Бернар Блистен: "Центр Помпиду хочет расширить контекст украинского авангарда"

Поделиться
Бернар Блистен: "Центр Помпиду хочет расширить контекст украинского авангарда" Бернар Блистен фото В.Артюшенко
ZN.UA удалось пообщаться с директором Центра Помпиду.

В конце прошлой недели отечественные ценители искусства обсуждали одну незаурядную новость: в Киев - впервые - приехал сам директор парижского Центра Помпиду, куратор, арт-критик Бернар Блистен.

В Киеве Бернар Блистен прочитал в PinchukArtCentre для всех желающих почти двухчасовую лекцию об истории и сегодняшнем дне Центра Помпиду. Кроме того, мсье Блистен очень афористически размышлял о сущности и роли музеев в современном мире.

Предварительно высокий гость вдохновился новейшими выставками Исследовательской платформы PinchukArtCentre "Запрещенное изображение" Бориса Михайлова и "Пересекая черту", посвященную Харьковской школе фотографии, - и не скупился на комплименты.

фото В.Артюшнко
фото В.Артюшнко

ZN.UA удалось пообщаться с директором Центра Помпиду. Эта беседа довольно неожиданно вышла далеко за рамки только "музейной" тематики.

- Мсье Блистен, правильно ли я поняла, что вы приехали в Украину, чтобы отобрать современное украинское искусство в коллекции вашего музея?

- Да. В Центре Помпиду есть прекрасная "историческая" коллекция украинского искусства, которая блестяще отражает связь украинских авангардистов с Францией. Она содержит произведения Архипенко, Сони Делоне и т.п. Но мы до сих пор не выстроили понимания вашей современной художественной сцены. Поэтому я считаю своим долгом и необходимостью сделать это, расширить наши знания о современных художниках.

Важно сказать, что работу над расширением нашей коллекции Восточной Европы мы начали всего несколько лет назад. И в самом деле, цель моего визита сейчас - познакомиться с людьми, рассмотреть ваши музеи и частные коллекции. Кроме того, я посещу мастерские некоторых художников.

фото В.Артюшенко
фото В.Артюшенко

- Я читала, какой фурор был в России несколько лет назад, когда собрание "русского" искусства Владимир Потанин и другие российские коллекционеры подарили Центру Помпиду. Можете открыть - неужели в Киеве готовится такая же акция?

- Такие музейщики, как я, не работают отдельно от всех тех, кто любит искусство и интересуется им. Это могут быть фонды наподобие Фонда Пинчука, коллекционеры, арт-критики, другие музеи… Познание и открытие - наша общая работа. Когда она будет выполнена, убежден, вы обо всем узнаете. В целом, история музеев заключается в общем движении со всеми игроками, представляющими гражданское общество. Те же коллекционеры современного искусства - это люди, которые, по определению, хотят делиться своим достоянием со всем обществом. Поэтому не думаю, что наша исследовательская работа ограничивается списком имен. Мы всегда проводим ее совместно с другими учреждениями: музеями, университетами и т.п.

фото В.Артюшенко
фото В.Артюшенко

- Хорошо. Если уж мы заговорили о познании - задам "попутный" вопрос. Вам известно, что некоторых художников советского времени "своими" считают сразу несколько постсоветских стран. В частности так случилось с Казимиром Малевичем. Как Центр Помпиду будет выходить из этой ситуации, когда будет экспонировать искусство Восточной Европы?

- Малевич - это чрезвычайно сложный пример! Он - поляк по происхождению, родился в Украине и позже работал в России. Во всяком случае, если уж мы говорим о подписях на табличках в нашем музее, - там никогда не говорится о гражданстве художников, нас оно, в принципе, не интересует. Может быть указано разве что место рождения. В конце концов, я считаю, что отстаивать принадлежность художника к той или другой нации - очень рискованно, ведь это будет способствовать развитию национализма.

Очень интересно в истории с авангардом то, что мы замечаем не национальные особенности, национальную обособленность, а наоборот - общность идей, циркулировавших на всем пространстве.

фото В.Артюшенко
фото В.Артюшенко

- Вы только что сказали очень важную для современной Украины вещь. В последние годы у нас, наоборот, побеждает идея "украинскости" Малевича и других известнейших художников разных времен. "Национальное" считается чуть ли не главным достижением искусства. Возможно, ваша точка зрения повлияет на некоторых…

- Ну, я очень скромный человек…(улыбается).

- Давайте еще о самом существенном. Как вам, наверное, известно, в Украине до сих пор нет государственного музея современного искусства. Если бы вам лично пришлось объяснять власти, почему стране нужен музей соварта, - что бы вы сказали?

- Украина - не единственная страна мира, в которой нет музея современного искусства. Интересно в этой ситуации поразмыслить над тем, чем вообще может быть такой музей сегодня. Я думаю, одним из самых важных вкладов Центра Помпиду в жизнь Франции является то, что он сделал образовательную составляющую центральной в своей работе. Даже больше: по моему мнению, многие современные музеи нуждаются в переосмыслении своей деятельности в "образовательный" вектор.

То есть можно одновременно быть и "ученым", то есть "сложным", и "народным", то есть доступным. Для всех нас важно найти то, что мы потеряли. Отыскать в музее функцию агоры. Кстати, это было даже в начальном архитектурном проекте Музея Помпиду. Связь между архитектурой и порядком функционирования музея вообще очень тесная. Надо помнить, что многие культурные учреждения создавались именно с целью передачи знаний. Кроме того, важная задача каждого учреждения - это стать местом, где задают вопросы.

Могу вам откровенно сказать: я просто очарован сегодняшним вечером в PinchukArtCentre. Ведь увидел огромное количество молодых людей, которые, так сказать, присваивают себе музейное пространство.

Любой музей может существовать только при условии, если публика его "присваивает", апроприиует, то есть чувствует органически своим. Также не надо забывать, что само название "музей" происходит от слова "музы". А у древних греков они отвечали за все чувства.

фото В.Артюшенко
фото В.Артюшенко

- Мсье Блистен, вы - известный куратор. И не менее известный во Франции и мире арт-критик. Помню, как во время первой киевской биеннале, ARSENALE-2012, я общалась с Борисом Гройсом. И еще тогда он заметил, что арт-критики как отдельного направления больше не будет. Будет ли существовать она вообще?

- Я восхищаюсь Борисом Гройсом и во многом разделяю его идеи. В самом деле, определяющий момент для арт-критики произошел тогда, когда сами художники начали ее практиковать… В целом, понятие критики, эссе, выставок, экспозиций всегда выходит за пределы того первичного представления, которое мы можем об этих вещах иметь.

- Вы лично что думаете о перспективах критики? Будет ли существовать она вообще? В Украине почти не осталось специальных изданий, куда можно писать об искусстве. К тому же такая работа очень плохо оплачивается. Но разве можно художественный процесс считать совершенным/нормальным, если нет независимой его оценки?

- Не переживайте: во Франции почти такая же ситуация. Но не надо пугаться, да еще и пугать меня (смеется). Вряд ли арт-критика может когда-то исчезнуть.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме