Михаил Кукуюк: "Голохвостый — это трикстер"

15 февраля, 16:11 Распечатать Выпуск №6, 16 февраля-22 февраля

В Киевском академическом театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра готовят премьеру под названием "ГолохвастOFF" (по мотивам пьесы М.Старицкого "За двумя зайцами"). 

© Лена Шулика

В главной роли — Михаил Кукуюк, на счету которого восемь десятков кинопроектов и заметные роли в репертуаре родного театра. 

Как и недавняя подольская новая версия "Зайцев", так и грядущая левобережная — о героях Старицкого в декорациях дня сегодняшнего. В Театре драмы и комедии сразу же предупреждают: вместо цирюлен — барбершопы, вместо кредитных расписок — биткоины, таперов заменили ди-джеи… Все вокруг поменялось! 

Так что надо настроиться на современного Свирида Петровича, который в очередной раз отправится в погоню за двумя зайцами. 

михаил кукуюк
drama-comedi.kiev.ua

— Михаил, а какой он сегодня — Свирид Петрович Голохвостый — именно теперь, в нашем ХХІ веке? 

— Нет никакой разницы, какой это век, — XIX, XX или XXI. Ведь такой персонаж как Голохвостый прекрасно адаптируется к любому времени, к любым эпохам. 

И даже в своем "провале", как это и случилось в известной истории Старицкого, он все равно находит для себя позитив. 

— Как известно, роль Голохвостого становилась коронной для многих известных актеров — Панаса Саксаганского, Олега Борисова. Даже Максим Галкин сыграл свою версию в известном мюзикле. А на киевской сцене в 80–90-е в этой роли блистал Ярослав Гаврилюк. Так вот, может быть, есть некий актерский эталон, который наиболее поразил вас? 

— Не хочу умалять масштаб всех замечательных актеров, в творчестве которых есть этот герой. Но, конечно же, на первом месте для меня — Олег Борисов. Он поразил именно легкостью своего существования. И если учесть время, в которое этот фильм снимали (а это начало 60-х ХХ века), а также все обстоятельства, сопутствовавшие трудному пути этой картины к успеху, то, конечно же, Олег Борисов большой молодец! 

Они вместе с режиссером Виктором Ивановым проделали огромную работу. И недаром этот украинский фильм стал культовым на многие годы и для многих поколений. 

михаил кукуюк_2
Лена Шулика

— В аннотации к вашему спектаклю "ГолохвастOFF" значится, что будет звучать живая музыка. Следует ли из этого, что ваш Голохвостый — музыкант, поэт, композитор, то есть творческий человек?

— Знаете, мы не привязывали героя к какой-то конкретной профессии. Но он, безусловно, человек творческий (смеется). Ворюга тот еще… 

— А какая музыка будет звучать в новом спектакле? 

— В музыке есть такое направление — street culture. Это музыкальный материал нашего спектакля, туда же можно отнести и другие направления — от рокабилли до дабстепа. 

Фишка в том, что музыку исполняют актеры Театра драмы и комедии, а не музыканты. То есть у наших актеров своя функция на сцене — как у музыкальной группы. Они — часть действа. А Алексей Петражицкий — композитор, соавтор музыки, которая в спектакле будет звучать вживую. 

— Как вам кажется, почему в Украине уже почти 135 лет так популярна именно эта пьеса украинского драматурга Михаила Старицкого? 

— Да потому что это универсальная история! Эта тема — лиса, тема трикстера. Тема человека-детонатора. А Михаил Старицкий и Иван Нечуй-Левицкий (автор пьесы "На Кожемяках", впоследствии усовершенствованной Старицким) придумали отличный сюжет. Можно даже сказать, отличную схему, когда в любой ситуации, в любой точке мира между хорошими людьми может возникнуть адский конфликт из-за фитюльки. Буквально из ничего. А ведь Голохвостый разрушил семью! Ведь Явдоха и Секлета — родные сестры, а Проня и Галя — сестры двоюродные! 

михаил кукуюк_3
Лена Шулика

И вот этот "чувак" пришел в чужие дома и рассорил хороших женщин. И большая семья, в общем-то хороших людей, перессорилась из-за одного парня. А он в конце еще и посмеялся "сверху" над ними всеми. 

Эта пьеса о времени манипуляторов. И не столь важно, мужчина это или женщина, но из-за таких персонажей-манипуляторов порою рушатся и целые династии, и целые страны. 

— Михаил, спектакль "ГолохвастOFF" ставит ваша супруга — режиссер Анастасия Осмоловская. Как работается в таком творческом тандеме? 

— Нас благословил на эту работу Эдуард Маркович Митницкий, который однажды сказал: "А давайте поставим Старицкого! Ведь "Зайцев" на столичной драматической сцене уже давненько не было". 

Анастасия решила делать современную постановку, без привязки к конкретному месту, то есть к Киеву. Мы обратились к истории украинской урбанистики, потому что часто муссируются темы "села". В спектакле также избегаем образа "дурака", подобный "юмор" сведен к минимуму. 

михаил кукуюк_1
Лена Шулика

— У вас, судя по всему, сейчас много съемок, а еще недавний успех "Свингеров". Для театра в столь плотном графике остается место? 

— Сейчас я весь в "Зайцах". К тому же в любом графике всегда найдется время для интересной работы в театре. Если такая работа по-настоящему интересна, и ты понимаешь, что не впустую проводишь время на репетициях, в результате выйдет материал, которого никогда и нигде больше не будет. 

Тогда уже сама идея тебя ведет. И всегда найдется время и на репетиции, и на съемки. Если даже это проект не особо денежный, но он на 100 процентов выстрелит и будет воспринят людьми. 

— Как лично вы относитесь к фильму "Свингеры", к ажиотажу вокруг него? 

— В каждом времени и в каждой стране всегда есть место таким комедиям. Всегда! Знаете, сейчас ведь время эдакой "вседозволенности", которое у нас в Украине на самом деле только-только начинается. Да… Еще 25 лет назад мы были совершенно другой страной. И старые табу нас пока давят. И наше ДНК как бы "табуировано". А ведь во всем мире человеческий сексуальный огонь люди давно трансформируют и используют. А мы боимся! 

А как может быть неинтересной история, когда к обычным людям, которые готовят яичницу в бигудях, пришли люди, которые утром пьют фреш из лесных ягод, потом идут на шоколадное обертывание. А еще третий персонаж любит человека своего пола. И все эти люди встречаются в одной точке. 

Ну как это может быть неинтересно? Всегда интересна широкая палитра — во всем. Дзидзьо — один формат, Полякова — другой, Астафьева — третий, а мы — драматические актеры… Это всегда интересно: чем больше разброс по диапазону, тем сильнее высекается искра. 

Мы знали, что "Свингеры" найдут свою зрительскую нишу. 

— Фильм окупился в прокате? 

— Сейчас все вокруг только и говорят о бюджетных деньгах на кино: сколько и кому — и что в результате? Здесь же, в "Свингерах", люди вложили свои деньги и сами занимались промо картины. Сейчас сняли уже вторую часть — "Свингеры-2". Есть факт — отбили кассу в десять раз. 

Так что это не провальный проект. Зрители его хорошо восприняли даже при минимальном бюджете. Ведь все снималось практически в интерьере, очень мало экстерьеров. А сейчас, чтобы снять фильм, нужно куда-то ехать, задействовать облетную камеру, вертолет. У нас же вышло все по минималке. 

— В "Свингерах-2" актерский состав будет тот же? 

— Практически да. Из новых — Дзидзьо и дива Монро. И еще ушел один актер, который играл в первой части. А так остались все те же. У нас есть интересная идея, у нас очень хорошая компания. 

Но главная идея все-таки в том, чтобы люди получили максимум позитива, пришли на нашу картину и расслабились. Ведь мы живем в очередную эпоху перемен: "все сложно". 

Так давайте же посмеемся, отвлечемся. И действительно нужно отвлекаться на комедии, на юмор. Иначе, если будем слишком серьезно относиться к текущему времени, то можно и перегореть, превратиться в сплошную нервную клетку. Может быть, это и прозвучит как-то просто, но вот именно такая идея и важна сегодня — идея кино- и театральной психотерапии. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №10, 16 марта-22 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно