Государственный министр иностранных дел Индии Омар Абдулла относительно молодой человек. Ему всего тридцать лет. По меркам любой страны, а уж тем более Индии, этот человек находится только на заре своей политической карьеры. Возраст, равно как и занимаемая должность, без сомнения, накладывает свой отпечаток на манеру общения с прессой, которую можно деликатно назвать крайне осторожной. Хотя, возможно, все дело в том, что Омар Абдулла приехал в Киев с непростой миссией — прозондировать перспективы активизации двусторонних связей.
Последние пять лет отношения Киева и Дели были более чем прохладными. Украинская реакция на ядерные испытания, проведенные Индией, и контракт на поставку Украиной 320 танков Пакистану отдалили друг от друга наши страны. Однако время ситуативного сближения Украины и Пакистана прошло: Исламабад вновь в фаворе у Вашингтона, а новые масштабные украино-пакистанские контакты не заключены. Так что в Украине стали с большим интересом поглядывать на индийский рынок, который, как считают некоторые эксперты, имеет большие перспективы, нежели пакистанский.
Тем не менее в Киеве хотят развивать отношения с Дели не в ущерб торговым и политическим контактам и с Исламабадом. Однако чем-то придется жертвовать — судя по всему, Дели не потерпит тесного сотрудничества Украины и Пакистана, особенно в сфере ВТС. Именно такое впечатление складывается из пространных ответов Омара Абдуллы в эксклюзивном интервью, которое он дал «Зеркалу недели» за день до своего отъезда.
— Существует мнение, что контракт на поставку в Пакистан 320 танков и украинская реакция на проведение Индией ядерных испытаний негативно повлияли на отношения Киева и Дели. Означает ли ваш визит, что эта страница двусторонних отношений перевернута?
— Отношения между странами не есть что-то постоянное. Они все время развиваются. И это в полной мере относится к Украине и Индии. Конечно, в отношениях обеих сторон существовали какие-то недоразумения. Но сейчас мы заинтересованы в том, чтобы выйти на новый уровень сотрудничества.
— В Киеве склонны думать, что возобновление визитов первых лиц государства помогло бы решить многие проблемы, накопившиеся в двусторонних отношениях. Планируется ли визит украинского Президента в Индию, а индийского премьер-министра в Украину?
— На сегодняшний день вопрос о визите премьер-министра Индии в Украину не стоит. Сейчас мы работаем над подготовкой к визиту украинского Президента, который, как мы ожидаем, состоится в начале следующего года.
— Как вы оцениваете результаты своей поездки в Украину?
— Моя миссия в Украине не закончена — я еще не встречался с г-ном Кучмой (интервью состоялось накануне. — Авт.). Но я более чем удовлетворен теми встречами, которые состоялись на сегодняшний день, — с премьер-министром г-ном Кинахом и министром иностранных дел г-ном Зленко. Мы подписали двустороннее соглашение между нашими странами. Также я имел возможность побывать в конструкторском бюро им.Антонова и посмотреть самолеты, которые оно выпускает.
— На что вы делали акцент во время переговоров?
— Мы обсуждали не только вопросы двусторонних отношений. Затрагивались и другие важные аспекты, такие, как, например, международный терроризм. Мы также говорили о стремлении Украины вступить в ВТО. Кроме того, коснулись вопроса реформирования Совета безопасности ООН: Индия хотела бы, чтобы Украина поддержала ее кандидатуру при выборе новых постоянных членов СБ ООН.
— Если говорить о возможностях сотрудничества между нашими странами, то в каких сферах, по вашему мнению, существуют наиболее реальные перспективы?
— Полагаю, что прежде всего — это наука и технологии. Мы хотели бы исследовать возможность сотрудничества в сфере информационных технологий. Также было бы весьма желательно, чтобы как можно большее число украинских студентов приезжало в Индию на обучение.
Большие перспективы в торгово-экономических отношениях имеют и поставки фармацевтической продукции из Индии в Украину.
—Были ли достигнуты какие-либо конкретные договоренности во время переговоров?
— Сейчас мы не акцентировали свое внимание на том, чтобы достичь результатов в каких-то определенных сферах. Конкретно это будет определено на заседании межправительственной украинско-индийской комиссии предположительно в начале 2002 года.
— В Украине считают, что объем украино-индийского ВТС мог быть значительно большим. Украинские чиновники объясняют это недовольством индийской стороны подписанием нашей страной танкового контракта с Пакистаном, с которым Индия имеет напряженные отношения. Сможет ли Киев рассчитывать на расширение ВТС с Индией без свертывания отношений с Пакистаном?
— Я не могу точно ответить на этот вопрос. Что касается украино-пакистанских отношений и разработки танка «Эль-Халид», то наша страна уже выразила Киеву свою озабоченность по этому вопросу: ведь те танки, которые Украина поставила в Пакистан, будут направлены только против Индии, и это останется поводом для беспокойства.
Тем не менее, как я уже сказал, мы бы хотели развивать украино-индийские отношения. Собственно, именно потому я сейчас и нахожусь в Киеве. В данный момент Украина и Индия сотрудничают в области некоторых военных поставок. Но будущее покажет, как на украино-индийское сотрудничество в сфере ВТС повлияет украино-пакистанский танковый контракт.
— Господин министр, я имею в виду не только танковый контракт пятилетней давности. Вопрос стоит шире: может ли Украина развивать ВТС с Индией без ущерба для отношений с Пакистаном? Или все же украино-пакистанское военно-техническое сотрудничество будет оказывать свое воздействие на отношения Киева и Дели?
— Дели не вправе говорить Киеву, какой выбор ему следует сделать. Но Индия всегда будет выражать озабоченность в связи с поставками украинских танков в Пакистан.
— Что касается перспектив украино-индийского сотрудничества, особенно в сфере ВТС, то нельзя не упомянуть и такой фактор, как российско-индийские отношения: Москва занимает сильные позиции на вашем рынке и видит в Киеве своего конкурента…
— У нас действительно очень здоровые отношения с Россией. Но нам кажется, что это никак не должно повлиять на отношения с Украиной: Индия придерживается позиции, что с каждой страной она должна сотрудничать индивидуально.
— Недавно генеральный директор украино-российского консорциума СТС Леонид Терентьев сообщил, что на военно-транспортные самолеты Ан-70 получены первые зарубежные заказы. Из военно-дипломатических источников стало известно, что этим самолетом заинтересовалась и Индия. Можете ли вы прокомментировать перспективы завоевания индийского рынка этой машиной, а также среднемагистральным самолетом Ан-140, который строится сегодня в Украине и Иране?
— Решение о закупке самолетов Ан-70 и Ан-140 относится к прерогативе министерства обороны Индии. Там же и будут думать, нужны ли нам эти самолеты. Ан-70 еще не сертифицирован в мире как военно-транспортный самолет. Мы сможем рассматривать его как возможный объект для покупки только после получения соответствующего сертификата. Но Индия достаточно продуктивно сотрудничает с заводом им. Антонова, и я считаю, что мы будем продолжать это сотрудничество.