Виталий Шевчук: "Я просто делаю то, что мне интересно"

29 марта, 16:26 Распечатать Выпуск №12, 30 марта-5 апреля

Как учитель физики создал научно-популярный канал.

© rivne1.tv

Видео YouTube-канала "Цікава наука" приобретает все больше приверженцев. 

Школьники и отцы с мамами, министры и учителя распространяют короткие остроумные ролики, которые просто и ярко объясняют сложные научные темы. В августе 2016 г. у канала было лишь три подписчика, ныне же — уже тридцать три с половиной тысячи приверженцев, и еще сорок семь тысяч — на Facebook-странице. 

О секретах успеха и о том, как все это начиналось, ZN.UA расспросило вдохновителя и основателя "Цікавої науки" — учителя физики и астрономии из Ровно Виталия Шевчука.

— Виталий, как возникла идея "Цікавої науки"? Учителя часто жалуются, что даже на свою семью нет времени, а тут — такой масштабный проект! 

— Идея проекта родилась прямо на уроке, когда уже в который раз просматривал с детьми видео, касавшееся темы урока. Обычно мне приходилось использовать ролики на русском или английском. Как учитель физики английский я знал не очень хорошо, но другого выхода не видел: к сожалению, на украинском языке практически ничего не было. Ну разве что документальные фильмы, но они длятся час, а мы не можем весь урок только фильм смотреть, это же не кинотеатр. Нужно что-то коротенькое и качественное, чтобы иметь время обсудить и объяснить материал. Так возникла идея создать в YouTube канал для научно-популярных видео "Цікава наука". Я спросил об этом у детей прямо на уроке, и они поддержали. Был конец учебного года, и на каникулах я почти не вспоминал об идее. А в августе, незадолго до 1 сентября, вспомнил. Поделился планами с коллегами, но никто не заинтересовался, так что и поддержки не нашел.

— Потому что это трудно?

—Если говорить об учителях, то они все разные: кто-то дружит с техникой, а кто-то вообще ее не использует. Большинство просто равнодушны, ведь учитель — это одна из немногих профессий, которая, несмотря на очень низкую зарплату, является стабильной. Нужно иметь желание, время, внутреннюю мотивацию. 

— У вас есть и время, и мотивация и желание? 

—Да. Но я не делал и не делаю "Цікаву науку" для школы или для какого-то конкретного предмета, и вообще начал с того, что переводил видеоролики по биологии. Просто я делаю то, что мне интересно, хочу создать базу научно-популярных роликов.

Темы выбираю сам, а еще их подсказывают зрители. Я всегда иду навстречу, когда это что-то интересное. Наши ролики — это обычная популяризация науки, сугубо образовательной цели у меня не было и нет. Конечно, популяризация науки — это в какой-то мере тоже образование, но оно неформальное, непринужденное, и зачастую не связано со школьным курсом. 

— Обычно популяризацией науки больше всего занимаются сами ученые. Вы ученый? 

—Нет. Сначала я работал в школе, потом пошел преподавать в университет (читал лекции будущим учителям физики и химии). Потом вернулся в школу. Окончил аспирантуру, но диссертацию не защищал: понял, что мне это не нужно.

— Большинство видео на канале "Цікава наука" — это перевод англоязычных роликов. Из каких ресурсов вы их берете? 

— На канале "Цікава наука" приблизительно 250 роликов. Сами мы сделали четыре видео, остальные — не наш продукт, их мы просто перевели и озвучили на украинском. Больше всего роликов берем с мощного образовательного ресурса Теd-Ed. Команда этого ресурса делает короткие видео продолжительностью от трех до семи минут на разные темы.

Правда, главная проблема для нас — это авторские права. YouTube работает по американским законам, а не по украинским, нельзя перезаливать чужое видео, даже с другой озвучкой. Но YouTube идет навстречу авторам каналов, если выполнены все условия добросовестного использования: есть все ссылки на авторов и прочие; публикация сделана с образовательной целью; нет монетизации (через размещение какой-либо рекламы). Последнее — самое важное, ведь если хотя бы одному видео я сделаю даже минимальную рекламу, то канал могут закрыть с удалением всех видео. Поэтому "Цікава наука" отвергает все предложения рекламы, даже с немалыми средствами.

— А где берете деньги на ваш проект? 

—Я сделал страницу "Цікавої науки" на американском ресурсе patreon.com. Там регистрируются творческие проекты, и все желающие поддерживают их. У нашего канала есть регулярная поддержка от благотворителей. 

Очень приятно, когда вокруг канала сплачиваются люди, которым не все равно. Это, наверное, самое дорогое. Нас объединяет не просто канал, не просто контент, а сам процесс работы и сообщество, которое сформировалось.

— Кто вам делает перевод с английского? 

—Начинал я сам. Я не специалист по английскому и не филолог, поэтому вначале пользовался помощью других людей. И наконец понял, что мне проще самостоятельно переводить и редактировать тексты. Научная точность для меня важнее, чем благозвучие. Никаких добавлений или изъятий, которые могли бы исказить содержание.

— Ваши ролики показывают на конференциях, на уроках в школе, на Facebook. Недавно ролик об иммунитете распространяла на своей странице и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. У вас широкий спектр тем по естественным наукам. А по гуманитарным?

—Да, у нас почти все видео естественного направления. Роликов гуманитарного направления, а именно по философии, истории или психологии, практически нет.

виталий шевчук
rivne1.tv

— Вы в тренде. Сейчас уделяется усиленное внимание именно естественному образованию, которое уже давно в кризисе. Для всех выпускников введут обязательное ВНО по математике. Специальностям, связанным с естественными науками, будут оказывать особую поддержку. 

— Когда в 2004 г. я окончил университет, нас, физиков, выпустили, кажется, восемьдесят человек. В этом году в этом же университете — около десяти. Декларируемые мероприятия по повышению престижности естественно-математического образования воплощаются не только со значительным опозданием, но и слишком медленно. Как по мне, лучше совершать решительные перемены, даже если они приведут ко временному ухудшению, но это будет серьезный шаг. Физика и химия действительно в упадке, но еще есть возможность все исправить.

— Я знаю, что вы читаете отклики о роликах "Цікавої науки" на вашем канале и странице в Facebook. За что вас больше всего хвалят зрители?

— Сейчас я редко читаю комментарии, нечасто отвечаю на них. Но запомнился один. Зрительница написала, что ее дети на выходных целыми днями смотрят ролики на "Цікавій науці", а обычно их трудно заинтересовать обучением. Видео дети нашли сами, их никто не заставлял смотреть, просто им было очень интересно.

— Говорят, что "Цікава наука" ломает стереотипы. Вы с этим согласны?

—Да. Я думаю, самый главный стереотип, который разрушил наш канал, касается украинского YouTube — дескать, у него нет перспектив, он не развивается, ни на что не способен, это самый печальный YouTube в мире (по этому поводу распространяли множество мемов). Даже мои ученики убеждали меня делать канал на русском, потому что так будет больше просмотров. Но я сказал: "Нет, это принципиально, мы делаем все видео только на украинском".

Прекрасно, что сейчас появилось довольно много хороших проектов, касающихся популяризации науки и образования. Среди них — команда NEED, которая делает короткие анимированные видео хорошего качества; научно-популярный журнал "Куншт", тоже чрезвычайно качественный и интересный. А еще — канал "Клятий раціоналіст", в чьих роликах развенчивают мифы о науке, и много других научно-популярных проектов, достойных внимания: "Довколаботаніка", "Микробио", "Наукові пікніки", "Дні науки" и т.п. Также есть много ученых, которые различными способами популяризируют науку, и делают они это действительно круто.

То есть украинский YouTube постепенно развивается. И мне будет приятно, когда через десять лет кто-то будет говорить, что придумал и сделал что-то классное свое после того, как посмотрел "Цікаву науку". 

Мне кажется, что удается сломать еще один стереотип — о том, что хорошее онлайн-образование должно быть на русском. Вы, возможно, слышали об одесском учителе физики Павле Викторе, который снимает свои уроки, и эти видео набирают много просмотров. Но мы ориентируемся исключительно на украиноязычного зрителя.

Я знаю, что многие пытались открыть научно-популярный украиноязычный канал в YouTube, но результаты были очень печальные — несколько тысяч подписчиков за много лет. Как по мне, дело здесь не в языке, а в качестве.

— Наверное, вы сломали и стереотип о том, что наука — это скучные тексты в учебниках. Вы доказали, что это может быть увлекательно. Что наукой можно интересоваться не для ВНО или контрольной, не для мамы или папы, а для себя. 

—Да. Но я не сказал бы, что учебники скучны. Это не так. Но для интереса широкой аудитории формат коротких видео подходит лучше всего.

— Почему вы позволяете, чтобы ваши видеоролики использовали в любом виде, даже без ссылки на ваш канал в YouTube? 

— Вы знаете, я не воспринимаю это как что-то свое. Знания должны принадлежать всем. Например, мы не ставим свой копирайт на звуковую дорожку или на субтитры. Каждый, кто хочет, может пользоваться, но обязательно соблюдать все требования относительно владельцев авторских прав.

— Какие планы на будущее, как будет развиваться канал?

— Вообще мечта — покончить с переводами и перейти на собственное производство. А для этого нужна команда. Мне помогают разные люди, мы общаемся по телефону или в соцсетях. Но здесь, в Ровно, я один. Вроде и успеваю все делать, но нуждаюсь в единомышленниках, которые будут критиковать, подталкивать, и не по телефону, не в комментариях, а прямо здесь, на месте. Не хватает команды, не виртуальной, а реальной, живой. 

Желаю каждому, кто отважится начать популяризировать науку и сделать свой вклад в развитие украинского образования, стать профессионалом этого нелегкого, но крайне нужного дела.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 20 апреля-25 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно