Бйорн Гельдхоф: "Молодые художники ищут идентичность"

8 февраля, 15:32 Распечатать Выпуск №5, 9 февраля-15 февраля

В PinchukArtCentre развернута выставка номинантов на соискание Премии Future Generation Art Prize 2019.

© Сергей Ильин / Pinchuk Atr Center

В экспозиции представлены новые или недавно созданные работы 21 молодого художника из 17 стран мира. В этом году премия отмечает юбилей — десятилетие со дня учреждения. Ведь первую международную премию Фонд Виктора Пинчука учредил еще в 2009 г. Нынешняя выставка продлится до 7 апреля.

В интервью ZN.UA Бйорн Гельдхоф — арт-директор PinchukArtCentre и куратор выставки номинантов — рассказал об особенностях премиального забега и общих тенденциях, трендах, которые несут именно эти молодые художники.

Бйорн Гельдхоф
Александр Пилюгин / Pinchuk Art Center
Бйорн Гельдхоф

— В этом году премия Future Generation Art Prize 2019 отмечает десятилетие. Чем это десятилетие знаковое — как для вашего фонда, так и для художников, ставших победителями премии?

—С самого начала идея Виктора Пинчука учредить Future Generation Art Prize была, в некотором смысле, революционной. Аналогичных премий еще не было. Этот конкурс абсолютно демократичный, то есть открытый для всех. Кто угодно в мире может подать заявку на участие, и это абсолютно бесплатно. Наша премия дала возможность тысячам художников показать свои работы по-настоящему мощному жюри и отборочной комиссии. 

Кроме того, эта премия многим открыла, как именно работает мир искусства. Скажу, что для самих художников это был уникальный опыт. Прежде всего, премия создала для них сообщество Future Generation Art Prize, в которое входят более ста художников. 

Победители же, кроме премии, получали и очевидный толчок для своей карьеры: эта премия приносила им популярность, они начинали больше выставляться. Ведь мы экспонируем этих художников не только в Киеве, и промо они приобретают не только благодаря главной премии. Мир узнает о них и благодаря выставке Future Generation Art Prize, представленной в Венеции. Это является дополнительной премией для всех художников-номинантов, которых, напомню, двадцать один. 

— Кто из победителей сейчас наиболее активно позиционирует себя в современном арт-мире? 

—Мне кажется, сказать, кто самый активный, невозможно. Думаю, что все художники или по крайней мере большинство из них просто продолжают быть активными. И мы можем видеть, что по крайней мере 80% художников из списка номинантов состоялись. И состоялись по-настоящему. Даже если еще до участия в этом конкурсе они не могли такого сами о себе сказать. Так что эта премия помогла им либо развить, либо начать свою карьеру на международном уровне.

— Выставка представляет 21 номинанта на соискание премии. Если можно, несколько слов о географии (то есть о странах, из которых прибудут художники) и возрастных рамках — от самого младшего до самого старшего?

—Мы получили более 5800 заявок, которые поступили из 158 стран мира. Так что это по-настоящему международная премия, в буквальном смысле слова. А дальше уже было дело отборочной комиссии и ее миссии — выбрать номинантов. Так вот 21 художник, представленный сегодня в PinchukArtCentre, — это выбор отборочной комиссии. В конкурсе 2019-го представлены 17 стран. Это демонстрирует, что даже если нет единого центра, из которого появляются все художники, все же есть глобальное движение, привлекающее внимание и являющееся актуальным для такой отборочной комиссии, как у нас. 

— Можно ли сейчас определить какие-то тенденции, тренды, концепты, которые несут именно молодые художники, представленные в рамках премии?

—Конечно, конкурс не исходит из определенной темы. В нем нет какой-то единой идеи, которая бы объединяла всех художников. Прежде всего мы стремимся выбирать художников, исходя из их работ и их практики. А уже на основе отобранного мы как кураторы премии смотрим, есть ли что-то, что естественно их объединяет. Но даже в построении выставки это не главная идея, которая влияет на нашу кураторскую практику. Тем не менее, с другой стороны, действительно, есть некоторые тенденции, которые можно вычленить, исходя из работ этих художников-номинантов. 

Одна из тенденций (и, конечно, она не нова) — это идентичность. Идентичность как индивидуальный поиск, так и способ позиционирования традиций в глобализированном мире, который быстро изменяется. А вторая тема, по моему мнению, это очень интересный и возможно, новый подход — "археология будущего". Именно так мы могли бы это назвать. По этому пути идут художники, которые используют высокие технологии, чтобы прогнозировать, каким может быть мир через сто или тысячу лет. Таким образом, это заинтересованность художников нашим наследием, отдаленным на сотни лет от нашего настоящего. Именно эту тенденцию мы открыли для себя в рамках премии. 

— Как вообще за десять лет видоизменялась география премии, то есть какие страны, возможно, впервые попали в этот престижный премиальный пасьянс? 

—Всегда есть страна, которая появляется в нашем конкурсе впервые. Опять же, это зависит от отборочной комиссии. Единственное, что мы можем видеть, — заявки поступают из очень большого количества стран, и это количество постоянно возрастает благодаря нашим партнерским платформам, нашим корреспондентам, которые продвигают премию по всему миру. То есть работают над тем, чтобы все художники знали о премии.

— Появится ли кто-то на открытии выставки из победителей прошлых лет? Если да, то кто именно?

—Насчет победителей я не уверен... На открытии будет обладатель специальной премии 2014 г. Никита Кадан. Ведь он из Украины, и он придет на открытие. Но у нас нет традиции приглашать победителей на открытие выставки. Однако часто случается так, что лауреатов нашей премии мы видим на презентации в Венеции. Поскольку они либо представляют свой национальный павильон, либо вошли в шорт-листы кураторских выставок, номинированных главным куратором. И, таким образом, они очень часто приходят на открытие нашей выставки в Венеции. 

никита кадан
Сергей Ильин / Pinchuk Atr Center
Никита Кадан

Детали

В шорт-лист премии Future Generation Art Prize 2019 вошли художники и художественные группы со всех континентов, отобранные из более 5800 заявок, поступивших из 158 стран мира.

Еще осенью прошлого года PinchukArtCentre объявил имена номинантов на премию. Украину в конкурсе представляет 32-летняя художница Анна Звягинцева — лауреат Специальной премии PinchukArtCentre 2015 и финалист премии PinchukArtCentre 2017-го. 

В шорт-лист художников вошли: Алия Фарид (33 — Кувейт), Монира Аль Кадири (35 — Сенегал), Ю Араки (33 — Япония), Коракрит Арунанондчаи (31 — Таиланд), Мэдисон Байкрофт (31 — Австралия), Каспер Босманс (28 — Бельгия), Габриэль Голаят (34 — ЮАР), Родриго Эрнандес (34 — Мексика), Анна Звягинцева (32 — Украина), Эли Лундгаард (28 — Швеция), Таус Махачева (35 — Россия), Тойин Оджи Одутола (33 — Нигерия), Сондра Перри (31 — США), Гала Поррас-Ким (33 — Колумбия), Эмилия Шкарнулите (31 — Литва), Якоб Стеенсен (31 — Дания), Дэниел Тернер (35 — США), Лаура Уэртас Миллан (35 — Колумбия), Маргерит Юмо (31 — Франция), а также группы художников Базель Аббас и Руанн Абу-Раме и Cooking Sections. 

Этих художников отобрала международная отборочная комиссия, в состав которой вошли: Жюли Букобза (Париж); Наталия Валенсия Араньо (Мехико); Татьяна Кочубинская (Киев); Тумело Мосака (Кейптаун); Зейнеп Оз (Стамбул) и Ричард Райли (Лондон). 

Международное жюри и определит обладателей главной и специальных премий во время нынешней выставки номинантов в PinchukArtCentre. А саму церемонию награждения можно ожидать уже в марте.

Напомним, что Future Generation Art Prize — это международная премия в области современного искусства. Она присуждается каждые два года и открыта для участия художников возрастом до 35 лет, которые работают с любыми медиа в любой стране мира. 

Обладатель главной премии получает 100 тыс. долл., из них 60 тыс. долл. — как денежное вознаграждение и 40 тыс. долл. — как инвестиция в его художественную практику. Кроме того, присуждаются специальные премии на общую сумму 20 тыс. долл., которая может быть разделена, на усмотрение жюри, между несколькими художниками — до пяти человек — для поддержки проектов, развивающих их художественную практику. 

Кроме того, Фонд Виктора Пинчука и PinchukArtCentre представляют выставку The Future Generation Art Prize@Venice 2019. Этот проект станет частью официальной параллельной программы 58-й Международной выставки искусств в  Венеции — La Biennale di Venezia. Он будет проходить в Palazzo Pisani Moretta (Венеция, Италия) с 9 мая по 1 августа 2019 г.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №6, 16 февраля-22 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно