Для начала, как приличные люди, поговорим о погоде. А конкретнее - о заморозках. Вот уже почти 6 месяцев как выступила изморозь на почве украино-российских отношений. От жарких объятий двух президентов в Сочи не осталось и следа, как, впрочем, и от договоренности лидеров постоянно встречаться и консультироваться друг с другом. На самом деле общение Леонида Кучмы и Бориса Ельцина главным образом происходит путем обмена редкими деловыми письмами и через холодные объективы телекамер. Заставил зябко поежиться и недавний факт несостоявшегося общения, а именно во время проведения юбилейных торжеств ООН в Нью-Йорке. Не греет душу и последнее заявление премьера России Виктора Черномырдина относительно того, что без решения проблемы Черноморского флота Москва не намерена ставить свою подпись под межгосударственным договором с Украиной.
Осмелюсь предположить, что отношения на высшем уровне удерживаются на нулевой отметке во многом по субъективным причинам. Бесцеремонность заявлений одного президента испытывает терпение другого, что не добавляет тепла в украино-российские отношения.
Тем не менее, на отметке, более приближенной к уровню "народного моря", зафиксирована температура кипения. В частности, это можно было заметить на встрече тех, кто во многом делает погоду в двусторонних отношениях, а именно во время проведения VI украино-российской конференции "Украина - Россия: опыт партнерства и миротворчества". От России в санаторий "Пуща Озерная" прибыли: советник президента РФ по вопросам национальной безопасности Юрий Батурин, президент Совета по внешней и оборонной политике при Борисе Ельцине Сергей Караганов, а также крупные банкиры, бизнесмены, независимые эксперты, иногда совмещающие политические консультации со службой в не самых открытых российских ведомствах. С украинской стороны гостей встречали советник Президента по внутриполитическим вопросам Дмитрий Выдрин, первый помощник Леонида Кучмы Александр Разумков, вице-премьер Виктор Пинзеник, почти такие же богатые, как и российские, бизнесмены и банкиры, а также соответствующие специалисты иного профиля.
- Специфика подобных встреч, - поясняет первый помощник Президента Украины Александр Разумков, - состоит в том, что мнения, высказанные в их ходе, являются не точкой зрения официальных лиц, а мнением независимых экспертов, что, собственно, и делает дискуссию чрезвычайно интересной. На мой взгляд, особо любопытной была позиция, сводившаяся к обоюдной убежденности в том, что реальных препятствий, не позволяющих нормально развиваться украино-российским отношениям, - нет. В частности, проблема Черноморского флота ни с точки зрения военных аспектов, ни политических не может блокировать развитие всего комплекса отношений. Это же касается и других моментов, преодоление которых кажется якобы невозможным.
На встрече особо подчеркивался факт существования двух моделей развития двусторонних отношений. Первая из них направлена на поиск возможностей сотрудничества, а вторая связана с конфликтным развитием ситуации. С учетом того, что есть некоторая политическая конъюнктура, на данном этапе констатирующая нынешние сложности и не более, отдельные эксперты с нашей стороны просчитывали именно конфликтный вариант развития отношений. Оказалось, что и с российской стороны есть такие расчеты. Как утверждали специалисты, подробно ознакомленные с ними, последствия такого варианта развития украино-российских отношений чрезвычайно опасны и невыгодны ни одной из сторон. И, кроме того, наивно полагать, что в конфронтационной игре между Украиной и Россией партию будут разыгрывать только две стороны. Очевидно в таком случае появление и третьей, и четвертой фигур, и еще неизвестно, какое влияние они окажут на развитие двусторонних отношений. По нашим оценкам, "сторонние игроки" будут использовать этот конфликт в своих собственных интересах. В частности, и по этой причине для Украины и России, безусловно, выгоден бесконфликтный путь развития отношений, поиск взаимоприемлемых решений по каждому из вопросов, которые на сегодняшний день существуют.
По словам Александра Разумкова, более конкретно разговор о конфликтной модели отношений не шел. "От детализации ушли как украинские, так и российские эксперты. Но когда украинской стороной был поставлен этот вопрос, то Сергей Караганов, как бы соглашаясь с бесперспективностью конфликтных отношений, все же подчеркнул, что Россия "на качество сильнее, чем Украина". Но если, по мнению российского эксперта, она попробует посредством силового варианта решить накопившиеся проблемы с Украиной, то проиграет. По словам Караганова, Россия проиграет точно также, как в свое время в холодной войне проиграл на качество более сильный Советский Союз.
Вместе с тем, несмотря на согласие обеих сторон как на официальном, так и на неофициальном уровне идти другим, более мирным путем, нельзя сбрасывать со счетов существование политических конъюнктурных моментов как в России, так и в Украине. Моментов, которые оказывают существенное воздействие на потенции здравого смысла. Так с самого начала встречи россияне объявили о том, что, несмотря на существенное противодействие, им удалось снять украинскую тему с повестки дня предвыборных российских баталий. Украинская сторона тут же подвергла подобное заявление сомнению и на примерах доказала, что на украинском вопросе спекулируют все мало-мальски серьезные блоки и партии России, участвующие в выборах.
Зачастую именно заявления, сделанные официальными политиками в пылу предвыборной борьбы, и урезают возможности достижения консенсуса между правящими верхушками обеих держав. В этом, конечно, ничего хорошего нет, но нет и трагедии, поскольку Украина в случае невозможности найти общий язык с центром, всегда сможет договориться с российскими регионами, у которых нет великодержавных амбиций, но есть реальные экономические интересы, реальные предприятия, для которых нужны украинские комплектующие, реальное население, которому нужно что-то кушать. А ведь чем ближе капитализм, тем более важными в межгосударственных отношениях становятся именно торгово-экономические. И об этом стоит поговорить подробнее.
Если на официальных переговорах эксперты в основном ломают копья в спорах по поводу формулировок, входящих в документ ("Севастополь - база российского ЧФ", или "База российского ЧФ находится в Севастополе"), то в клубе "Друзья мои", как метко назвал собравшихся в Пуще один из московских банкиров, дебаты развернулись по поводу образности, а именно: кем являются Украина и Россия - братьями, соседями, партнерами или женихом и невестой. Спорили активно, но в то же время понимали, что за словесными витийствами стоит четко определенный смысл. Разумеется, смысл, каждой из сторон определенный по-разному.
Если для украинских экспертов суть заключена в стремлении признания Россией Украины как равноправного партнера, то московские интеллектуалы явно не об этом вели речь. По их мнению, стратегическое партнерство подразумевает выработку двумя странами единого отношения к третьей. "Ну мы же братские страны, - тоном радиосказочника Литвинова убеждал украинских коллег идеолог "Стратегического курса России в отношении стран СНГ" Сергей Караганов. - Поэтому, что стоит Украине решить такой легкий, детский вопрос, как согласование своего отношения к расширению НАТО?" Именно такие моменты, вкрапленны в разговор невзначай, позволяли среди тонн словесной руды отыскать самородок, поистине интересующий российскую сторону. Основным же вопросом для российской делегации был следующий: "Куда пойдет Украина - на Запад или на Восток, с кем она и чьей будет?". "Мы признаем Украину как великую страну, но братскую. - Сергей Караганов сделал паузу и обаятельнейшим образом улыбнулся. - А Украина ведет себя как небратская, не выступая на стороне России в вопросе по НАТО. Если мы поймем, что Украина не намерена вести себя по-братски, то российские бизнесмены не будут направлять свои капиталы в Украину, а пойдут в Белоруссию, Китай, США..."
И вот тут, отдавая должное политическому гению Сергея Караганова (наравне с Юрием Дубининым, потрепавшим нервы украинским политикам), не могу не констатировать отрыв "серого кардинала" от реалий и уход в политическое декадентство. Архинаивно полагать, что капитал можно контролировать путем политических директив. В определенных случаях в этом плане бессильны даже санкции ООН, не то что Кремля, находящегося в тени 34-этажного здания РАО "Газпром".
Конечно, в Москве деньги еще не стали полным синонимом слова "власть", но и власть уже не в состоянии подчинить вектор направленности капиталов вектору политических амбиций. Она может лишь способствовать или не способствовать созданию наиболее выгодных условий для отечественного капитала на зарубежном рынке. А в том, что российские власти будут проводить протекционистскую политику в Украине, нет сомнений. По одной простой причине: ввиду того, что Россия в реформах опережает Украину, в этой стране уже заканчивается период, когда "Не деньги - власть, а власть - деньги". Посему каждый из мало-мальски серьезных политиков уже имеет (или лоббирует) какой-нибудь концерн, банк или корпорацию. Именно поэтому никто не заставит меня поверить в то, что среди российских ключевых политических фигур не найдется заинтересованных в судьбе украинских транзитных нефтегазопроводов, Никопольского завода ферросплавов, Николаевского глиноземного, крымских здравниц, подземных газохранилищ, украинских АЭС и, наконец, подряда на установку замкнутого цикла производства твэлов для наших атомных станций... Помимо перечисленных "лакомых монстров", существуют в Украине и "крендельки" поменьше, но не менее интересующие россиян, поскольку ввиду семидесятилетнего ведения совместного хозяйства замкнутый цикл в некоторых отраслях был нарушен границами республик, а ныне государств. Вот и не хватает какому-нибудь российскому концерну, имеющему девять заводов, десятого, украинского. А что ему выгоднее - купить его или построить завод у себя? Конечно, купить и, благодаря протекции властей, купить по дешевке. Именно ввиду подобных отношений российских базиса и надстройки не исключен вариант, при котором политические уступки со стороны России будут "покупаться" Украиной за счет уступок российскому капиталу... Широкие возможности для этого откроются с началом в Украине приватизации крупных объектов.
И если уж идти до конца, то именно тут зарыт краеугольный камень будущего Украины. Дело в том, что обе стороны, собравшиеся в санатории "Пуща Озерная", без особых дебатов сошлись на том, что инициатором развала Союза была именно Россия, поскольку с гирями республик-сателлитов она не смогла бы и шагу ступить к светлому капиталистическому будущему. Не хватит ей и сейчас денег на присоединение 52-миллионной не очень пока рентабельной Украины. Но вот за счет полного контроля над украинскими базовыми отраслями, формирующими бюджет, можно весьма выгодно использовать независимость страны. Выгодно как с точки зрения политиков, которые в таком случае получат еще один братский голос по всем международным проблемам, так и с точки зрения бизнесменов, которые сорвут все возможные дивиденды. И с позиции интересов России это будет совершенно правильно. Вопрос в том, устраивает ли это Украину? А если не устраивает, то создала ли она дееспособный и четкий режим контроля за проникновением российских капиталов на свой рынок? И в данном случае речь идет, конечно же, не о запрете на российские инвестиции - это невозможно и совершенно невыгодно, - а об отслеживании момента достижения ими критической массы, способной более, чем это допустимо, влиять на внутреннюю и внешнюю политику Украинского государства. Подобный режим контроля - в интересах украинского руководства, если, конечно, оно хочет остаться руководством страны...
Таким образом, несмотря на свежезамороженность двусторонних отношений, можно говорить о том, что арсенал методов их активизации за последнее время значительно расширился. Важно только четко знать, когда и какой из них применить: когда посулить льготные экономические условия, когда заявить о необходимости принятия России в Совет Европы, когда поддержать позицию Москвы в Югославии, а когда и проигнорировать навязчивые формы эсэнговской интеграции, или многозначительно промолчать по поводу перспектив расширения НАТО. Для того чтобы эффективно применять эти и другие методы, необходимо иметь детальное представление о том, что творится в верхних эшелонах российской власти. Россияне, со своей стороны, продемонстрировали завидную осведомленность в украинских внутриполитических процессах и кабинетных противостояниях. Кстати, применяя самые разные способы, Россия зачастую подливает масла в огонь украинских внутриполитических конфликтов, а также пытается вбить клин между сформировавшимися группировками, находящимися у власти в Украине. Ну, так, по-братски...
Украинская сторона демонстрацией собственной осведомленности не занималась. Но это не говорит о том, что она не располагает достаточной информацией о происходящем в Москве. Скорее информированностью не бравировали в силу тактичности, присущей украинскому менталитету. И вместе с тем, очевидно, что-то мешало украинской стороне прильститься радужными надеждами на скорое, разумное и взаимовыгодное решение всех украино-российских проблем.
P.S. И в заключение о погоде. По данным опытных экспертов-синоптиков, несмотря ни на что, приближается зима.