Алексей Кравчук: "Через Кучинского говорит Бог"

23 июня, 2017, 17:43 Распечатать Выпуск №24, 24 июня-30 июня

1—3 июля во Львове пройдет III Международный фестиваль театров кукол "И люди, и куклы". О фестивале и о своем одноименном львовском театре ("И люди, и куклы") в интервью ZN.UA рассказал Алексей Кравчук, известный режиссер, один из учеников и соратников Владимира Кучинского. 

© ludyljalki / facebook.com

1—3 июля во Львове пройдет III Международный фестиваль театров кукол "И люди, и куклы". В форуме примут участие коллективы из Грузии, Ирана, Германии и, конечно же, из Украины. На четырех площадках будут показаны 14 спектаклей. О фестивале и о своем одноименном львовском театре ("И люди, и куклы") в интервью ZN.UA рассказал Алексей Кравчук, известный режиссер, один из учеников и соратников Владимира Кучинского. 

Еще до войны на Востоке Украины Алексей возглавлял Луганский театр кукол. Но трагические обстоятельства вернули его в родной Львов, где он взял под свое крыло местный кукольный театр, развернул активную гастрольную и фестивальную деятельность. 

— Кукла дает возможность сказать то, чего нельзя сказать в большом драматическом театре, — говорит Алексей Кравчук. — Кукла никогда не врет. Кукла — это форма. Посмотрите на любую форму — камень, дерево. Они никогда не врут. Актер в драматическом театре может солгать, потому что захочет понравиться. Кукольники доносят авторский посыл намного чище, поскольку они часто находятся за ширмой и передают все свои переживания через куклу. 

В хорошем театре кукла не подменяет живого актера, а создает определенную тайну, которую зритель должен разгадать. И когда он ее разгадывает, возникает эмоция. 

Сильные впечатления мы пережили во время экспедиций по селам, где театра не было очень давно. Да, там нет инфраструктуры, качественной сцены, Интернета, но там есть чистота, искренность чувств. Там ты показываешь куклу, поешь песню, а в ответ бабушка-зритель дарит песню, которую ей еще когда-то пела ее бабушка. И это самый крутой момент спектакля. Это чистое золото, тайна.

— А чем живет сегодня ваш театр "И люди, и куклы"? 

— Четверть века назад Олег Новохацкий сумел открыть в театре интересные методы работы с куклой. Он является автором этого театра. Возглавив после смерти Олега Новохацкого этот коллектив, я был поражен актерскими силами: Людмила Зборовская, Алла Новикова, Надежда Крат, главный администратор Ольга Венгжин. 

Сегодня разрабатываем вечерний репертуар для взрослых. Первая вещь, которую взяли в работу, — спектакль по библейским текстам Книги Экклезиаста. В ней звучат украинские народные песни из разных регионов Украины. Так же интересен второй вечерний спектакль — "Божественная комедия… АнДанте". Это история об отношениях мужчины и женщины. От момента, когда они были маленькие, и до того времени, как они состарятся. Через песню показан цикл супружеских отношений. Пение в театре — прерогатива Людмилы Зборовской, руководителя группы "Корали". Песня — важная составляющая современного театра. 

— Вы часто путешествуете и, очевидно, у вас есть свое мнение о развитии искусства кукольников не только в Украине, но и на зарубежных сценических площадках. 

— Я недавно посетил Грузию, Польшу, Латвию. 

В начале мая вернулись из Паневежиса. Играли спектакли на украинском языке, и нас прекрасно понимали. В Театре кукол с великолепным залом на 250 мест яблоку негде было упасть. 

Тенденции развития театров за границей очень похожи на наши. Театр всегда выступает продолжением социальной структуры страны или города, в котором творит. Каждый спектакль — отголосок того, что происходит в государстве.

В древние времена китайский император, когда хотел ознакомиться с состоянием дел в какой-то провинции, первым делом шел в театр. Который и давал ему представление о том, что в провинции происходит… 

Мне нравится старательность, с которой в Прибалтике решают проблемы культуры. Там государство поддерживает театры. 

Да, сейчас много прибалтов выехали на заработки… Но художественная жизнь в стране не прекращается. Например, в маленьком городке за Паневежисом раньше была Игналинская атомная станция, ее закрыли. А теперь из этого городка делают креативную зону. Это другой момент "преобразования". 

— Существуют ли сегодня в Грузии последователи школы Резо Габриадзе? И кто, по вашему мнению, в Украине интереснее всего в этом направлении?

— Резо Габриадзе — уникальная фигура, философ. Год назад мне повезло побывать у него в театре в Тбилиси. В его театре не более шести спектаклей. Но ты приходишь в театр и понимаешь, что попал в другой мир. Резо сам пишет тексты и сценарии спектаклей, он — удивительный человек. 

В Грузии, как и в Украине, у него много последователей. В Украине это, в частности, Сергей Брижань, Оксана Дмитриева, имеющие "свой" взгляд на кукольный театр. Это важно. Потому что такие люди, как Резо Габриадзе, ставят необычайно точные ориентиры. 

Я видел его спектакль "Весна моей осени". Это история, которую рассказывает бабушка. Все в ее жизни меняется: власть, люди, время, а остаются простые вещи. Такой вот хрупкий мир, сотканный из его снов, тонких вещей. Только театр останавливает время. И наверняка удивить людей можно этим, а не только актуальными социально-модными темами. 

люди и куклы
ludyljalki / facebook.com

— Ваше мнение о творчестве режиссера Оксаны Дмитриевой из Харькова. Ее называют одним из самых ярких режиссеров современного украинского кукольного театра. 

— С Оксаной Дмитриевой я знаком с 2011 г. Вместе заканчивали одну альма-матер — Харьковский университет искусств им. Ивана Котляревского. Она закончила актерский, затем — режиссерский факультет. Как режиссер сформировалась в Крыму, где ставила первые спектакли. Потом ее пригласили в Харьков, где она возглавила государственный академический театр кукол им. В.Афанасьева. Там создала ряд феноменальных спектаклей. Теперь ведет режиссерские и актерские курсы при университете Котляревского. 

Ближе мы познакомились, когда я работал в Луганске художественным руководителем Луганского академического театра кукол. Мы организовывали "некукольные встречи" в кукольном театре. На одну из них и приехала Оксана со своим главным художником Наталией Денисовой. 

Вообще, Оксана — необычайный человек. Ко всему подходит тщательно — к работе с куклой, художественному решению спектакля. На все вещи — у нее свой авторский взгляд. 

— Кроме кукольного театра, вы сотрудничаете с Львовским театром им. Леси Украинки. Поставили там две пьесы Павла Арье. Вы верите в возрождение этого театра? Был период, когда именно на этой сцене работали ваши родители... 

— Безусловно, верю. В детстве видел расцвет театра. К сожалению, театр пережил драматические времена, когда ушли лучшие актеры: Зинаида Дехтярева, Анатолий Кравчук, Виктор Щербаков, Борис Чинкин, режиссер Анатолий Ротенштейн. 

Упадок театра произошел в непростой период смены поколений. В 1991 г. распадался Советский Союз, и театр оказался никому не нужным. Многие годы на него не обращали внимания, театр находился в непонятном формате. Наконец его взял на свой баланс город, он стал муниципальным театром им. Леси Украинки. 

Подъем театра начался с приходом режиссера и музыканта Алексея Коломийцева. Несколько его работ оказались громкими, в театр пришел новый зритель. Но возник конфликт, Алексей не удержался на должности. Впрочем, я ему признателен. Он дал возможность поставить в театре спектакли "Баба Прися", "Слава героям". 

Мне с этим коллективом интересно работать, там замечательный актерский состав. Чуть раньше, в 2006-м, я ставил в этом театре спектакль "Цвета" Павла Арье. 

В 2016 г. театр возглавил известный драматург Павел Арье. Павел — хороший креативный менеджер, он дает возможность театру формировать собственное лицо — лицо европейского театра. 

— Верите ли вы, в частности, в легенду, будто именно этот театр (бывший Театр ПрикВО) "прокляла" выдающаяся украинская актриса Зинаида Дехтярева после того, как труппа отвергла ее мужа — режиссера Анатолия Ротенштейна?

— Я вам так скажу… С одной стороны, это не совсем так… А с другой — может быть и не миф… Зинаида Николаевна и Анатолий Александрович, царство им небесное, невероятно талантливыми людьми. И с ними поступили несправедливо. Бывали времена, когда очередь желающих попасть в этот театр стояла вплоть до церкви Анны! Потом с талантливыми людьми стали вести себя грубо, цинично. Сначала убрали Ротенштейна, за ним — Зинаиду Николаевну. 

Такая же история произошла с моим отцом, народным артистом Украины Анатолием Кравчуком. Его перевели на должность актера второй категории — на полставки. Говорили, что нет денег. В тот период распродали очень много театрального имущества. 

На театре старались экономить. Талантливых людей увольняли. Молодежь не приходила. Так продолжалось около 10 лет.

— Прежде чем возглавить во Львове театр "И люди, и куклы", вы довольно долго работали в Луганском кукольном театре. Чем ценен для вас тот период? 

— Я люблю Восток Украины. Люблю Луганский театр. Хорошо помню времена, когда в Украине начали целенаправленно расшатывать ситуацию — "Восток" и "Запад". Нынешняя трагедия произошла по вине и благодаря манипуляциям политиков… 

В Луганском кукольном театре у меня вышли спектакли "Синяя птица" Метерлинка, "Сон" Тараса Шевченко. К нам приезжали Оксана Дмитриева, Сергей Жадан. 

Страшное лето 2014-го я провел в Луганске. Прятались в подвалах театра и, несмотря ни на что, проводили репетиции новых спектаклей… 

Света нет, воды нет, все напуганы, а театр ставит на улице кукольный спектакль. Повесили объявление возле супермаркета, актеры развесили ширму — и начали играть. Дети радовались спектаклю, а взрослые смотрели и плакали. И этот момент "возвращения" через куклу, что человек может плакать, — невероятно важная вещь. 

Лето в Луганске выдалось адским. Украинские войска были на окраинах Луганска. И люди ждали, что через некоторое время они войдут в город… Думаю, со временем украинские историки откроют тайну: почему они не вошли? Ведь все говорят, что они могли это легко сделать, прежде чем в городе появились российские войска…

— Не могу не спросить о важном периоде творческой жизни, связанном с театром Владимира Кучинского, т.е. Театром Леся Курбаса… Что прежде всего дал вам Кучинский — как педагог, коллега, режиссер? 

— Для меня Владимир Кучинский — педагог, коллега, друг, выдающийся режиссер. Как актер, режиссер он реализовался в очень важный момент для украинского театра — конец 1980-х — начало 1990-х. Кучинский в Украине, во Львове, практически создал свою школу. Поэтому к Володе всегда отношусь с большим уважением. Поскольку, как говорят, никто не знает, через кого говорит Бог? А через Кучинского — да: говорит Бог… 

— Как часто играете в его театре свой спектакль "В ожидании Годо"? Если бы сейчас была возможность поставить эту пьесу С.Беккета, изменили ли бы трактовку?

— Спектакль "В ожидании Годо" в театре Л.Курбаса играем раз в месяц. За это я признателен театру. Что касается изменения трактовки? Она меняется сама собой. Мы можем провести параллель. Театр-парадокс, т.е. театр абсурда очень похож на дзенский коан. Спектакль меняется благодаря игре замечательных актеров: Олега Цены, Олега Стефана, Николая Березы. Каждый раз все тексты приоткрываются новой гранью, нам остается только это осознавать. Этот спектакль можно играть бесконечно. Сэмюэл Беккет — гений. Он хорошо осознал момент беззащитности человека в мире. "В ожидании Годо" в театре Курбаса мы поставили в 2006 г. Спектакль о том, что после ухода режиссера из театра остаются актеры, которые без режиссера ничего не могут. Они ждут своего Годо. Они играют. И ты понимаешь, что человек перед Вселенной — маленькая крупинка. Но в этом ее ценность. Он проживает жизнь со своими взлетами, своими падениями, плачами. Но так, как может только он. 

Кстати… 

Львов в рамках ІІІ Международного фестиваля "И люди, и куклы" посетят коллективы из разных стран. Батумский государственный театр кукол со спектаклем "Волк и козленок". Харьковский театр "Мечты Марии" со спектаклем "Рыбацкая Русалочка". Черкасский театр кукол со спектаклем для взрослых "Добро пожаловать" по пьесе "Вдовы" Славомира Мрожека. Черниговский театр кукол со спектаклем "Гамлет — машина" по Гайнеру Мюллеру. Черниговский украинский музыкально-драматический с шекспировской "Комедией ошибок". Немецкий театр Ensemble Svetlana Fourer (Кельн) со спектаклем "Иов" по Йозефу Роту. Сумской академический театр им. М.Щепкина со спектаклем "Одержимая" по Лесе Украинке. Иранский Театр Deemak (Тегеран) со спектаклем для взрослых "Зефир". В рамках фестиваля — работы известного украинского режиссера Оксаны Дмитриевой (Харьков): "Ежик из тумана. Сказка о счастье, или Сны заснеженного детства" по Сергею Козлову и "Простые истории Антона Чехова".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно