Взгляд через 70 лет

6 февраля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 6 февраля-13 февраля

Ялтинская конференция глав государств Антигитлеровской коалиции стала яркой страницей профессиональной, виртуозной дипломатической работы во имя сохранения мира. Принятые на ней решения могут и сегодня служить источником творческих поисков для политиков, которые желают овладеть закономерностями и секретами осуществления эффективной внешней политики с пользой для своего государства и мирового сообщества.

 

ЯЛТА-1945: "БОЛЬШАЯ ТРОЙКА" НАМЕЧАЕТ ОСНОВЫ ПОСЛЕВОЕННОГО МИРА

В феврале 2015 г. исполняется 70 лет со времени проведения Крымской (Ялтинской) конференции. Лидеры Антигитлеровской коалиции — Франклин Делано Рузвельт, Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин — обсудили актуальные вопросы предотвращения возможных осложнений при переустройстве мира после завершения Второй мировой войны. Решения, принятые в Ялте (конференция проходила с 4 по 11 февраля в Ливадийском дворце), задали такую геополитическую парадигму, по которой развивались главные процессы международной жизни в течение около 50 лет.

Конференция создала новую систему международных отношений, которая основывалась на принятом лидерами СССР, США и Великобритании разделе ключевых регионов мира на сферы влияния. Абсолютное или преимущественное доминирование одной из великих держав в каком-то из регионов планеты рассматривалось как их стремление к предупреждению угроз, как защита собственной безопасности и распространение международной стабильности на регионы, важные для мирового сообщества в целом и для великих государств в частности.

"Ялтинский порядок" породил "холодную войну", "Берлинскую стену" и был наиважнейшей составляющей частью биполярной системы международных отношений. Он определял направление и характер развития отдельных государств и целых регионов во всем мире фактически вплоть до 1990 года. Итоги Ялтинской конференции и в настоящее время являются предметом исследований и дискуссий в среде научной общественности, политиков и дипломатов с учетов реалий современного мира.

Автор не ставит перед собой цель рассмотреть весь ход подготовки и работы конференции, проанализировать все принятые на ней документы, их влияние на европейское и мировое обустройство после окончания Второй мировой войны и до завершения "холодной войны", а также на современном этапе. В его задачу входит высказать собственные суждения о некоторых, в том числе и контраверсийных, аспектах "Ялтинской системы" и их присутствии в сегодняшних реалиях.

Начать следует с напоминания о том, что в условиях разделения Европы на два антагонистических лагеря, после создания Североатлантического альянса (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД), первых конфликтов между СССР и Западом, опустившийся между ними "железный занавес" не смог предотвратить стремления вернуться к единому цивилизованному пространству. Что проявлялось в появлении демократических программ оппозиционных сил в восточноевропейских странах, как в эмиграции, так и в ходе периодических открытых выступлений на родине, жестоко подавляемых коммунистическими режимами и оккупационными советскими войсками.

Это измерение не утратило актуальности и после краха социалистической системы и распада СССР. "Дух Ялты" для стран — экс-сателлитов Советского Союза, а также ряда бывших союзных республик, избавившихся или избавляющихся от коммунистического прошлого и стремимящихся влиться в институции Евроатлантического военно-политического сотрудничества, а также в западноевропейские и мировые экономические структуры, казалось, уже не представляет мистической угрозы продолжения их послевоенного практически безропотного подчинения указаниям Кремля. Впрочем, Российская Федерация и сегодняшний ее авторитарный лидер Владимир Путин, получивший карт-бланш во время Крымского кризиса 2014 года в значительной степени из рук Запада (уверовавшего в свои непогрешимые лидерские позиции во всей Европе), опять начинают напоминать о своем доминировании на огромной территории континента в течение практически всей второй половины XX века.

Проблема психологического влияния "Ялтинской системы" разделения мира представляется сегодня все еще реальной для тех стран, которые не включены в западноевропейские и трансатлантические структуры (в том числе Украины). Даже при отсутствии новой формальной договоренности между ведущими государствами об установлении линии разделения в Европе, объективное развитие ситуации на континенте свидетельствует о ее практическом применении. Впрочем, условная линия разделения может измениться в случае продолжения агрессивных действий одной из сторон, а именно Российской Федерации и поддерживаемых Москвой сепаратистов на Донбассе.

Весьма острой является проблема установления после Ялты-1945 европейских границ с игнорированием этнонациональных особенностей, складывавшихся веками и, казалось, не вызывающих сомнений. Так, решения лидеров "Большой тройки" по польскому вопросу (он был одним из главных на переговорах в Ялте и вызывал бурные дебаты), по которым часть западноукраинских земель оказалась в составе Польши, фактически создали основания для проведения действий, направленных на депортацию компактно проживающей этнотерриториальной украинской диаспоры. Операцию "Висла", по результатам которой на запад и север Польши насильственно переселили около полумиллиона украинцев, провело уже коммунистическое правительство ПНР в 1947 году.

Проблема антигуманного отношения к интересам народов и этносов в Европе проявилась в ряде решений Ялтинской конференции. В самом конце войны и в ближайшие послевоенные годы по всей Восточной Европе прошла череда насильственных депортаций. Немцев из Восточной Пруссии, Померании и Силезии, территории Чехословакии, Румынии, Югославии, Венгрии выселяли в Германию и Австрию (от 12 до 14 млн человек); поляки подверглись более "мягкой" депортации с территорий, которые отходили к СССР (Западная Украина, Литва и Западная Белоруссия), в свою очередь, украинцы и белорусы депортировались из Польши в СССР. Не столь масштабные депортации прошли также в других регионах во всем мире, но наиболее масштабные из них проводились в Восточной Европе.

Территориальный раздел Европы, определенный в феврале 1945 г. и на последующих конференциях в 1946–1947 гг., был закреплен в заключительном акте Хельсинской конференции руководителей европейских стран, США и Канады в августе 1975 г. как окончательный и не подлежащий пересмотру. Таким образом, эта часть "Ялтинского порядка" не является составляющим элементом нового международного порядка, где уже давно нет "холодной войны", идеологического противостояния двух систем, но сохраняются в скрытом виде болезненные вопросы и взаимные (порой завуалированные) территориальные претензии как результат соглашений, подписанных в феврале 1945 г.

Предпримем попытку остановиться на некоторых положительных элементах договоренностей, достигнутых "Большой тройкой" в Ялте. Через 70 лет стоит сказать, что "Ялтинская система" и в настоящее время является единственной, которая на самом деле выполнила цели, поставленные перед ней ее создателями — предотвратить возникновение глобальной войны между двумя центрами биполярной системы, которая бы могла привести к катастрофическим последствиям для всего человечества. Лидерам Антигитлеровской коалиции все же удалось установить хотя и внутренне противоречивые, конфликтные, но рациональные и предсказуемые отношения между сверхдержавами. Это важное достижение имеет существенное значение и в современном мире, где актуальной жизненной потребностью является установление правил взаимоотношений между ведущими государствами и их лидерами.

Среди положительных уроков, вытекающих из решений Крымской конференции 1945 года, не утративших своего значения для всего человечества, следует особо выделить исключительную последовательность, решимость и единодушие лидеров СССР, США и Великобритании спасти человечество от коричневой чумы — нацизма. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль, никогда не питавший особых иллюзий в отношении тоталитарного характера коммунистической власти, бывший ее последовательным и убежденным противником, еще больше, чем большевиков, возненавидел Гитлера и нацистский режим. Он стал фактически генеральным конструктором Антигитлеровской коалиции, что привело к разгрому самого опасного врага человечества — нацистской Германии.

Угрозы современных террористов, не прекращающих сегодня своей зловещей деятельности в различных регионах мира, призывают обращаться к феномену Ялты, когда ради защиты общих для всех народов и стран интересов жизни на планете, обеспечения гарантий общественного прогресса принципиально важно определять общую цель, объединиться, сосредоточить на ней главные усилия. А также подчинить им региональные, узко прагматические стремления и задачи, подавить в себе взаимную неприязнь и победить коварного врага.

Об этом убедительно свидетельствует прошедший в столице Франции 11 января 2015 г. Марш солидарности и памяти 17 жертв нападения исламских радикалов 7–9 января этого года на журнал "Charlie Hebdo". Марш собрал 1,5 млн человек и превратился в крупнейшую мировую акцию против терроризма. В нем участвовали лидеры около 40 стран мира, в том числе и президент Украины Петр Порошенко. По аналогии с парижской акцией "Je suis Charlie" 18 января 2015 года в Киеве прошел Марш единства и солидарности с жертвами террора, собравший 20 тыс. человек, "Je suis Volnovakha" — "Я — Волноваха". Люди шли молча, демонстрируя всему миру свою солидарность с 13 погибшими в автобусе от залпов "Градов" с оккупированной террористами территории Донбасса.

Логика подходов лидеров Антигитлеровской коалиции к решению общечеловеческих проблем не теряет своего значения и в решении такой глобальной проблемы, как экологическая. Самой масштабной техногенной катастрофе современности — Чернобыльской — в 2016 г. исполняется 30 лет. Одному государству — Украине — с ее последствиями не совладать. Нужны усилия мирового сообщества, чтобы ее преодолеть. Неоднократные заверения ведущих государств мира в оказании существенной помощи Киеву, не только моральной, но и материальной, не подтвердились практическими действиями.

Другой непреходящий урок Ялтинской конференции заключается в том, что международное сообщество должно создавать эффективные институции для мирного предотвращения сложных ситуаций, которые могут выйти из-под контроля и перерасти в военный конфликт. Анализ деятельности Лиги Наций после Первой мировой войны показал ее практически абсолютную неспособность выполнять поставленные перед ней задачи. Политика умиротворения нацистской Германии и ее сателлитов, проводимая Великобританией и Францией, призывы СРСР к созданию системы коллективной безопасности, рассчитанные больше на политический эффект, "невмешательство" США в европейские дела не предотвратили, а лишь стали трамплином для реваншистских планов А.Гитлера и привели к началу Второй мировой войны.

Нужна была иная по целям и задачам международная организация, инициатором создания которой выступил Ф.Д.Рузвельт. В Ялте было решено, что такой институцией обеспечения мира для человечества должна стать Организация Объединенных Наций. Таким образом, "Большая тройка" преподнесла образец последовательности в решении этой проблемы, конструктивный подход к согласованию интересов каждой из сторон, а также в создании стабильной системы послевоенного устройства мира.

Действительно, некоторые аспекты решений, принятых в феврале 1945 г., в условиях последовавшей в скором времени "холодной войны" между Востоком и Западом, держали международное сообщество в напряжении, создали негативные тенденции, которые и сейчас дают о себе знать. Но следует, прежде всего, ценить достигнутые в тот период результаты в деле сохранения мира на планете, что является несомненной заслугой ООН. Ведь благодаря ее деятельности мир оказался более безопасным, чем в прошлые эпохи.

Ситуация, складывающаяся ныне вокруг ООН, непростая. Ее критикуют за неумение управлять делами всех стран, входящих в ее состав, прогнозировать, предупреждать и решать многочисленные региональные конфликты. И эта критика имеет под собой немалую основу. Поступают предложения о реформировании или даже замене ООН более эффективным образованием. В данном случае полезен ялтинский опыт учета конкретных исторических условий, которые бы гарантировали международному партнерству органическое сочетание общих, приоритетных для всего человечества интересов с запросами каждого субъекта межгосударственных отношений.

Напомним еще об одном уроке Ялтинской конференции, непосредственно связанном с Украиной. Именно в Ялте УССР стала одним из фундаторов ООН. Не будем углубляться в рассмотрение вопроса о том, когда и при каких обстоятельствах, с какой целью И.Сталин добился у коллег по переговорам включения Украины в состав учредителей организации мирового сотрудничества. Лишь подчеркнем, что наша республика понесла огромные потери и жертвы от гитлеровской агрессии, а народ сыграл громадную роль в победе над нацистской Германией. О чем, впрочем, не модно говорить в современной России — см. "Одна на всех…"? По Путину — уже нет", ZN.UA, 17.12.2010 г.

Предоставление "Большой тройкой" права Украине влиять на мировую политику, возможности заявлять о себе в международной жизни стало торжеством исторической справедливости, принципиального отношения к потенциалу украинской нации, твердого осознания того, что без ее участия в перспективном обустройстве мира обойтись невозможно. Немаловажен тот факт, что в 1947 г. Украина была впервые избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период с 1948 по 1949 годы.

И сейчас поучительным, хотя и непростым, неоднозначным для мирового сообщества, является ялтинский урок относительно территориального разделения, установления государственных границ. Это тем более важно, что Западная Украина при обсуждении польского вопроса оказалась в эпицентре дискуссий в феврале 1945 г. На конференции было принято решение о том, чтобы советско-польская граница проходила по "линии Керзона". Украинская соборность приобрела существенные очертания, возможно ситуативные, способствующие объединению веками разъединенной нации.

Важный исторический урок Ялтинской конференции следует из того, что в недрах послевоенной Европы происходили масштабные процессы, связанные с деколонизацией и выходом на международную арену новых стран. В этом плане поучителен негативный опыт СССР, политическое руководство которого пыталось влиять на этот процесс (в ущерб и экономическому развитию собственного государства), втянуть молодые независимые государства в зону своих геополитических интересов. Кремль предпринимал попытки придать политическим и социально-экономическим преобразованиям, происходившим в этих странах, социалистический характер и создать блок стран, вставших если не на путь социалистического строительства, то хотя бы социалистической ориентации, и использовать их в своих целях.

Советский Союз рухнул в 1991 году, что кардинально изменило геополитическую карту Европы и привело к принципиально новой расстановке сил в мире. Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи, объединявшие социалистические страны в единый блок, практически одновременно почили в бозе. И здесь решения Ялты-1945 напоминают, что в истории нет раз и навсегда заданных условий существования мировой системы. Она, как всякий живой организм, развивается, и успеха достигают те политики, которые объективно рассуждают, предусматривают изменения и вписывают их в новую систему международных отношений.

Изучение документов, принятых в Ялте, убеждает, что аппарат, обслуживающий содержательную часть конференции, составляли талантливые личности, отличающиеся эрудицией, блестящим интеллектом, способностью импровизировать, выходить из непредсказуемых ситуаций. Конечно, каждый из них, насколько мог, защищал интересы своего государства, свои идеологические постулаты, отстаивал до конца собственные стремления, но находил в критической ситуации выходы в необходимых, в общем, оправданных компромиссах.

Ливадийский дворец
Стол в Ливадийском дворце, за которым проводились переговоры глав государств Антигитлеровской коалиции

На конференции в Ялте было утверждено и важное решение стран Антигитлеровской коалиции о фактическом разделе Германии, принятое еще в сентябре 1944 года и зафиксированное в секретном "Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединенного Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении "Большим Берлином". Сталин в максимальной мере использовал военные успехи советских войск на фронтах Второй мировой войны. Можно сказать, что советская дипломатия воспользовалась некоторым отчуждением в стане своих союзников и сумела по ряду вопросов переиграть Вашингтон и Лондон, в значительной степени благодаря уступчивости президента США Ф. Д. Рузвельта и его окружения. После Ялты-1945 практически вся Восточная Европа оказалась под властью СССР и ее союзников; произошло фактическое разделение Европы условно на страны "социалистического лагеря" и "капиталистического Запада".

В ходе конференции был подписан ряд документов, на которых настаивала советская сторона. Среди них и соглашение о репарации "перемещенных лиц" (военных и гражданских), которые были освобождены или пленены на территории, оккупированной союзными войсками. Во исполнение этого соглашения правительство Великобритании провело жестокую насильственную выдачу правительству СССР в городе Лиенце (Тироль, Австрия) казаков и кавказцев, а также мирных беженцев (стариков, женщин и детей), ушедших с немцами с берегов Дона, Кубани и Терека в 1943–1944 годах. Выдача казаков продолжалась вплоть до середины июня 1945 года. К этому времени из окрестностей Лиенца в СССР было депортировано свыше 22,5 тыс. казаков и кавказцев. В их числе были как минимум три тысячи эмигрантов еще "первой волны", то есть бежавших из России уже после победы большевиков в Гражданской войне (они не были гражданами СССР на 1 сентября 1939 г., то есть на момент начала Второй мировой войны и не должны были подлежать депортации). Более четырех тысяч казаков и членов их семей бежали в окрестные леса и горы. Не менее тысячи человек погибли во время операции британских войск 1 июня 1945 года. Также в советскую зону оккупации в восточной Австрии были вывезены до 30 тысяч казаков из других фильтрационных лагерей. Судьба выданных советским властям казаков и членов их семей была трагической. Генералы и офицеры, а также часть рядовых были расстреляны, остальных ждали ужасы ГУЛага.

В ходе Ялтинской конференции была принята "Декларация об освобожденной Европе", которая определяла принципы политики стран Антигитлеровской коалиции на освобожденных и оккупированных территориях. Но результат был заранее предопределен. И Советский Союз, и страны Запада (в первую очередь США, Великобритания, Франция) поддерживали своих идеологических союзников. При этом без зазрения совести часто предавали их в угоду геополитической выгоде (как в Польше были преданы члены антикоммунистического подполья из Армии Крайовой, бывшей главной силой сопротивления нацистам в годы войны, и, аналогично, в Греции Сталин "пожертвовал" воинами прокоммунистической армии ЭЛАС). На многие годы Восточная Европа стала "социалистическим лагерем", а страны Западной Европы оказались в сфере влияния США и, в меньшей мере — Великобритании и Франции (эти три государства располагали ядерным вооружением, как СССР).

В целом, Ялтинская конференция глав государств Антигитлеровской коалиции стала яркой страницей профессиональной, виртуозной дипломатической работы во имя сохранения мира. Принятые на ней решения могут и сегодня служить источником творческих поисков для политиков, которые желают овладеть закономерностями и секретами осуществления эффективной внешней политики с пользой для своего государства и мирового сообщества. Но забывать о "человеческом факторе", и это касается, в первую очередь, стран-тяжеловесов, также нельзя.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно