«Хромой утке» щиплют перья. После выборов в Конгресс в Соединенных Штатах стартовала президентская гонка

17 ноября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 44, 17 ноября-24 ноября 2006г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Переворот на Капитолийском холме обещает коренные изменения во внешней и внутренней политике Соединенных Штатов...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Переворот на Капитолийском холме обещает коренные изменения во внешней и внутренней политике Соединенных Штатов. Конгресс, где последние 12 лет доминировали республиканцы, стал для них первой линией обороны, которой с удивительной легкостью смогли завладеть их политические оппоненты — демократы. Теперь победители намерены развивать наступление по всем фронтам, избрав себе очень выгодную мишень, — нынешнего президента США Джорджа Буша, а в стратегическом плане поставив себе цель завладеть Белым домом уже в 2008 году.

Причин поражения правящей республиканской партии на выборах 7 ноября предостаточно. И нет смысла перечислять их все. Однако проанализировать главные просто необходимо — в ближайшие годы именно вокруг проблем, которые не смогли решить республиканцы, развернется либо внутренняя конфронтация, либо начнется процесс поиска межпартийных компромиссов.

Ключевой и главный вопрос — война в Ираке. Именно иракская кампания, ухудшение ситуации в оккупированной американцами стране в последние месяцы, рост жертв среди американских солдат стали главными причинами, из-за которых республиканцы потеряли часть электората. Ныне только 40 процентов граждан поддерживают операцию в Ираке и в два раза меньше людей до сих пор верят, что победа демократии в этой стране все еще возможна. Провал в Ираке заставил Буша именно в этом вопросе искать в первую очередь компромисс с демократами. Свидетельство тому — отставка министра обороны Доналда Рамсфелда на следующий день после выборов. Данный ход внес некую сумятицу в ряды военных, особенно тех, кто находится в Ираке. Но Буш успокоил всех тем, что определил на этот пост не менее умудренного опытом 63-летнего Роберта Гейтса, занимавшего различные посты в системе служб национальной безопасности США при шести президентах, а во времена Буша-старшего бывшего директором ЦРУ. Этот человек призван наладить отношения с новым составом Конгресса в сфере обороны, что Рамсфелду было бы не под силу. Однако, если до 7 ноября Ирак был главной проблемой самого Буша и его администрации, а также республиканцев, то теперь и демократы в не меньшей степени заинтересованы, чтобы ситуация там стабилизировалась. Ведь теперь, контролируя Конгресс, они уже не смогут возложить всю вину за провалы и жертвы в Ираке исключительно на Белый дом, а, как выразился сам Джордж Буш, «они (демократы) начали понимать, что с их победой пришла и ответственность». Многие полагают, что, кроме популистских предвыборных призывов к выводу войск из Персидского залива, у демократов на самом деле нет собственной стратегии решения иракских проблем. Сам Буш уловил этот момент, и в срочном порядке созвал заседание «Группы по изучению Ирака». Эту группу, созданную несколько месяцев назад, составляют 10 «гуру» от дипломатии, политики и юриспруденции (большинство из них чиновники, служившие как демократическим, так и республиканским президентам США), которые именно на межпартийной основе должны разработать и обнародовать в декабре новую концепцию действий в Ираке. Аналитики в Вашингтоне, однако, считают, что результатом «изучения Ирака» станет несколько модифицированная нынешняя доктрина Буша—Рамсфелда. По другим версиям, результат может быть и неожиданным — от определения даты вывода войск и планов замены американцев международными силами миротворцев (если верх возьмут демократы) до даже возможного увеличения военного контингента в Ираке, чтобы переломить ход событий (если убедительнее окажутся республиканцы). В любом случае этот компромисс будет преподнесен местному американскому избирателю как результат выборов. В остальном Вашингтону, и Бушу в частности, нужно сделать все, чтобы в мире любые внутриполитические компромиссы не рассматривались как свидетельсво слабости и нерешительности администрации и как сигнал к началу отступления на фронте американского глобального доминирования.

Это сделать сложно, ведь в действительности свобода действий американского президента оказалась заблокированной по многим аспектам внешней политики. При этом на саммите АТЭС в Ханое, где Буш находится сейчас, ему нужно проявить недюжинные способности, чтобы доказать: домашние проблемы не имеют ничего общего с внешней политикой. Но эти усилия уже обречены на провал. Так, перед самым отъездом президента во Вьетнам Конгресс (все еще республиканский!) завалил предложенный к рассмотрению главой государства вопрос о предоставлении Социалистической Республике Вьетнам «постоянного нормального статуса в торговле» после того как Ханою сообщили, что он станет 150-м членом ВТО. Поговаривают, что это своеобразная (пусть и мелкая) месть республиканцев Бушу за проигранные выборы. С демократическим Конгрессом 110 созыва президенту придется еще тяжелее. Это обстоятельство хорошо понимают в России и Китае, лидеры которых теперь могут говорить с «хромой уткой» Бушем совсем в ином тоне, нежели раньше. После выборов США неожиданно согласились пойти на компромисс в вопросе подписания с Москвой протокола о взаимном доступе на рынки товаров и услуг, что открыло бы России путь во Всемирную торговую организацию. В Вашингтоне и Москве уверены: даже будучи в ВТО, России, как и Вьетнаму, будет сложно получить от демократического Конгресса статус страны с «постоянными нормальными торговыми отношениями» и добиться отмены поправки «Джексона-Вэника».

На этом сложности не окончатся — сенат, вероятнее всего, не утвердит назначенного Бушем в 2005 году представителем США при ООН Джона Болтона. Этого напористого дипломата назначили в Нью-Йорк для отстаивания жестких резолюций в отношении Ирана и Северной Кореи, а также для защиты интересов Израиля против арабов. Буш тогда не прислушался к демократам, обвинявшим Болтона в давлении на спецслужбы, в высокомерном и жестком обхождении с подчиненными. Однако без согласия Конгресса этот чиновник может находиться на своем посту до конца декабря, а на нынешней неделе сенатский комитет по международным отношениям (с января его возглавит демократ Джозеф Байден, неоднократно выступавший в поддержку Украины) дал понять, что не даст своего одобрения этому назначению. По словам одного из членов комитета, сенатора республиканца Линкольна Чейфи, избиратели «выразили свою неудовлетворенность внешнеполитическим курсом администрации Буша», и потому утверждение Болтона будет противоречить воле избирателей, ожидающих смены курса. И если в начале недели Буш давал понять, что поборется за Болтона, а значит, и за свой внешнеполитический курс, уже в среду стало ясно, что не президент, а именно Конгресс будет диктовать свои условия. Поговаривают, что Буш может предложить вместо Болтона нынешнего посла США в Ираке Залмая Халилзада. Впрочем, кто бы там ни был, США уже не смогут действовать в ООН как раньше, не учитывая мнения других. Вот почему Совбез с такой тщательностью рассматривает позиции России и Китая по разрешению кризиса вокруг ядерной программы Ирана, а Вашингтон ищет пути возобновления диалога с Северной Кореей.

Во внутренней политике США изменения не будут столь очевидны стороннему наблюдателю. Хотя в принципе именно в них таится основа всех вышеперечисленных перемен во внешней политике. 7 ноября не только закончилось 12-летнее доминирование республиканцев в Конгрессе, но и положен конец шестилетнему всевластию республиканцев в Вашингтоне, когда они контролировали все ветви власти в стране. Конгресс США более не будет находиться в тени Белого дома. Америка возвращается к системе «сдержек и противовесов», то есть к взаимозависимости и взаимоограничению ветвей власти — принципу, которого в последние годы в республиканском Вашингтоне придерживались далеко не всегда. Демократы намерены использовать свою победу не только для изменения баланса сил. Они предлагают разрушить выстроенную республиканцами систему лоббизма и подковерного продавливания нужных решений, изменить этические правила поведения в Конгрессе, который в последние годы сотрясали скандалы, связанные с коррупцией, взяточничеством и использованием служебного положения в корыстных целях. Однако здесь все еще менее однозначно, чем во внешней политике. Но, главное, что нет четкого стремления представителей крупнейших партий искать компромиссы. И даже, наоборот, первые заявления из республиканского и демократического лагеря свидетельствуют, что партии готовятся к затяжному противостоянию или даже к открытой войне. Благие намерения демократов к изменениям могут натолкнуться на сопротивление республиканской гвардии — неоконсерваторов, которые не могут смириться с поражением, понять, что их ценности больше не превлекательны для большинства — слишком сильно они увели партию вправо, освободив демократам возможность маневра в центре политического спектра. Благодаря этому последние смогли получить поддержку среднего класса, уставшего от многочисленных, но по большей части бессистемных и безрезультатных реформ в социальной сфере и здравоохранении и уже не верящих в способность республиканцев эффективно управлять страной. Да, экономика в целом находится на подъеме, но доходы граждан возросли незначительно. Другая, умеренная часть республиканцев попытается сотрудничать с демократами и приспособиться к изменившейся ситуации. Кстати, такую же позицию советуют занять во внутренних делах и Джорджу Бушу. «Умеренность и скромность во всем» — вот как себя должен вести президент, чтобы не навредить своей партии еще больше в оставшиеся два года, советует главе государства «Ньюзвик».

Фактически сейчас у демократов лучший за последние годы период для того, чтобы перехватить у своих оппонентов инициативу в решении острых внутриполитических и социальных вопросов. Однако это благоприятное время долго не продлится. Сразу после выборов в Конгресс несколько политиков, как республиканцев, так и демократов, объявили о своем стремлении участвовать в выборах президента США 2008 года. Некоторые не сделали это формально. Однако, по мнению экспертов, среди демократических кандидатов наибольшие шансы у Хиллари Клинтон. Список республиканцев возглавляет сенатор Джон МакКейн, представляющий в партии умеренное крыло.

Выборы закончились. Да здравствуют новые выборы!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК