Морской узел Черноморского флота

Поделиться
Морской узел Черноморского флота
На сегодняшний день нет ни одного договора аренды ни на один объект или земельный участок, занимаемый в Крыму ЧФ России! А договоров нет, поскольку изначально не была проведена инвентаризация и оценка стоимости объектов и земельных участков.

Чем дольше находится Черноморский флот России на территории Украины, тем туже затягивается узел неразрешенных проблем. В том числе вокруг правового оформления условий функционирования российской военно-морской базы. Соглашения по перемещению подразделений ЧФ России вне мест дислокации, по объектам навигационно-гидрографического обеспечения (НГО), договоры аренды должны упорядочить временное пребывание российского флота на украинской территории. Но хотя эти вопросы и обсуждаются на переговорах (в последний раз на недавней встрече глав оборонных ведомств Украины и России Павла Лебедева и Сергея Шойгу), тем не менее Киев и Москва не готовы подписать эти ключевые документы: подходы дипломатов к решению данных вопросов кардинально отличаются. Если украинцы выступают за жесткий контроль над подразделением Черноморского флота, то россияне - за большую свободу в своих действиях на украинской территории.

Потому-то некоторые наши информированные собеседники утверждают, что в вопросах упорядочения функционирования ЧФ РФ на территории Украины стороны сегодня сделали шаг назад по сравнению с 2011 г. В ситуации ужесточения позиций не удивительно, что число неподписанных соглашений перевалило за четыре десятка.

Возьмем, к примеру, соглашение по перемещению подразделений ЧФ России вне мест дислокаций. В нем очень заинтересован Киев. Что приятно, в проекте документа российская сторона согласилась с тем, что передвижения моряков-черноморцев будут осуществляться только с разрешения украинских органов власти. Но соглашение не подписывают, поскольку в Киеве и Москве никак не могут договориться по двум важным пунктам. Во-первых, относительно того, какой режим будет действовать в случае чрезвычайных ситуаций. Украинская сторона настаивает, чтобы и в этом случае был разрешительный режим. Российская же - уведомительный. Во-вторых, дипломаты никак не могут прийти к согласию относительно правил досмотра украинцами российского автотранспорта во время его передвижения за пределами гарнизонов…

В Москве очень хотели бы решить проблему с модернизацией военной техники и вооружения тех подразделений российского флота, которые находятся в Крыму, уладить вопрос с таможенным оформлением и налогообложением товаров, ввозимых для нужд российской военно-морской базы, протолкнуть соглашение по инфраструктуре. Да только безуспешно.

Например, Россия активно лоббирует соглашение о модернизации. Для подразделений российского Черноморского флота, базирующегося в Крыму, вопрос перевооружения назрел уже давно, поскольку база постепенно превращается в "остров ржавых кораблей". Но заменить корабли и самолеты на более современные виды россияне не могут, так как украинская дипломатия все последние годы придерживалась принципа "класс на класс, тип на тип". После харьковских соглашений Киев готов был отказаться от своей давней позиции, в частности, предложив Москве увязать вопрос модернизации с делимитацией украинско-российской морской границы. Но эта увязка не устроила российскую сторону.

Что же касается самого соглашения о модернизации, то Киев настаивает, чтобы в нем не только была прописана процедура замены военной техники и вооружения, но и был зафиксирован пункт обязательного согласования с Украиной перевооружения. С последним россияне также не согласны.

Причина подобной неуступчивости Киева и Москвы кроется не только в разном видении условий пребывания и функционирования российского Черноморского флота на территории нашей страны. Не последнюю роль играет и финансовый вопрос.

Например, в прошлом году севастопольская таможня опечатала 14 тыс. т дизельного топлива, которые ЧФ России ввез для собственных нужд. Исходя из украинского законодательства, таможня потребовала уплатить налоги в виде НДС и акцизных сборов. Россияне посчитали, что для выплаты подобных пошлин нет достаточных юридических оснований. Вопрос стал для обеих сторон принципиальным, ведь российский флот ежегодно платил в виде таких налогов 10-15 млн долл. А это составляет практически половину поступлений в бюджет от севастопольской таможни. Поэтому не удивительно, что груз до сих пор опечатан, а дипломаты не могут найти выход из патовой ситуации.

Или возьмем вопрос об инвентаризации земельных участков и объектов, используемых российским Черноморским флотом. Соглашение о расчетах за ЧФ РФ определяет основные параметры аренды. Но, напомним, этот документ не является договором аренды. На сегодняшний день нет ни одного договора аренды ни на один объект или земельный участок, занимаемый в Крыму ЧФ России! А договоров нет, поскольку изначально не была проведена инвентаризация и оценка стоимости объектов и земельных участков.

"Инвентаризация - это инструмент, необходимый Украине для того, чтобы подписать договоры аренды. Имуществом Украины пользуются уже двадцать лет, оно изнашивается, приходит в негодность, а мы не имеет никакой информации ни о цене этого имущества, ни о его состоянии", - констатировал в беседе с ZN.UA директор международных программ Центра НОМОС Дмитрий Штыбликов.

Ведь что получается: некоторые объекты, используемые российскими моряками, даже не внесены в приложение №2 к соглашению между Украиной и Россией о размерах и параметрах раздела ЧФ России! Речь идет, в частности, о тринадцати причальных сооружениях в Севастополе. О чем и говорится в документе, подготовленном Севастопольской городской государственной администрацией № 1341-р от 11 декабря 2011 г. "О внесении изменений в распоряжения председателя Севастопольской городской государственной администрации от 06.01.1999 № 07-р и от 14.08.2008 № 632-р". А сколько еще таких неучтенных объектов?

Но хотя формально Киев и Москва договорились провести инвентаризацию еще в начале 2000-х, процесс этот, несмотря на заявления ряда украинских чиновников, до сих пор не завершен. Россияне блокируют проведение этих работ, не допуская украинских экспертов на объекты и земельные участки или не признавая результаты инвентаризации. В разное время у них была разная мотивация. Сегодня переговорщики с российской стороны предлагают Киеву провести инвентаризацию одновременно с проведением украинской стороной капитального ремонта помещений, занимаемых подразделениями ЧФ России.

Но стоит ли удивляться, почему отсутствие инвентаризации устраивает российских военных, если Черноморский флот и далее продолжает активно практиковать субаренду? И это несмотря на то, что ранее российские чиновники заявляли о прекращении подобной практики! "Часть территорий и объектов, которые не используются по прямому назначению, сдается в субаренду частным структурам с изменением их целевого назначения, в том числе в коммерческих целях. При этом налоги не платятся. Субаренда осуществляется главным образом по двум направлениям: аренда земельных участков, прежде всего морских причалов, и передача в аренду помещений и имущества", - утверждает Дмитрий Штыбликов.

По данным эксперта Центра НОМОС, насчитывается 150-200 объектов, которые российский Черноморский флот сдает в субаренду. В частности, в Севастополе в субаренду сдается 128 объектов ЧФ. На арендованных территориях и сооружениях расположены магазины, кафе, бары, склады, офисные помещения и т. п. Среди наиболее известных субарендаторов, например, ООО "Акар", арендующее 175 м причальной стенки (70-й причал бухты Южная) и жилые помещения в центральной части Севастополя, а также ООО "Новые технологии", арендующее 2160 м причальной стенки, где организован частный яхт-клуб и центр реабилитации и отдыха яхтсменов. Плавпирс №3а (новый номер №4а) арендует у ЧФ ООО КДЦ "Боливар". Кроме того, субарендатором является бар-ресторан "Ностальжи".

При этом земли, занимаемые подразделениями ЧФ России, весьма интересуют и севастопольских чиновников, и украинских бизнесменов. Не случайно глава украинского оборонного ведомства севастополец Павел Лебедев заявил, что неиспользуемые министерствами обороны Украины и Российской Федерации земельные участки в Севастополе должны быть выставлены на аукцион. Ну а пока дипломаты проводят спарринги за столом переговоров, местные чиновники на пару с российскими военными сами решают проблему земель на южном побережье. "Земли Черноморского флота раздавались и раздаются. Зачастую с участием наших местных чиновников", - говорит Дмитрий Штыбликов и приводит пример с аэродромом "Херсонес", который собирались занять люди, получившие на данной территории земельные участки от Севастопольской горадминистрации. Некоторые из них даже успели получить на эту землю госакты…

Подобные истории, очевидно, будут повторяться еще не раз. До тех пор пока каждый квадратный метр, занимаемый в Украине российским Черноморским флотом, не будет учтен и на него не будет оформлен договор аренды.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме