"Метро" в Европу

Поделиться
Действительно, несмотря на то что подобные контрабандные лазейки неоднократно находили на границе США, здесь о таком еще не слышали. Подобное масштабное сооружение могло строиться и функционировать только под мощной "крышей" и с ведома правоохранителей.

В мае 2008 г. ZN.UA опубликовало материал "По суше, воде, воздуху..." о жителях пограничных сел Закарпатья, придумывающих хитроумные схемы контрабанды товаров с использованием внедорожников, резиновых лодок и даже дельтапланов. Материал заканчивался словами: "Конечно, до масштабов американских контрабандистов, которые умудряются прокладывать длинные подземные туннели через мексикано-американскую границу, нашим крестьянам еще далеко. Впрочем, у них еще все впереди...". По иронии судьбы в 2008 г. контрабандный туннель если и не функционировал, то уже интенсивно строился под украино-словацкой границей. Обнаружить его удалось только через четыре года.

Межгосударственная "ветвь" стоимостью в 15 миллионов

Лавры за разоблачение этой транснациональной аферы принадлежат словакам. Анализируя каналы поставок контрабандных товаров в свою страну, словацкие правоохранители пришли к выводу, что такое большое количество нелегальных сигарет, попадающее в страну с востока, вряд ли можно переправить через КПП и "зеленку". Не исключено, что есть другие, прежде неизвестные способы провоза контрабанды. Когда на границе с Украиной применили специальное водоинженерное оборудование, то обнаружили подземную "ветвь", проложенную от частного дома на окраине Ужгорода (за каких-то двести метров от границы) к частному предприятию по заготовке гравия, находящемуся на словацкой стороне между селами Верхнее и Нижнее Немецке. После этого более трех недель полиция тщательно следила за всем, что происходило на территории предприятия, фиксируя действия людей, транспортные маршруты и т.п. А 18 июля прошлого года спецназ силовым штурмом положил конец деятельности предприятия. Владельца фирмы задержали на месте, во дворе обнаружили грузовик с 13100 блоками сигарет Jin Ling, а главное - вход в подземный туннель диаметром около 1 м, который вел на украинскую территорию.

Словаки сообщили о своей спецоперации украинским правоохранителям, указав дом на окраине Ужгорода, к которому вел туннель. Сразу после получения судебной санкции на обыск туда ворвалась "Альфа". В доме никого не было (хотя двор охраняли собаки), а тщательный обыск, проведенный во дворе, а также в жилых и подсобных помещениях, оказался безрезультатным: вход в туннель не нашли. Поскольку словаки настаивали, что подземный лаз находится именно здесь, спецслужба задействовала экскаватор, и вот тогда туннель действительно был обнаружен. Ковш сломал внешнее покрытие и повредил одну из вагонеток. Из ее аккумулятора вылилась серная кислота, поэтому обследовать подземный лаз вызвали МЧСовцев в защитных костюмах. Продвигаясь к входу, они наткнулись на бетонную плиту под гаражом. При дальнейшем обследовании выяснилось, что плита отодвигается с помощью механизма, приводимого в действие нажатием кнопки. Под ней и обнаружили вход в подземку, который не удалось найти при обыске.

Кроме самого туннеля, в доме нашли 40 тыс. блоков сигарет Jin Ling, аналогичных найденным на словацкой стороне, четыре пакетика с белым порошком (как установила экспертиза - кокаином), два паспорта граждан стран Восточной Азии и две справки о статусе беженца.

Спецоперация словаков по обнаружению нелегального подземного туннеля вызвала эффект информационного взрыва - о ней сообщали ведущие СМИ во всем мире. Действительно, несмотря на то что подобные контрабандные лазейки неоднократно находили на границе США, здесь о таком еще не слышали. Эксперты установили, что туннель проложен на высоком профессиональном уровне. Его длина почти 700 м (из них 480 - на словацкой стороне), диаметр - 90 см, максимальная глубина - 6 м. Стенки обшиты плитами из полихлорвинила и укреплены стальной арматурой. Внутри туннеля проложен рельс, по которому двигались управляемые мини-электропоездом 18 кустарных вагонеток. В каждой вагонетке можно было провозить не только товар, но и человека в полулежащем положении. Аппаратная, приводящая электропоезд в действие, была смонтирована в доме на украинской стороне. Построить и запустить в эксплуатацию подобное сооружение могли только профессионалы с применением специальной высокоточной техники.

Через несколько дней после спецоперации полиции министр финансов Словакии Петер Казимир сообщил, что сумма неуплаченного акциза за обнаруженные на предприятии 1300 блоков нелегальных сигарет составляет 350 тыс. евро. Если же учесть, что нелегальный поезд курсировал между Украиной и Словакией два-три раза в неделю, причиненный Словакии ущерб только за необлагаемые налогом сигареты составляют 50 млн евро в год. В свою очередь министр внутренних дел Словакии Роберт Калиняк высказал опасение, что нелегальный туннель может стать причиной отказа в пролонгации Шенгенского соглашения.

Первый вопрос, возникший сразу же после выявления туннеля, - кто автор и вдохновитель идеи? Как установили эксперты, туннель начали прокладывать со словацкой стороны, но в том, что "придумали" его именно украинцы, ни у кого никаких сомнений не было. Правоохранители быстро установили "историю" участка, расположенного на улице Запорожской на окраине Ужгорода, откуда начинался туннель. В начале 2000-х его получил сотрудник областного управления СБУ для частного строительства (его коллеги получили участки по соседству). В 2004 г. он продал землю жительнице села Раково Ужгородского района Юлии С. - одинокой пожилой женщине, умершей в 2008 г. Дом на участке возводился в 2005–2006 гг., при этом было самовольно захвачено 0,4 сотки по соседству - из земель запаса Ужгородского горсовета. Логически можно предположить, что во время строительства дома проводились и подготовительные работы по прокладке туннеля. Кстати, эксперты оценили его строительство в 15 млн грн.

Неустановленные лица

Главными подозреваемыми в строительстве "транснационального метро" стали два брата - Михаил и Василий М. 37 и 46 лет, частные предприниматели, жители Ужгородского района, племянники владелицы участка Юлии С. Один из них имеет небольшой ресторанно-гостиничный комплекс в с. Холмок вблизи Ужгорода. После обнаружения туннеля, братья исчезли и были объявлены в розыск. В августе 2012 г. сотрудники СБУ задержали обоих в Евпатории, где они снимали частный дом. Причастность к туннелю Михаил и Василий М. с самого начала категорически отрицают. Говорят, что не имели представления о его существовании, а в дом на Запорожской ходили, чтобы кормить собак и присматривать за хозяйством (при обыске у задержанных нашли ключи от дома и подсобных помещений, кроме того, соседи часто видели их на Запорожской). Из Ужгорода братья выехали, по их словам, из-за угроз двух мужчин - жителей соседней области, которые будто бы помогали тетке строить дом.

Михаила и Василия М. обвинили в самовольном захвате земельного участка и самовольном строительстве (ч. 2 ст. 197-1 Уголовного кодекса), незаконной транспортировке с целью сбыта подакцизных товаров (ч. 1 ст. 204), контрабанде наркотиков (ч. 2 ст. 305) и незаконной переправке лиц через государственную границу (ч. 2 ст. 332), осуществленным группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 28). Самая серьезная из этих статей - контрабанда наркотиков - предусматривает от 8 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Факт строительства "транснационального" туннеля братьям не инкриминируют - такой квалификации преступления просто нет в Уголовном кодексе.

Сразу после задержания в Евпатории Михаила и Василия М. арестовали, но со временем освободили из-под стражи - одного на подписку о невыезде, другого - под денежный залог. Следствие, которое проводило УСБУ в Закарпатской области, закончилось в ноябре прошлого года, после чего уголовное дело было передано в Ужгородский горрайонный суд. С того времени его слушают в открытом режиме.

Попытки журналиста ZN.UA после одного из последних заседаний пообщаться с подсудимыми или их адвокатами оказались безуспешными - они отказываются от каких-либо комментариев, так же как СБУ и прокуратура: "Никаких комментариев до приговора суда". Впрочем, некоторую интересную информацию можно найти в словацких СМИ, которые довольно широко освещали тему туннеля. Журналисты установили, что частный дом с земельным участком возле Нижнего Немецкого, где был выход из туннеля, в 2008 г. приобрел житель Братиславы, предприниматель Томаш В. (сейчас ему 60 лет). В 2009 г. густой сад возле дома выкорчевали, на его месте появилась тяжелая техника, в том числе грузовики, которые будто бы развозили гравий. Очевидно, именно в то время строительство туннеля было завершено, и подземный поезд начал доставлять из Украины в Словакию разные грузы. Томаша В. арестовали во время спецоперации словацкой полиции и обвинили в уклонении от уплаты акциза за сигареты. Ему "светит" от трех до восьми лет лишения свободы.

Главный вопрос в туннельной афере - как такое сооружение могли проложить и запустить в действие под носом у правоохранителей? На самой границе, всего в каких-то 200 м от дома на ул. Запорожской стоит наблюдательная вышка украинских пограничников, откуда хорошо видно и дом на окраине Ужгорода, и частное предприятие возле Нижнего Немецкого в Словакии. Не обратить внимания на то, что с обоих сооружений вывозится огромное количество грунта (речь шла о почти сотне грузовиков) или же работает мощная спецтехника, - невозможно. Так же как не заметить микроавтобусов с сигаретами (или нелегалами), регулярно подъезжавших на Запорожскую. Объяснения пограничников, что они, мол, не могут контролировать частное строительство, а потому ничего не знали, - несерьезные. Ведь у пограничной службы есть специальное разведывательное подразделение, в обязанности которого входит сбор информации о каналах доставки нелегалов и контрабанды, о складах хранения, причастных к этому лицах и т.п. в пограничных населенных пунктах, причем не только Украины, но и сопредельных стран. Также много вопросов к СБУ и МВД, прозевавших такой мощный канал контрабанды и переправки нелегалов под самой границей. В действительности никто не верит в то, что силовики ничего об этом не знали. Подобное масштабное сооружение могло строиться и функционировать только под мощной "крышей" и с ведома правоохранителей. Именно поэтому подсудимые братья-предприниматели - только промежуточное, одно из самых низких звеньев этой международной аферы. Специалисты, непосредственно строившие туннель, проходят в материалах следствия как "неустановленные лица", а вдохновители и главные получатели прибыли вообще не упоминаются.

Судебное следствие в "туннельном деле" уже закончено. После дебатов и последнего слова подсудимых будет вынесен приговор.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме