ГРЯДЕТ ПРАВОВАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ

Поделиться
Не ведомо, успели ли ознакомиться с указом Л.Кучмы «О Национальной программе борьбы с коррупцией»,...

Не ведомо, успели ли ознакомиться с указом Л.Кучмы «О Национальной программе борьбы с коррупцией», который юридически оформил объявленную ранее операцию «Чистые руки», западные адресаты (а судя по содержанию, он предназначался в первую очередь для них), но с середины апреля в американской прессе развернулась кампания, где вслед за приставкой «анти-» следовал корень «Украина + коррупция». Ее апофеозом стала конференция «Украина, Беларусь, Молдова: какая безопасность, для какой Европы?», где Украина была признана лидером в этом «криминальном треугольнике». И хотя Президент Украины заявил 23 апреля, что имидж Украины как коррумпированной державы создается силами, которым не нравится ее курс на широкое сотрудничество с Западом, думаю, для читателя будут интересны тезисы одного из основных докладов на конференции, сделанного представительницей упомянутых сил - Луизой Шелли из Школы международной службы Американского университета в Вашингтоне.

Одна большая криминальная «семья»

Независимость Украины находится под угрозой не только ввиду неспособности удовлетворить финансовые потребности своих граждан. Национализм - эта могучая сила формирования украинской государственности - оказался не в состоянии противодействовать разъедающему влиянию преступности и коррупции, находящих свое выражение прежде всего в пиратских методах приватизации со стороны представителей бывшей номенклатуры. Яркий пример этого рода - убийство Е.Щербаня в ходе схватки за акции газовых и металлургических монополий между донецкой, днепропетровской и московской группировками.

Криминально-политическое смыкание бывшей партэлиты, правоохранительных органов и банд организованных преступников, их совместное проникновение в легальные и нелегальные отрасли - наиболее угрожающий обществу фактор. Он существенно влияет и на процесс привлечения иностранных инвестиций, поскольку западные компании вынуждены то и дело иметь дело с коррумпированными или полууголовными элементами. Типичные примеры: получение, несмотря на мораторий ВР и интерес других компаний, лицензии на ТВ-вещание бывшим американским послом Р.Лаудером, благодаря посредничеству бывшего заключенного (9 лет за экономическое преступление); отказ американской корпорации «Моторола» от крупных инвестиций в развитие мобильной связи из-за «сверхлимитной» выдачи лицензии компании «Киев-Стар», где среди учредителей значатся советник Президента, министр и известный мафиози.

И все же едва ли не важнейшим фактором сегодняшнего взрыва оргпреступности является советское прошлое новых государств. Наследство это намного сложнее, чем развитая теневая экономика или пренебрегающая правопорядком авторитарная традиция. Ведь криминальная традиция восходит к дореволюционным временам, и, скажем, сегодняшняя Одесса с ее более 6 тысячами преступников демонстрирует неизменную верность «Одесским рассказам» И.Бабеля. Это, в частности, проявляется в «братской дружбе» уголовных миров Одессы-мамы и центра эмигрантской оргпреступности в США - нью-йоркского района Брайтон-Бич, известного также под названием «Одесса у моря». Ну а родное Черное море цементирует не менее тесное «сотрудничество» с турецким и ливанским наркобизнесом.

Если же обратиться к советским временам, то СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству заключенных. Даже в годы «позднего застоя» их было не менее полумиллиона. Из-за длительных сроков наказания криминальные связи становились важнее семейных и потому простираются ныне по всему постсоветскому ареалу. Так что отделить проблемы преступности в Украине от аналогичных проблем в России, Белоруссии, Молдове, странах Балтии или Закавказья практически невозможно. Это действительно - одна большая криминальная «семья».

Экономическим базисом последней была и остается теневая экономика и «примкнувшая к ней» чиновничья коррупция. Поэтому разыгравшийся на евразийском пространстве криминальный пир во время кризисной чумы обязан в первую очередь тому, что не было проведено отстранение пораженной коррупцией номенклатуры от руководящей и законодательной деятельности по примеру ряда бывших соцстран. Оттого-то нет законов, запрещающих совмещение государственной и частной деятельности, нет законов, обеспечивающих экономически справедливое распределение собственности, нет законов, эффективно укрощающих мздоимство. Более того, мздоимцы и воры защищены депутатскими мандатами. В итоге занимающие ключевые посты государственные бюрократы наживаются не только безмерно, но и безнаказанно.

У кого на службе спецслужбы?

Правовой беспредел во многом обусловлен участием в преступной деятельности бывших и нынешних сотрудников спецслужб. Обладая международными связями и знанием капиталистического мира, они лучше других экс-советских граждан приспособлены к сложной нелегальной деятельности. Присутствие на ключевых постах в крупных украинских банках бывших работников КГБ - прежде больших специалистов по части отмывания разного рода нелегальных средств - не в малой степени способствовало широкой криминализации финансового сектора, особенно в области «переработки грязных денег» и переброски их за рубеж. Эти и другие возможности теневой банковской деятельности по своему дестабилизирующему воздействию на общество и экономику не идут ни в какое сравнение с такими традиционными видами преступных занятий, как вымогательство, проституция, игорный бизнес. Не менее тревожит факт отсутствия реакции на эту ситуации со стороны НБУ.

Подлинной вотчиной криминальных группировок стала система сбора налогов. Работники налоговых органов за соответствующую мзду делятся информацией с рэкетирами, а предприятиям часто выгоднее платить «отступное», чем ставки официальных налогов. И дело это ныне настолько отлажено, что вряд ли будет зависеть от изменения ставок: в любом случае рэкетиры будут устанавливать такие поборы, чтобы выгоднее было иметь дело именно с ними.

Огромные состояния сколачиваются чиновниками за счет процедуры выдачи экспортно-импортных лицензий со льготным налогообложением. Не остаются в накладе и таможенники. Груз, как правило, не подается для таможенной проверки, а переправляется на склады и в другие места, контролируемые преступниками. Так, лишь один из каждых трех прибывающих из Турции контейнеров проходит через таможню в украинских портах. Последние (и особенно Крым) давно превратились в суперкриминогенные зоны. Львиный вклад здесь вносит постоянно растущая «челночная» торговля, самым же прибыльным транзитным товаром служат наркотики.

Подводя итог изложенным фактам, автор доклада ставит в центр проблемы невиданного разгула преступности в бывших республиках Союза несправедливое распределение в ходе приватизации доставшейся в наследство «общенародной собственности». Злоупотребления в этой области имеют здесь намного более острые социальные последствия, чем, предположим, в Латинской Америке, из-за привитой коммунистической пропагандой приверженности экономическому равенству. Осознание основной массой населения того факта, что у него «украли будущее», не позволит - по крайней мере, при жизни нынешнего поколения - ни подвигнуть людей на напряженный труд во имя стабильного экономического роста, ни убедить их в преимуществах рыночной демократии.

При наличии политической воли, отмечалось в докладе, Украина и другие постсоветские страны могли бы разрешить свои внутренние проблемы. Увы, ни в одной из них нет достаточно развитого гражданского общества - решающей предпосылки эффективной борьбы с оргпреступностью и коррупцией.

Всемирный банк включается в борьбу

Вышеописанное краткое изложение сложившейся в Украине ситуации показывает, что собственными силами решить свои проблемы она, видимо, сегодня не в состоянии. Во всяком случае - в рамках демократического процесса. Поэтому подключение к данному делу крупных международных организаций с их финансовыми и организационно-методическими возможностями можно было бы только приветствовать, если бы... Если бы, судя по намечаемой программе действий, их представители не намеревались наступить на те же грабли, что и их экономические коллеги.

Автор этих строк был приглашен присутствовать на второй рабочей встрече, организованной 24 июня Минюстом Украины при содействии Института экономического развития (ИЭР) Всемирного банка и Международного центра перспективных исследований в рамках реализации программы создания так называемой «Национальной системы добродетели». Первая встреча 23 мая была посвящена в основном ознакомлению с западным опытом борьбы с подобными явлениями в Африке и формированию рабочей группы для подготовки симпозиума 18-20 сентября, где и должна быть выработана стратегия построения системы национальной добродетели. На второй встрече представитель ИЭР Петер Лангсет продолжал знакомить украинских участников мероприятия с западной методологией борьбы с коррупцией и обсуждались предлагаемые изменения и дополнения к программе «Чистые руки».

Естественно, что «гвоздем» программы служат предлагаемые Всемирным банком стратегия и тактика борьбы с оргпреступностью и коррупцией. В основе предложений ИЭР - системный подход к проблеме в виде комплекса мер, направленных на изменение стимулов, состава задействованных сил и институциональной среды, в которой оперируют участники коррупционных действий. Для их реализации предлагается осуществить: 1) реорганизацию госсектора (усиление подотчетности при управлении бюджетными средствами и госфинансами, приватизация, дерегулирование); 2) реформу госслужбы (увеличение зарплаты, четкие перспективы успешной карьеры и наказаний за злоупотребления); 3) укрепление общественных организаций, чьей задачей является поддержка добродетели в стране, - так называемых «столпов добродетели» (правительство, парламент, судебные, правоохранительные и контрольные органы, частный сектор, СМИ и другие институты гражданского общества).

О каких же «граблях» идет речь? Чтобы не быть голословным, приведу некоторые результаты социологического опроса 1600 респондентов из 106 городов страны, проведенного в марте с.г. по поручению правительства Украины и агентства USAID конгломератом отечественных и зарубежных организаций. Ниже по избранным вопросам анкеты даны два ответа, получившие наивысший рейтинг.

1. Главная проблема, стоящая перед Украиной: экономика - 29%, коррупция в органах власти - 19%.

2. Главная причина тяжелого экономического положения: распад единого хозкомплекса СССР - 23%, коррупция в органах власти - 20%.

3. Что должно превалировать в экономике Украины: свободный рынок - 45%, госконтроль - 43%.

4. На кого должна равняться экономика Украины: на собственный путь - 46%, на Германию и Францию - 16%.

5. Каков процесс принятия решений и законов в Украине: хаотический - 82%, непонятный - 71%.

6. Степень доверия руководству и политикам Украины: низкая - 42%, никакого - 39%.

7. Кому больше доверия - представителям центральных или местных властей: никому - 49%, примерно одинаково - 19%.

8. Рейтинг лиц и организаций по пятибалльной шкале: Б.Клинтон - 4,1,

А.Квасьневский - 3,4, В.Ющенко - 3,2, П.Лучинский - 3,0, Л.Кучма - 2,7.

Ответы на первые четыре вопроса демонстрируют, на мой взгляд, две грубейшие ошибки западных финансовых спонсоров и разработчиков стратегии экономических преобразований в Украине. Первая из них связана с убеждением в возможности использовать для ее реализации прежнюю партийно-хозяйственную элиту. Вторая обусловлена недооценкой специфики украинских проблем по сравнению с бывшими соцстранами, не говоря уже о более дальнем зарубежье. В первую очередь это касается политики приватизации и дерегуляции. При этом, разумеется, я исхожу из «чистоты помыслов» наших добровольных помощников.

Ответы же на четыре следующих вопроса показывают однозначно: речь должна идти не просто о реформе административного управления и госслужбы, а о кадровой революции. Другими словами, без радикальной замены нынешнего состава управленческого аппарата как борьба с коррупцией, так и успех реформ в целом обречены на провал. Слишком далеко зашло правовое перерождение действующего ныне «актива», чтобы надеяться на его возрождение. Поэтому новую версию программы «Чистые руки» следует назвать «Новые руки», а ее «генеральная линия» должна исходить из обеспечения максимально быстрой и безболезненной процедуры искомого обновления. Но это означает привлечение к делу существенно иных «столпов добродетели».

Ну и, конечно же, какого-то комментария требуют весьма любопытные ответы на последний вопрос. Не вдаваясь в теоретические изыскания, приведу не менее любопытную информацию из последнего бюллетеня НБУ. Согласно статистике процентного распределения чистых денежных доходов населения за время независимости, доля затрат на приобретение инвалюты изменялась следующим образом: 1992 г. - 0,1%;

1993 г. - 2,6; 1994 г. - 3,1; 1995 г. - 8,2; 1996 г. - 14,2; первый квартал 1997 г. - 16,2. Что это, как не свидетельство глубокого доверия к национальной валюте г-на Клинтона и чуть менее глубокой благодарности г-ну Ющенко за дерегуляцию валютного обмена?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме