Антоний Барышевский: "В Украине растет аудитория, готовая воспринимать сложную музыку

5 апреля, 16:18 Распечатать Выпуск №13, 6 апреля-12 апреля

Антоний Барышевский — обладатель Гран-при, золотых медалей, призов публики и статуса лауреата более 20 престижных международных конкурсов.

Солист Национальной филармонии, один из немногих пианистов отечественной фортепьянной школы, широко известный в мире, рассказывает о значении Международного конкурса молодых пианистов памяти В.Горовица. 

— Антоний, вы один из немногих современных пианистов Украины, которые покорили публику разных концертных залов мира — Франции, Италии, Германии, Испании, США, Израиля, и этот перечень можно продолжать. Что стало толчком к активной музыкальной и концертной жизни?

— Уже в 12–13 лет я хотел стать концертирующим пианистом. Насколько помню, в школе, выполняя задание нарисовать автопортрет, я пририсовал возле себя рояль и поезд, который едет через всю голову (улыбается). Что касается толчка... Это происходило постепенно. Все начиналось в детстве, со слов учительницы "есть талант". А дальше — много часов занятий за инструментом, потом первые небольшие школьные успехи, первые выступления в филармонии, конкурсы и пр.

— После завершения обучения в Украине вы учились во Франции, в Нормальной школе музыки имени Альфреда Корто в Париже. Какое значение в вашей исполнительской карьере имеет обучение в Париже и чем отличаются программы и подходы к подготовке пианиста во Франции и в Украине?

—Основную образовательную базу я получил в Киеве (у педагогов А.Сорокиной, Р.Донской, В.Козлова), а в Париже брал уроки консультационного характера. Моими предметами были лишь специальность и камерная музыка.

Для меня важнее была сама культурная жизнь Парижа, концерты в Театре на Елисейских полях, Зале Плейель, Городе музыки, общение и встречи. Вспоминаю встречу с Люка Дебаргом, который, занимаясь в аудитории, настолько увлекся сюитой Баха, что забыл включить свет. Или незабываемую встречу на концерте Трифонова: кто-то заходит во время исполнения в зал, садится рядом, и вдруг в темноте узнаешь Марту Аргерих.

— Вы посещали мастер-классы и совершенствовали мастерство у известных пианистов Альфреда Бренделя, Дэниэла Поллака, Лили Дорфман, каждый из которых связан с традициями фортепьянной школы своей страны — Австрии, США, Израиля. Чем запомнились вам эти встречи, и насколько ценны для пианиста такие мастер-классы?

Альфред Брендель меня поразил своей энергией в его возрасте. Порой чувствуешь себя старше его. Запомнился очень эмоциональным, ревностным и пылким отношениям к исполняемому тексту. Но вряд ли из этого можно чему-то научиться: чтобы играть так, как он учил, надо быть им… Дэниэл Поллак тоже педагог не для всех. Имея огромные "рахманиновские" руки, он приспособил их к игре специфическим туше (легендарным in, in) и сам придумал много разных сугубо исполнительских приемов, таких как эффектное срывание последних аккордов — будто срываешь сами клавиши с клавиатуры. Но кроме этого он погружает ученика в текст и побуждает искать ответ, почему написано именно так, какое глубокое содержание заложено в музыке. Его речитали были для нас откровением. Возможно, потому, что весь внешний антураж, американский шарм не позволяли увидеть и услышать его мощную исполнительскую сущность.

Лили Дорфман — это один из моих любимых педагогов. Она — сплошная страсть к музыке. Ее самоотверженность невероятна. У нее есть большой педагогический дар — нечто прометеевское. Передача ученику не только знаний, но и, что самое важное, этого огня делает исполнение живым, воздушным.

— Как известно, Лили Дорфман — соучредитель Летней музыкальной академии в Германии (ISAM). Имели ли вы возможность сотрудничать с этой академией раньше?

—Да, именно там я и познакомился с Дэниэлом Поллаком и Лили Дорфман, став их учеником на мастер-классах.

— В 2019 г. вы уже будете иметь возможность давать мастер-класс игры на фортепиано в ISAM в Германии, где будущие студенты должны подготовить классическую сонату, произведение композитора-романтика и современное произведение. Какая музыка больше всего близка лично вам — произведения классиков, романтиков, авангардистов?

—Я не делаю для себя жанрового или стилевого различия, потому что есть музыка, которая меня интересует и которая не интересует, — эпоха тут имеет опосредованное значение. Но вообще мне ближе музыка романтизма, многое из того, что появилось в ХХ в. и пишется сейчас.

— Как вы формируете свои концертные программы: это подборка произведений, которые вам нравятся, или программа формируется для выражения определенного концептуального взгляда, личного исполнительского манифеста, скрытого за смыслом нотного текста?

—Обычно мои программы составляются из того, что меня интересует на данное время. Порой это не связанные между собой вещи. В моей исполнительской практике было и несколько концептуальных концертов: один — посвященный теме колоколов (с музыкой от Куперена до Пярта), другой — трем городам: Вене (первая и вторая Венские школы), Киеву (Киевский авангард) и Дармштадту (послевоенный авангард). 

— В школе музыки имени Альфреда Корто, где вы учились в Париже, проводится пятидневный семинар для исполнителей-инструменталистов по преодолению сценического волнения. А вы волнуетесь перед концертным выступлением?

—На самом деле волнение есть всегда. Без него исполнение теряет некую остроту. Что же до преодоления паники, простейший способ — просто по возможности чаще играть на сцене. Пусть это будут небольшие аудитории, закрытые выступления перед друзьями, но это уже будут опыт и все большая уверенность в себе.

— А насколько важна музыкальная коммуникация исполнителя с аудиторией? И есть ли разница в восприятии музыкальных произведений между украинской и зарубежной публикой, например, произведений авангардного направления?

—Коммуникация, бесспорно, важна, но восприятие зависит часто от публики конкретного зала. Есть публика, готовая воспринимать "сложную" музыку, очень открытая и заинтересованная, а есть более консервативный сегмент слушателей. В Украине за последние годы увеличилась первая аудитория и, в противоположность ей, круг почитателей популярной классики. Но эти люди редко пересекаются. Поэтому наши филармонические залы нечасто заполняются на музыку авангардного направления, которая тоже там должна звучать, хотя бы в каких-то пропорциях к классике.

— Серия конкурсных побед в вашей творческой жизни началась в 2005 г., когда вы получили ІІ премию и Специальный приз жюри "За лучшее исполнение произведения украинского композитора" в Средней группе Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица…

—Да, хорошо помню первые американские гастроли после Конкурса Горовица. Ямаха-Холл, Стейнвей-Холл в Нью-Йорке — знакомство с Беллой Давидович, которая недосчиталась такт-пауз в моей 4-й балладе Шопена, трогательные концерты для украинской диаспоры в Александрии и еще многие концерты в разных городах. От конкурса также был концерт с оркестром в Германии, поездки в "дружественную" тогда Россию и многое другое. Именно на конкурсе меня впервые услышал Мариан Рыбицки, у которого я позже учился в Париже. 

— В апреле будет прослушивание в Средней группе Международного конкурса Горовица. Имея ваш опыт побед, что бы вы пожелали участникам соревнований, желающим стать лауреатами?

—Стремиться не к лауреатству, а максимально удачно выступить. Думать лишь о том, чтобы максимально выложиться на сцене, сказать что-то важное своей музыкой. Да, своей! — в смысле достижения той естественности игры, о которой говорят: "Она словно рождалась во время исполнения".

Из досье

Антоний Барышевский в 2007 г. окончил Киевскую среднюю специализированную музыкальную школу им. Н.В. Лысенко, учился в Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского (класс заслуженного артиста Украины профессора В.Козлова), в этом же заведении в 2015 г. окончил ассистентуру-стажировку. Учился в Нормальной школе музыки им. Альфреда Корто в Париже. Брал уроки в мастер-классах у выдающихся пианистов ХХ в. — Альфреда Бренделя, Дэниэла Поллака, Лили Дорфман. Является лауреатом более 20 престижных международных конкурсов. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 20 апреля-25 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно