Повенчанные с булавой

Поделиться
Для упоминания о них практически нет места в пространных жизнеописаниях высокопоставленных мужей-гетманов. Однако все эти женщины, пусть даже каждая по-своему, не только вошли в родословную собственных семей и кланов, но и оставили заметный след в истории Украины.

Для упоминания о них практически нет места в пространных жизнеописаниях высокопоставленных мужей-гетманов. Однако все эти женщины, пусть даже каждая по-своему, не только вошли в родословную собственных семей и кланов, но и оставили заметный след в истории Украины.

Две Анны и Елена Прекрасная

В конце 1640-х гг. в Субботове поселилась женщина. Была она молодой и очень красивой, умелой хозяйкой и радушной собеседницей. Звали женщину Мотроной. Поговаривали, что происходила она из обедневшей шляхетской семьи и искала на Чигиринщине лучшую судьбу.

В Субботове Мотря взялась помогать жене казацкого сотника Богдана Хмельницкого Анне Сомко вести хозяйство. Об Анне нам известно сегодня немного: 17-летней девушкой вышла замуж за Богдана и, выполнив свою основную женскую миссию на этой земле - подарив мужу шестерых детей, - безвременно скончалась.

Хмельницкий, по его собственным словам, оказался "в сиротстве и тяжелой беде". "Очевидно, именно тогда молодая красивая шляхтянка Мотрона и утешила его душевную тоску", - пишет доктор исторических наук Виктор Горобец.

Тогдашние летописцы отмечали магнетическую красоту пани Мотроны. И, по мнению исследователей, именно это вызвало зависть доверенного лица польского магната Даниэля Чаплинского. В Летописи Григория Грабянки сказано, что Чаплинский в отсутствие Богдана захватил хутор в Субботове, а его подругу Мотрону принудил к браку. Самого Хмельницкого бросили в темницу – якобы за подготовку казацкого бунта.

Летопись Самийла Величко утверждает, что именно благодаря усилиям пани Чаплинской Богдана выпустили из тюрьмы, и полюбовники, в конце концов, смогли пожениться. Впрочем, историк Виктор Горобец пишет, что для того, чтобы вернуть свою Елену (крещеное имя Мотроны), гетман Богдан Хмельницкий поднял казацкое восстание и "уже осенью 1648 года не только освободил большую часть Украины от польского господства, но и довольно быстро вернул себе так грубо отобранную у него любовь".

Как бы там ни было, но в конце декабря 1648 г. патриарх Паисий обвенчал молодых, правда, несколько "экзотическим" способом. Дело в том, что Хмельницкий был в Киеве, а его Мотря - в Чигирине. Но, "поощряя Хмельницкого к делу защиты православия, владыка отослал отпущение грехов пани Мотроне (даже без ее исповеди)" и обвенчал молодых.

Однако, счастливо прожить до самой смерти Хмельницким не было суждено. В мае 1651 г., когда Богдан был в походе, его жену казнил сын гетмана Тимош (Тимофей).

Что касается обстоятельств, приведших к этой трагической развязке, мнения историков и современников гетмана расходятся. Михаил Грушевский, например, указывает, что Хмельницкий, узнав перед битвой при Берестечко о похищении из казны бочонка золотых, поручил Тимошу расследовать преступление, и ниточка якобы привела к мачехе Мотроне и управляющему казной. Или к часовщику, или же к ключнику гетмана...

Но чаще всего мотивом казни называют связь и возможный адюльтер гетманши с бывшим мужем. "Информация, поступавшая из казацкого лагеря, указывала на то, что причиной казни Мотроны стало перехваченное письмо Даниэля Чаплинского, в котором содержалась инструкция, где можно спрятать похищенные у Хмеля сокровища, а его самого отравить", - пишет Виктор Горобец. По его словам, причина трагедии заключалась не столько в неподтвержденном факте супружеской неверности Мотроны, сколько в наличии разветвленной шпионской сети в окружении Хмельницкого, в которую была вовлечена и она.

"Очевидно, что романтическая история о "Елене Прекрасной", из-за которой разгорелась кровавая война между Украиной и Речью Посполитой, также нуждалась в романтическом завершении. А что может быть романтичнее, чем новая любовь, пусть даже и аморальная", - делает вывод Виктор Горобец.

Закрыть же глаза славному Богдану в его смертный час суждено было третьей жене гетмана. Анна Золотаренко стала верной советчицей и распорядительницей гетманских сокровищ, пережила своего мужа на 14 лет и закончила жизнь монахиней Анастасией в Киево-Печерском монастыре.

Еще одна из рода Хмельницких Ефросиния, а по-домашнему - Прися, девушка веселого нрава, привлекательная, острая на язык, любительница развлечений и приключений, жила себе на радость у отца Павла Яненко-Хмельницкого, племянника самого гетмана Богдана, и была вполне удовлетворена жизнью. Тем более что ухаживал за ней степенный, хотя и не очень породистый, парень Иван. И Прися мечтала, что будет вести ее по жизни данное при крещении второе имя - Любовь, и до смерти будет она за Иваном, с ним и деток растить…

Но судьба распорядилась по-иному. Не посмела Прися ослушаться отца, настоявшем на выгодном браке с вдовцом-гетманом Петром Дорошенко - и она вынуждена была идти хозяйкой в Чигирин. "Для семей этот союз был делом престижа: к нему стремились и Дорошенки, поскольку им лестно было иметь в семье родственницу самого Хмельницкого, и Яненки, которые таким образом породнились с гетманом", - объясняет причины неравного брака кандидат исторических наук Любовь Заболотная.

Петр Дорошенко не мог налюбоваться молодой женой, исполнял любую ее прихоть, даже закрывал глаза на неравнодушие Приси к "зеленому змею". Сама же гетманша счастливой себя не чувствовала: то ли не могла забыть своего Ивана, то ли давили на нее стены Чигиринского замка, где страшной смертью погибла ее предшественница Мотрона Хмельницкая, обвиненная в краже и супружеской измене.

Нам неизвестно, что думала Прися-Люба о Мотроне, но вскоре после бракосочетания она начала вести себя так же, как, поговаривали, поступала жена Хмельницкого. "Можем утверждать о ее (Любы. - Е.Г.) неверности, учитывая, что Петр Дорошенко согласно старинному обычаю неоднократно "накрывал ее черным платьем", но всегда прощал молодой жене семейные грехи. Очевидно, он все-таки очень ее любил", - пишет доктор исторических наук Тарас Чухлиб.

Впрочем, терпение у гетмана кончилось, когда в 1668 г. во время битв за объединение Украины ему сообщили об очередной измене Приси. "Была ли это правда, или, может, провокация враждебных Украине и гетману соседей, да и собственной завистливой старшины, не знаем. Огорченный этим гетман передал руководство боевыми операциями Демьяну Многогришному, который ради гетманской булавы подписал соглашение с Москвой. Так Украина была разделена на две части, а отъезд Дорошенко с полей битв привел к тому, что оба гетмана оказались в ссылке в Московии", - констатирует историк Александр Овруцкий-Швабе. "Измена Приси стоила Украине многих лет ожесточенной войны, насильственного переселения людей с одного берега Днепра на другой, хозяйничания турецко-татарских и московских войск и времен, вошедших в историю под названием Великой Руины. И первой причиной этой Руины было малодушие гетманши, женщины, разбалованной удобствами, и которая даже наверху властной пирамиды оставалась обыкновенной женщиной", - категорически утверждает он.

Существует версия - ее поддерживает, в частности, Любовь Заболотная, - что неверную Присю от гнева обманутого гетмана спас монастырь, где ее, угрожая постригом, спрятала мать Дорошенко. "Когда гетман остыл, родственники уговорили простить жену. И Прися вскоре вернулась. Но характер свой не изменила, поскольку сплетники приписывали ей и пьянство, и сердечные дела. Дорошенко же, хотя и называл в письмах жену "малоумной", на сплетни не обращал внимания, поскольку, наверное, страстно любил свою Присю", - говорит историк.

Тарас Чухлиб приводит еще одно доказательство этой странной любви. Петр Дорошенко, пишет он, оказавшись после отречения от булавы в "почетной ссылке" в Москве, всячески добивался освобождения жены, которая, по приказу нового гетмана Ивана Самойловича, находилась в положении заложницы в Соснице на Черниговщине. Дорошенко на протяжении нескольких месяцев писал письма и царю Алексею Михайловичу, и гетману в Батурин. И только в конце июля 1677 г. супруги наконец воссоединились - Прися прибыла в Москву "вместе со всем своим скарбом, провожатыми и служанкой".

Ефросиния-Любовь скончалась примерно в 1685 году. Прав А.Овруцкий-Швабе: была она, прежде всего женщиной, оказавшейся по воле рока на высочайшей ступени власти порой жестокого мужского мира. И выживала в нем, как могла. А были ли за ней грехи - судить не нам. Перед высшим Судьей Прися уже за все ответила…

Иван носит плахту, а Настя - булаву

Историки называют Анастасию Скоропадскую едва ли не самой влиятельной женщиной своего времени, народ же окрестил ее просто и метко - Настя-гетманиха. Родилась в зажиточной семье Марковичей, звезд с неба не хватала, некоторые исследователи даже утверждают, что была Настя неграмотной.

Первый брак Анастасии с генеральным бунчужным Голубенко оказался непродолжительным - муж умер вскоре после рождения дочери. В 1700 г. Настя вышла замуж за Ивана Скоропадского и в 1709 г. стала "первой женщиной державы".

Настя очень отличалась от своих предшественниц и преемниц на этом "троне". Роль молчаливой домашней женщины не устраивала - ее манил простор. Энергичная, умная, своенравная, на 25 лет младше мужа, Настя оказывала на него сильное влияние. "Скоропадская была личностью практичной и дома руководила всем. Из этого родилась известная поговорка о плахте и булаве. И действительно, она настраивала старого гетмана, чтобы тот больше заботился о выгоде, а не занимался военными делами", - пишет А.Овруцкий-Швабе.

Нехарактерное для жен казаков поведение Насти привлекало внимание, как старшин, так и российских сановников. На организованные гетманшей приемы приезжали знатные гости из Москвы и Санкт-Петербурга, привозили ценные подарки - часы, ткани…

Настя охотно обсуждала с гостями планы сотрудничества в "собирании земель" и неоднократно наведывалась в Россию, чего другие гетманши без мужа себе не позволяли. Историк Даниил Мордовцев даже считал, что именно через Анастасию, которая активно вмешивалась в государственные дела, Петр I и руководил украинскими делами. "Скоропадская осуществила моральное и политическое объединение Великой и Малой России, понимая после поражения Ивана Мазепы губительность ориентации на Запад", - писал он.

Человек набожный, Анастасия основала Гамалиевский женский монастырь, подарив ему отцовский наследственный хутор Дубочаевский и несколько поселков. "Строя обитель, гетманша планировала "благочестивого жития инокинь, сколько возможно будет, населить". Для этого избрали Харлампиеву пустошь примерно в 30 верстах от Глухова. Вокруг этого места Анастасия заранее "своей собственной суммой купила" несколько мельниц и угодий, а на право владения всем этим муж выдал ей 1 декабря 1713 года свой универсал", - свидетельствует доктор исторических наук Александр Гуржий.

После кончины Ивана Скоропадского в 1722 г. Анастасия утратила свой официальный статус, однако до самой смерти сохраняла титул "светлейшей пани гетмановой". В ее руках оставались значительные властные рычаги, она не повиновалась новоизбранному гетману Даниилу Апостолу, надежно опираясь на поддержку многих покровителей. До последних ее дней в Глухов наведывались князья, княгини, члены правительства из России и местные старшины.

В завещании, составленном за два дня до кончины, Анастасия Скоропадская вспоминает о муже, которого страстно любила, и просит, чтобы после ее смерти между родственниками не было "мятежей", "распрей", "истязаний". Ее прах - в Гамалиевском монастыре, рядом с могилой гетмана Ивана Скоропадского.

Украинские Филемон и Бавкида

Они были созданы друг для друга, как луна и звезды, как воздух и пламя. Их большая любовь стала легендой при жизни, а после кончины эта слава ширилась еще больше. Елена и Иван Выговские прошли через испытание успехами и страданиями, триумфом и лихолетьем, и каждую минуту думали друг о друге, и никогда не расставались...

"С первого дня знакомства канцлера казацкой державы Ивана Выговского, Елена Стеткевич - то ли дочь, то ли племянница воеводы литовско-украинского рода - была для него единственной на всю жизнь. И пани Елена сразу поставила его перед собой на пьедестал", - свидетельствует Иван Огиенко.

Вельможная родня Стеткевичей была против брака Елены "с простым казаком", поэтому романтически настроенный Выговский похитил девушку и тайно обвенчался с ней в Киеве.

Эта пара служила классическим примером истинности поговорки о голове и шее. Елена никогда прямо не вмешивалась в государственные дела, и, тем не менее, ни одного решения муж без нее не принимал. "Избранный, вскоре после венчания, временным гетманом до совершеннолетия гетманича Юрия Хмельницкого, Иван Выговский - под влиянием жены-аристократки - все сделал, чтобы на казацкой раде избрали его полноправным гетманом, что на Чигиринской раде в октябре 1657 года и произошло", - пишет А.Овруцкий-Швабе.

В Субботове новая хозяйка сразу завела свои порядки, за что и получала много нареканий. "Выговским, людям высокообразованным, особенно жене, противны были частые пьяные банкеты казацкой старшины на гетманском дворе времен Богдана. Потому, став гетманшей, Елена Выговская банкеты запретила. Это было сделано, с целью поднять престиж гетманской власти, однако привело значительную часть старшин во враждебный Выговским лагерь, якобы из-за насаждения "господских" порядков", - говорит историк.

После того, как Иван Выговский сложил булаву, Елена покорно делила с ним "и долю и недолю", а сам бывший гетман до последних дней заботился о жене и маленьком сыне Остапе.

27 февраля 1664 г. Ивана Выговского расстреляли поляки и казаки Павла Тетери (которому он проиграл борьбу за булаву) под Новгородом-Северским. "Жена Выговского, узнав о его гибели, тяжело заболела. Но, опасаясь беды и себе, больная, скрывалась по лесам. С большим трудом нашла тело своего мужа и похоронила его в ските Руды Гниздичевской, а через три месяца умерла, завещав похоронить ее рядом с мужем", - пишет историк Елена Апанович.

"Не в силах прожить без тебя, светлейший господин мой - солнце, ни дня одного, ни ночи одной. За тебя тревожно душа моя разрывается", - эти строки, написанные Еленой Выговской своему мужу во время битв и походов, пусть послужат памятником великой и красивой любви.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме