— Принятие бюджета автономии стало рождением парламентского большинства в крымском парламенте. Какие задачи большинства вы видите на ближайшие 3—6 месяцев?
— Проволочки со стороны президиума ВР Крыма и лично Л.Грача с принятием бюджета автономии свидетельствуют о том, что коммунисты Крыма уже вступили в предвыборную гонку. Стабилизация политической ситуации в Крыму — главнейшая задача для большинства. На ближайшем этапе нам необходимо, чтобы с большинством считались, большинство принимало решения, и уже в ближайшие два месяца подтвердят, что большинство есть и с ним нужно считаться.
В экономической плоскости, к сожалению, могу привести примеры, которые вынуждают меня считать, что большинство вынуждено сегодня начинать диктовать свои условия игры. Экономика очень страдает от амбициозности лидера парламента. Мы в этом году получили слабые всходы на площади 32% из 500 тыс. посеянных гектаров озимых. Когда Совет министров обратился в Верховную Раду Крыма за разрешением продать 10 000 тонн продовольственной пшеницы по хорошей цене через биржу и купить через биржу горючее, этот вопрос в президиуме просто заболтали. Крым потерял больше месяца сроку, и Совмин потерял деньги. Мы купили 2300 тонн, а я могу показать, что на момент, когда инициировался вопрос, мы бы взяли 3333 тонны. Больше 1000 тонн мы потеряли. А могли на 1000 тонн посеять 120 000 га. Это то, что не взошло. Так разве я могу мириться, видя, что экономике Крыма наносится большой урон из-за одного человека? И наконец-то люди поняли, что с этим нужно бороться.
— Что означает сейчас политическая стабилизация в Крыму?
— Прежде всего, это ликвидация конфликта в парламенте между коммунистами и нелевым большинством депутатов. Изменение сил в парламенте является фактом, и этот факт должен быть зафиксирован путем изменения состава президиума. Сегодня президиум Верховной Рады автономии полностью состоит из коммунистов. Этот президиум превратился, к сожалению, в постоянно действующий мини-парламент, который пытается за депутатов решать все больше вопросов. Представьте: сейчас не то что рядовой депутат, даже депутатская группа не может настоять на голосовании и внести какой-либо вопрос в повестку дня — президиум монополизировал эту деятельность. В нем, по меньшей мере, 10 человек из 12 полностью под влиянием Леонида Ивановича Грача. И вот наша задача сегодня, чтобы президиум учитывал мнение большинства. Большинство не может мириться с тем, чтобы меньшинство диктовало свои условия.
— Если в ближайший месяц большинству удастся заполнить вакансии в Совмине, изменить президиум, то после этого большинство сохранится или опять распадется на группы?
— Корень противостояния в парламенте Крыма в том, что идеологии разные. Коммунисты живут старым — отнять и поделить.
Я думаю, депутатов удержит в большинстве то, что мы не можем допустить возврата красной власти. Красного реванша быть не должно и не будет, пока есть такие люди, как я. Мы должны быть сильнее и вместе, чтобы на выборах 2002 года не дать прийти к власти популистам. Сегодня они пока используют власть в парламенте для принятия популистских решений и затем обвиняют правительство и всех реформаторов в том, что их решения не выполняются. Вот мы приняли бюджет. А Грач выступает и поносит этот бюджет, хотя по закону должен был молча подписать. Кроме того, трибуна парламента используется как трибуна на митинге. Вот этого мы допустить не можем.
— Считаете ли вы, что нынешний состав Совмина, который работает уже почти три года, максимально использовал свои возможности и делал для повышения благосостояния Крыма всё, что мог?
— Нынешний состав Совмина сделал большой прорыв по сравнению с другими. Правительство создано на коалиционной основе, и это себя оправдало. То, что было в силах Совмина, использовано. Но мы не в силах лезть в налоговую политику, в вопрос свободной продажи земли...
Коммунисты критикуют правительство не потому, что оно ничего не делает или много ошибается, а потому, что коммунисты вступили в предвыборную гонку. Лидер рескома Компартии не может ужиться с лидером крымской НДП. И накануне выборов Грачу нужно поменять премьера. Ему нужен однопартиец. Стоит ему заменить Куницына, как сразу все достижения нынешнего правительства будут использоваться коммунистами, и тогда коммунисты победят на выборах.
— Статистические показатели роста ВВП и роста производства не отражаются на благосостоянии людей, прежде всего малообеспеченных. Способно ли большинство крымского парламента сделать ряд шагов, которые усилят экономический рост?
— Маленький рост, но есть. Пошла мобилизация внутреннего потенциала. В течение года Украина не пользуется внешними заимствованиями. Более того, страна вернула более 1 млрд. долларов внешних долгов. А почему мы забываем о том, что малоимущим повышают пенсии?
В Крыму рост продаж промышленной продукции составил 11%, намолотили больше зерна, урожайность возросла. Практически полностью ликвидированы долги по социальным выплатам. Бюджет Крыма на 2001 год больше прошлогоднего почти на 400 млн. гривен. Это же реальный прогресс, его ощутят люди на личном доходе! Зато президиум ВР Крыма подает комиссии Кабинета министров записку о том, что всё плохо, излагая ложные данные. Хорошо, что депутаты большинства вовремя заметили этот подлог.
Парламентское большинство внимательно отслеживает экономические процессы и в ближайшее время предложит пакет документов для усиления тенденции роста и эффективного использования дополнительных доходов, получаемых от экономического роста. Мы подадим пакет предложений, реализация которых значительно улучшит работу правительства.
Но мне понятно и другое. С нынешними темпами роста нам понадобятся многие десятки лет, чтобы люди достигли хотя бы того уровня благосостояния, который был у рядовой семьи в конце 80-х годов. У нас за 10 лет сформировался большой инвестиционный долг перед медициной, образованием, транспортом, энергетикой, другими инфраструктурными секторами. Это многие сотни миллионов. Этот долг мы не погасим за счет внутренних ресурсов. А ведь нужно еще развиваться. Кризис мы преодолеем, как только откроем территорию для внешнего капитала.
— Вы могли бы назвать несколько важнейших решений, которые подняли бы темпы роста?
— Я сейчас обозначу предметные области, в которых будут делаться предложения. Первое — курортный комплекс. Когда я услышал доклад министра по туризму, сколько преград стоит перед въезжающими на курорт, удивился, как мы ещё живем! Карантинные, санитарные, гаишные, таможенные службы… целых 18 разрешающих и проверяющих комиссий! Нужно жестко регламентировать работу всех служб, которые иногда самовольно создают преграды отдыхающим.
Вторая область — энергетика. Главный вопрос здесь — дисциплина платежей. Нужно немедленно разбираться со списками предприятий, отключение которых от электроэнергии и газа запрещено. Нужно, чтобы должники отвечали собственностью за свой долг. Нужно, чтобы бюджет полностью оплачивал свои счета. Этого мы будем добиваться совместно с Совмином.
Другой аспект энергетики — добыча энергоносителей. На крымском шельфе есть газ — это говорят специалисты. Если бы мы могли мобилизовать бюджетные средства и привлечь в долю частных инвесторов, то добыча газа выросла бы с 2,5 до 7,5 млн. кубов в сутки.
Третья область — выполнение законов. Яркий пример проблематичной ситуации здесь — закон о металлоломе, который не выполняется. В Крыму 46 000 орошаемых земель, и я боюсь, что половину урожая потеряем из-за того, что оросительные системы разбираются на металлолом. Воруют кабеля, запчасти… Разрушается система орошения. В Крыму же без орошения будет пустыня. Мы пошли путем поручения начальнику гражданской обороны приостановить сбор металлолома. Но это временно. Это должен решать Киев. Нужно точно определиться с тем, как применяется закон о металлоломе. Есть еще много других ситуаций, которые требуют скорейшего вмешательства и крымской, и центральной властей.
Еще одна область, где нужны незамедлительные действия, — вопрос о земле. Стоит вопрос выдачи 30% гос. актов собственности на землю. …Пока не решим вопрос выдачи земли депортированным, ни о какой продаже земли мы речь вести не можем. Быть первопроходцами в реализации земли в Крыму пока рано.
— Как вы оцениваете отношения Совмин-парламент? Как они должны быть устроены?
Пока что эти отношения ненормальные. Но с формированием большинства, я уверен, ситуация изменится. Отношения парламента и правительства нужно немедленно деполитизировать. И большинство уже работает над этим. Отношения двух этих органов должны быть рабочими, должна быть инициатива с обеих сторон и обоюдная ответственность за ситуацию. Должна быть ответственность за выполнимость инициатив, которой сегодня нет со стороны коммунистов в парламенте — они, в основном, занимаются популизмом! Я понимаю, что если отношения властей в Крыму не стабилизируются, то в любой момент может встать вопрос о введении в Крыму прямого президентского правления.
— В своих недавних выступлениях Леонид Грач говорил, что если его отправят в отставку, он выведет людей на улицы. Считаете ли вы, что это реальная угроза?
Я считаю, что это дешевый и грязный шантаж. И сразу возникает вопрос, зачем он это делает? Выведет он 30—40 человек, и больше за ним никто не пойдёт. Грач себя дискредитировал. Люди уже всё поняли. Уже рядовые коммунисты поднимают вопрос, достоин ли Грач быть главой Компартии Крыма. Мы тоже можем вывести людей, но не на площадь перед Совмином, а под дом Грача, и спросить, где он взял деньги на этот особняк. Что он скажет однопартийцам? Я не скрою, мы ждём, как Леонид Иванович заполнит декларацию о доходах.
— Далек ли Крым от межэтнических конфликтов?
— Я боюсь вас разочаровать, но, к сожалению, состояние очень зыбкое. Правительство Крыма и лично Куницын сделали очень много, чтобы не допустить стычек. Мы реально можем влиять на ситуацию. А вот коммунисты подогревают её. Им нужен этот очаг для политической кампании. Ведь в Крыму 11% татар и более 80% славян. Реском КПУ резко выступает против крымских татар, рассчитывая на поддержку большинства населения.
— Последний вопрос касается автономии. Что она дает Крыму, какие плюсы, и насколько полно используется ресурс автономности?
— Ресурс автономии практически не используется. Мы имели смелость принять экспериментальные меры в налогообложении. И тут же из Киева нам говорят: вы нарушили антимонопольное законодательство. А по большому счету, Украина имеет возможность использовать Крым как полигон по экономическим экспериментам. Экономические полномочия надо дать! Кто будет работать на результат по НДС, если он весь уходит туда! Если дали и сказали, что это ваше, то он завтра удвоится! Хотя бы для затравки дайте регионам 10%. Мы не касаемся вопроса территориальной принадлежности и будем пресекать любые сепаратистские тенденции. Крым — это Украина. Но экономические полномочия дайте.
Для Украины Крым может сыграть уникальную роль — роль полигона реформ, полигона самых смелых реформаторских решений. Я думаю, что страна должна пойти на этот шаг. Тогда на примере Крыма все увидят, что будущее — за либеральными преобразованиями.