Отрезанный ломоть, или Действительно ли "Правнуки погані"?

Поділитися
Отрезанный ломоть, или Действительно ли "Правнуки погані"?

Отрезанный ломоть,

или Действительно ли "Правнуки погані"?

Владимир ОЛИЙНЫК

В августе прошлого года исполнилось 220 лет с того времени, как первые черноморские казаки во главе с полковником Саввой Белым на лодках причалили к берегам полуострова Тамань. В то же время кошевой атаман Захар Чепига вел конные полки с военными обозами по суходолу, и в конце осени 1792 г. прибыл к границам Кубанских земель. Уже в 1793 г. на берегу Кубани в Карасунском куте был заложен военный город Екатеринодар (сейчас Краснодар) с крепостью, напоминающей Сечь.

В течение года было основано 40 куреней, причем 38 из них сохранили старые запорожские названия. Как свидетельствуют исторические источники, всего на Кубань тогда переселилось 17 тыс. черноморцев (по другим данным - 25 тыс.). Что же побудило их к этому?

3 августа 1775 г. (по юлианскому календарю) Екатерина ІІ своим манифестом приказала расформировать Сечь. Приказ императрицы выполнил генерал П.Текели, сначала захватив казацкую твердыню, а затем и уничтожив ее. Но уже в 1783-м Г.Потемкин сформировал Войс­ко верных запорожцев и Черно­морскую казацкую флотилию (указ Екатерины II от 22 января 1783 г.). Это войско основало кош в урочище Васильевка на Кинбурнской косе, а со временем и в городке Слобозия-Руф. Кошевым атаманом избрали Сидора Белого, военным судьей - Антона Головатого. После гибели в бою кошевого Белого атаманом войска стал Захар Чепига.

Казацкое войско в течение года уже насчитывало 10 тыс. человек. А в Российско-турец­кой войне 1787-1792 гг. принимало участие уже более
12 тыс. казацкого войска. Война с османами непосильным бременем легла на плечи украинского народа. Кроме участия в боевых действиях, тысячи украинцев также привлекали к строительству крепостей и оборонительных линий, силой загоняли в рекруты, что вызывало справедливое недовольство крестьян и казаков.

По условиям Кючук-Кай­нар­джийского (1774) и Ясского (1791) мирных договоров Рос­сийская империя получила значительные территории в Север­ном Причерноморье и При­азовье, а также земли между Южным Бугом и Днестром. В 1783 г. в ее состав вошел Крым. Россия теперь обладала правом свободного торгового судоходства по Черному морю. После аннексии Крымского ханства были также прекращены опус­тошительные набеги на украинские земли татар и турок-­осман. Потребность в казаках на территории Украины пол­ностью отпадала.

В 1784 г. к Российской империи отошла Кубань, которая была стратегически важна, но уязвима от присутствия воинственных черкесов. В июле 1792 г. Екатерина ІІ подписала манифест, согласно которому Черно­мор­скому войску передавались "в вечное владение Фанагорийс­кий полуостров и земли на правой стороне Кубани".

Переселяя казаков на Ку­бань, императрица получала тройную выгоду: во-первых, обеспечивала надежную за­щиту новых южных границ;
во-вторых, создавала условия для русификации казаков; в-третьих, отдаляла их от Украины, ослабляя социальную напряженность в юго-западных губерниях империи. В письме Потемкину 22 февраля 1788 г. она писала: то, что "верные запорожцы преданно служат, это хорошо, но имя запорожцев со временем старайся заменить другим, так как Сечь, уничтоженная манифестом, не оставила после себя в умах приятных воспоминаний...".

Запорожцев официально стали называть Черноморским казацким войском, вошедшим в Кавказское линейное войско. Александр Баратынский в письме к военному министру Дмит­рию Милютину в 1860-х гг. отмечал: "В Черноморском войске, которое состоит из малороссов и сохраняет традиции За­порож­ской Сечи, их обособ­ленность воспринимается от национальности и проявляется в нетерпимости к инородцам, которых казаки недружественно называют москалями. Слия­ние Черноморского войска с Кавказ­ским линейным может действовать против этого, но чтобы это слияние впиталось в сам быт казаков".

Но черноморцы упрямо противостояли попыткам вытравить их историческую память. На новом мес­те они продолжали жить тради­цион­ным, веками устоявшимся бытом, сохраняя родной язык и культуру, придерживаясь мно­говековых обычаев, демократическим путем изби­рая себе старшину и атамана. Вмес­те с нехитрой домашней утварью, взятой из днепровских куреней, черноморцы принесли на Ку­бань украинскую песню. На­родная песня стала одним из средств сохранения украинской на­циональной культуры на Ку­бани. Лю­бительские хоры,
театры, обычаи и обряды и по сей день питают украинские корни, помогают потомкам казаков сохранять свое национальное естество.

По данным переписи 1897 г. "малороссийское население преобладает в Кубанской области. Коренное казацкое население большей частью разговаривает на малороссийском языке". К тому времени украинцы составляли более 60% населения всего края, а на правом берегу Кубани - от 78 до 90%.

Бурное развитие украинизации началось в 20-х годах ХХ в., в период так называемой коренизации. В частности, в 1926 г. в Северокавказском крае насчитывалось более 900 украинских школ, во всех техникумах обязательным предметом было украиноведение. Начался переход на украинский язык преподавания в ведущих ВУЗах Краснодара (педагогическом им. Н.Скрипника, медицинском и сельскохозяйственном). Функ­ционировали Северо­кавказ­ский украинский научно-исследовательский институт (СКУНИИ) и украинская писательская организация. По
постановлению Кубанского окружного исполнительного комитета с 1930 г. для обучения служащих советского аппарата на Кубани было организовано 83 кружка и курсы по изучению украинского языка, которыми было охвачено более 2,5 тыс. человек; выходило 10 украинских газет, пять журналов и альманахов, велись радиопередачи на украинс­ком языке. В Крас­но­даре и Армавире были украинизированы два театра. Издательства "Се­верный Кавказ", "Центриздат", кубанский филиал Государственного издательства Ук­раины (ГИУ) и др. успели выпустить в свет на украинском языке около 800 наименований книг, брошюр, школьных учебников. В 1933 г. планировалось издать еще 400. Их общий тираж достиг нескольких сот тысяч экземпляров (учебники печатались 20-40-тысячными тиражами). Активизировали работу в сфере украинизации населения Кубани детские сады, школы, музеи, библиотеки.

Но наступили печально известные 1930-е годы. Президиум Северокавказского исполнительного комитета 26 декабря 1932 г. издает постановление "Об украинизации", которым национальное возрождение на Кубани было свернуто. Вот несколько пунктов этого постановления (на языке оригинала): "1. Немедленно приостановить дальнейшую украинизацию во всех районах и станицах Се­веро­кавказского края. 2. Пере­вести к 1-му января 1933 года все делопроизводство на русский язык, а также листовки, брошюры, стенгазеты, много­тиражки и пр. литературу, выходящую на украинском языке... 5. Предложить КрайОНО подготовить необходимые мероприятия для перевода к осени 1933 года преподавания во всех школах на русский язык...".

По переписи 17 декабря 1926 г. на Северном Кавказе насчитывалось 3 106 852 украинцев (37,15% общего количества жителей региона). В Таганрог­ском округе - около 71%. Доля украинцев в сельской местнос­ти приближалась к 90%. Пе­репись 1939 г. показала, что за период между переписями количество украинцев на Кубани уменьшилось на 89,2%, в то время как россиян увеличилось на 86,5%. Численность украинцев продолжает уменьшаться и в наши дни. Согласно официальной статистике в Краснодар­ском крае в 1989 г. проживало 200 000 украинцев, в 2002-м - 131 774 (2,57%), а перепись 2010 г. показала, что украинцы составляют только 1,6% (83 746 человек) всего населения Ку­бани. Подчеркнем: даже вследствие массового уничтожения кубанских казаков после Граж­данской войны, потерь украинского населения Кубани во время голодоморов 1932-1933 и 1946-1947 гг., сталинских репрессий, Второй мировой войны, количество ук­раинцев не могло так резко уменьшиться. Уникальная с точки зрения этнокультурных и этнографических процессов ситуация объясняется насильст­венной русификацией. Дело­произ­водство, обучение велось и ведется на русском языке, в то время как украинский стал гонимым.

Русификация украинцев Кубани, целенаправленное затуманивание их национального самосознания продолжается. Сейчас на Кубани не функционирует ни одной украинской школы, не издается на украинском языке литература, какая-либо периодика. Как отметил в интервью профессор Красно­дарского госуниверситета В.Чумаченко, украинский язык на Кубани изучают факультативно только в краевой экспериментальной школе народного искусства при Ку­банском казачьем хоре. В учебных планах этот предмет стыдливо назван "кубанским наречием". "Изучают его только по практическим соображениям, поскольку свыше половины репертуара всех кубанских народных хоровых коллективов составляют украинские народные песни, поэтому будущих исполнителей надо хоть как-то приучать к правильному произношению и научить читать песенные тексты". Радио, телевидение осуществляют вещание исключительно на русском языке.

Начиная с 1930-х гг. и до наших дней национальность подавляющего большинства украинского населения изменена на русскую. Сегодня в Краснодарском крае дети, родившиеся не только от нацио­нально смешанных, а нередко и от национально однородных браков, считают себя русскими. Хотя в их материальной, духовной культуре преобладает украинскость. Рос­сий­ская империя, а затем и советская власть сделала все, чтобы украинцы Кубани забыли, какого они рода и племени. Население Кубани по сей день не определилось с термином "национальность". Если раньше местные украинцы называли себя запорожцами, хохлами, то сегодня - кубанцами или казаками, хотя и сохранили украинскую культуру, язык и традиции.

Несмотря на все неурядицы и попытки разномастных политиков разыграть на Кубани "украинскую карту" в своих интересах, есть надежда, что кубанцы заживут полноценной национально-культурной жизнью. Ведь начиная с 1990-х годов интерес к своим историчес­ким корням среди местных украинцев понемногу растет. Сегодня в Краснодарском крае действуют несколько национально-культурных обществ, в частности Общество украинцев Кубани, Краснодарская краевая общественная организация "Содружество Кубань-Ук­раи­на", Кубанское отделение Науч­ного общества им. Т.Г.Шев­чен­ко и др. Укрепляются научные,
этнокультурные связи между украинцами как на общест­венном, так и на государственном уровнях.

Захар Чепига (1725-1797) - кошевой атаман Черноморского казацкого войска. Полотно, масло. Первая половина XIX в.

Казаки 1-го Полтавского кошевого атамана Сидора Белого полка. Фото начала 1900-х гг.

Поділитися
Помітили помилку?

Будь ласка, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter або Надіслати помилку

Додати коментар
Всього коментарів: 0
Текст містить неприпустимі символи
Залишилось символів: 2000
Будь ласка, виберіть один або кілька пунктів (до 3 шт.), які на Вашу думку визначає цей коментар.
Будь ласка, виберіть один або більше пунктів
Нецензурна лексика, лайка Флуд Порушення дійсного законодвства України Образа учасників дискусії Реклама Розпалювання ворожнечі Ознаки троллінгу й провокації Інша причина Відміна Надіслати скаргу ОК
Залишайтесь в курсі останніх подій!
Підписуйтесь на наш канал у Telegram
Стежити у Телеграмі