времени появятся пригодные отечественные модели).

Пришлось временно освободить от срочного оснащения ЭККА лоточную и выездную торговлю, так как нет портативных аппаратов с автономным питанием. И даже последние модели «Электронмаша» не спасут ситуацию. Вот бы куда направить энергию, тем более, что в ближайшие два года для этой категории потребуется 60-70 тысяч аппаратов. Не плохо бы и удешевить отечественные ЭККА, так как далеко не каждое предприятие потянет стоимость аппарата чуть ли не в 1000 грн.

Понадобится также 30-40 тысяч аппаратов для предприятий транспорта, связи, автозаправок, приема коммунальных платежей, которые не установлены по причине фактического срыва программы выпуска отечественных ЭККА. Или из-за отсутствия у них сертификатов или свидетельств о внесении в госреестр (что, по сути, есть пропуск на рынок). Потребители вынуждены брать не совсем подходящие модели ЭРА-502, 504, 505, так как их скоро «съест» налоговая администрация. Но что это за подход? Снова из двух зол выбирать приходится меньшее, т.е. некачественные ЭККА?

Рынок ЭККА в Украине хоть и емкий, но все же не безразмерный. На ближайшие три года, по расчетам экономистов, понадобится не более 250 тысяч ЭККА всех моделей. Судя по всему, «Электронмаш» об этом знает и обеспокоен тем, куда ему предстоит «сплавить» свою продукцию (150 тыс. ЭККА в год). Понимают это и импортеры этой техники, которые соглашаются на создание СП, лишь бы зацепиться на рынке. Продукцию они начинают предлагать уже много качественнее, чем пару-тройку лет назад. И если раньше монополист «Электронмаш» мог как-то влиять на импортеров конкурентной продукции, то теперь, может оказаться, ему срочно придется заниматься качеством собственной продукции, а не тормозить прытких конкурентов.

К слову сказать, протекционизм протекционизмом, но никаким законом Украины не запрещено вносить в госреестр импортные ЭККА, особенно, если они на голову выше отечественной продукции... И с этой точки зрения, возможно, есть смысл признать, что забота о потребителях (и их естественное право выбирать лучшие модели, независимо от страны-производителя), - это тоже протекционизм национального производителя товаров и услуг. И их доля несоизмеримо весомее, нежели одного или двух «Электронмашей». Но тогда придется признать, что Минмашпром чуть ли «не загубил» нацпрограмму, в которой он был определен головным предприятием. Нет, с наращиванием мощностей (господи, слова-то какие напридумали) по производству ЭККА Минмашпром и, в частности, «Электронмаш» справились с честью, даже при скудном финансировании. Но, простите, это тот случай, когда количество, увы, не означает качество. Толку-то от тех тысяч ЭККА, которые никто не хочет покупать? Спрашивается: и зачем было государственные деньги таким образом тратить? Только для того, чтобы сохранить рабочие места минмашпромовцам и при этом обеспечить массу проблем потребителям их продукции во всех других отраслях? И еще, наверное, для того, чтобы не пущать «буржуев» на отечественный рынок счетно-вычислительных аппаратов и устройств. Мол, пусть они там, за бугром, на своих супермашинах считают свои километро-доллары. А мы, мол, сами с усами. Правда, вот пока без нормальной техники. Ну да что там, в конце концов есть дедовский метод - незабвенные счеты...

Тем не менее, на заседании госкомиссии в апреле, где рассматривался вопрос о внесении в госреестр заявленных отечественных и импортных моделей ЭККА, было принято решение о внесении этих моделей в реестр, в том числе и нескольких импортных. Но, вероятно, под нажимом Минмашпрома и «Электронмаша» вице-премьер Пинзеник, как глава комиссии, принятое протокольное решение не подписал. А там он ушел в отставку… На повторном заседании, которое проводил 21 мая г-н Азаров, было подтверждено апрельское решение. Но как-то странно получилось, что текст майского протокольного решения, по словам присутствовавших на заседании членов комиссии, когда они его увидели в «доработанном» виде, увы, не содержалось части моделей ЭККА совместного производства предприятий, не относящихся к сфере влияния Минмашпрома. То есть, вопреки законному решению комиссии в документ о внесении в госреестр не попали модели Samsung ER-350F STU, Silex-9004, VDM-261 и некоторые другие.

Если учесть, что такое решение по сути может быть соответствующими правоохранительными органами классифицировано как служебный подлог, то вполне очевидно, что делами о реестре ЭККА впору заняться не госкомиссии, и даже не владельцам ЭККА, чьи интересы были попраны, а уже, возможно, Генеральной прокуратуре…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме