Киевское чиновничество: теперь и прежде

Поделиться
Если верить ученым, общество развивается по спирали. Все происходящее сейчас уже где-то и когда-то было. Генрих Гейне метко заметил, что поступки человека - это одежда его души. Образно говоря, чиновники во все времена носят одинаковую личину. Ведь идут века, а желания и аппетиты сильных мира сего не меняются.

Если верить ученым, общество развивается по спирали. Все происходящее сейчас уже где-то и когда-то было. Генрих Гейне метко заметил, что поступки человека - это одежда его души. Образно говоря, чиновники во все времена носят одинаковую личину. Ведь идут века, а желания и аппетиты сильных мира сего не меняются.

21 августа 1881 г. газета "Киевлянинъ" писала: "Недостатки нашего городского хозяйства стали в последнее время обращать на себя все большее и большее внимание и общества, и печати. Широкое право самоуправления в области чисто хозяйственных дел, предоставленным городовым положением 16 июня 1870 г., понимается многими городскими общественными управлениями крайне своеобразно и еще своеобразнее применяется на деле. Быстрое и в больших размерах отчуждение в частную собственность городских имуществ, неправильная и убыточная эксплуатация... часто фактическая бесконтрольность городского хозяйства - все это факты, которые дают нашим алармистам право... утверждать, что наши города... не доросли еще до той степени общественного развития, на которой они с пользою для дела могли бы пользоваться благами, предоставленными им городовым положением".

Особенно поражает в этой пространной цитате бессмертная и такая знакомая всем киевлянам, да и не только им, фраза "в больших размерах отчуждение в частную собственность городских имуществ"…

Эра проходимцев

Накануне выборов в местные советы представители одной из оппозиционных сил среди прочего спросили: "Кто был лучшим мэром Киева - Попов или Кличко?" Что тут ответить, ведь, говоря нормативно, что хрен, что горчица - небольшая разница.

Киевское самоуправление при Александре Попове не критиковал разве что ленивый. Этот чиновник запомнился киевлянам прежде всего кровавым Майданом. На фоне этих трагических событий как-то отошли на второй план снежный коллапс, "каштановый" скандал, захват Гостинного двора...

Прикрываясь коллективным решением Киеврады, действиями "папередников", чиновники времен Попова налево и направо дерибанили городскую недвижимость и землю, раздавали разрешения на строительство небоскребов в исторической части города...

Вспомним уже историческое событие (в понимании времени, а не юриспруденции) - Евро-2012.
О расточительстве, откатах, бесхозяйственности во время подготовки к чемпионату писано-переписано. Впрочем, киевляне еще до сих пор вынуждены преодолевать последствия нелепых действий коммунальщиков.

Приведу лишь один пример. Удивлению киевлян не было предела, когда в начале июня 2012 г. некоторые СМИ сообщили, что на улице Антоновича поставили новые фонари на новых опорах. Действительно, новые опоры установили, но не подсоединили к электричеству, так что старые фонари служили еще в течение года. И только накануне приезда московского патриарха Кирилла (в июле 2013 г.) аврально подсоединили новые фонари. Впрочем, старые опоры демонтировали лишь частично. Так и стоят до сих пор косо и криво, выставленные то ли на глаз, то ли с похмелья, на разбитых тротуарах (читатель может убедиться) немые памятники убогому чиновничеству - старые и новые столбы. Собственно, подобные "столбы" есть едва ли не на каждой столичной улице.

А чем же запомнился киевлянам преемник Александра Попова – "положительное явление нашей столицы" Виталий Кличко? Прежде всего борьбой с уличной торговлей и демонтажем киосков, отсутствием в домах горячей воды, повышением вдвое стоимости проезда в транспорте, заоблачными ценами на товары и коммунальные услуги и т.п.

А еще Кличко - безнадежный фантазер. То собирается преодолеть заторы на дорогах, пустив под топор свыше 200 деревьев на Парковой дороге. То планирует отказаться от жетонов в метро, что увеличило бы и так немалую стоимость проезда (если смотреть на украинские зарплаты). То начинает создавать "интерактивный" парк отдыха, охладев к проекту на полпути… Но вершиной прожектов мэра стала закупка гигантского колеса обозрения, которое планируется установить в Центральном парке после реконструкции парковой зоны от Почтовой площади до стадиона "Динамо". У киевлян, очевидно, уже все есть, не хватает только самого большого в Европе чертова колеса - такого, "как в Париже на площади Согласия".

Уважаемые городские руководители, вы опоздали по меньшей мере на 130 лет! Этот парк, а заодно и Труханов остров, на который Кличко также положил глаз, уже довольно давно, можно сказать в доисторические времена, собирались "реконструировать". И автором грандиозного проекта "перенесения Царского сада на Труханов остров" был потомственный киевский дворянин, военный инженер Михаил Фабрициус.

Киевский мечтатель

Родился Михаил Платонович Фабрициус в 1847 г. в Киеве в небогатой помещичьей семье, которая владела в Киевском уезде - вместе с Параскевой Фабрициус и Марией Зубовой - небольшим селом Рудня Толокунская (сейчас оно под водой Киевского моря) на 141 душу. Отец получил чин майора и уволился из армии.

По окончании Николаевской военно-инженерной академии М.Фабрициус служил бау-адъютантом московского Кремля, где построил несколько сооружений. В 1883 г. разработал и воплотил в жизнь проект иллюминации и электрического освещения Кремля. Написал книгу "Кремль в Москве, очерки и картины прошлого и настоящего". В Москве какое-то время издавал газету "Техник".

В конце 1884 г. М.Фабрициуса переводят на службу в Киевское окружное инженерное управление на должность штаб-офицера по особым поручениям.

В городе на Днепре 37-летний офицер проявил себя прежде всего как оригинальный архитектор, построив по собственному проекту особняк в псевдомавританском стиле на Институтской улице, 16 (сейчас приблизительно на этом месте расположена гостиница "Украина", а до подрыва энкаведистами 24–
27 сентября 1941-го Крещатика и ближайших улиц совсем рядом высился знаменитый 12-этажный "небоскреб Гинзбурга"). Позже Фабрициус расширяет свою усадьбу, приобретя соседнюю - №18 на Институтской, где возводит четырехэтажный доходный дом. В 1899 г. он продаст его инженеру и предпринимателю Льву Гинзбургу.

В 1886 г. М.Фабрициус покупает большую усадьбу на Думской (Крещатицкой) площади. Совсем рядом сейчас расположен Главпочтамт столицы Украины. Здание также сгорело в сентябре 1941-го, когда большевики взорвали центральную часть города.

По проекту уже инженер-полковника Фабрициуса на Нижнем Валу, 49 построили роддом (приют) для бедных. Этот особняк и сейчас является украшением исторического Подола.

Кроме того, киевляне знали М.Фабрициуса как автора многих оригинальных, подчас слишком смелых, проектов перестройки городского хозяйства и архитектурно-ландшафтного планирования города. В частности, когда в феврале 1892 г. по Крещатику пошел первый паровой трамвай, Фабрициус предложил свою усадьбу под станцию для очистки паровиков от сажи и загрузки их топливом и водой. Фактически на Думской площади планировалось обустроить трамвайный парк. Хотя Фабрициус был гласным (депутатом) и имел довольно влиятельное лобби в городском парламенте, дума, однако, не дала согласия на "возведение в центре Киева складов угля и сажи".

Фабрициус первым в Киеве заговорил об артезианском водоснабжении (сейчас всем известные бюветы), о чем подал в городскую думу соответствующую записку. Был одним из основателей городского яхт-клуба, разработал и внедрил в Киеве новый тип крытой подводы для вывоза с усадьб мещан мусора.

Как гласный и представитель выдающегося военного инженера и предпринимателя Аманда Струве (подробнее см.: "Человек, который "возвел себе вековечный памятник". Но был благополучно забыт киевлянами". - ZN.UA от 27.05.2005 г.) отстаивал в думе проекты конной железной дороги и первой городской канализации.

Когда в киевской думе в 1888 г. встал вопрос об открытии крытого рынка, Фабрициус опять предложил под это сооружение собственную усадьбу на Думской площади. Впрочем, из-за интриг конкурентов - владельцев соседних магазинов, проект отклонили: "Городская управа выступает против устройства крытого рынка в усадьбе М.П. Фабрициуса, усматривая, что скученность сооружений и множество легковоспламеняющихся материалов… представляют угрозу в пожарном отношении. Кроме того, городская управа считает это предприятие невыгодным для себя финансово". Первый крытый рынок в Киеве построят лишь в 1912 г. на Бессарабской площади по проекту польского архитектора Генрика Юлиана Гая, за средства известного сахарозаводчика и мецената Лазаря Бродского.

Вершиной изобретательности М.Фабрициуса стал проект "Перенос Царского сада на Труханов остров", вызвавший среди горожан множество разнообразнейших суждений и надолго ставший темой для полемики.

Согласно проекту, планировалось срыть часть Царского сада (более 150 тыс. кв. м), ограниченную Крещатиком, Днепром, современными Владимирским спуском и Петровской аллеей, которая "не приносила городу никакой прибыли". В пояснительной записке к проекту Фабрициус отмечает: "У самого Крещатика лежит городской сад, половина которого примыкает к Купеческому клубу и представляет собою совершенно ненужную городу местность, требующую, однако, ежегодных от города расходов на надзор и от правительства затрат на исправление откосов ее по Днепру… И все таки горы ползут, обваливаются и засыпают Набережное шоссе".

Срытую землю (2 млн 217 тыс. куб. м, или, как подсчитал Фабрициус, 225 млн телег земли!) с помощью канатной дороги и паромов (автор назвал их "самолетами") летом, а зимой - конной железной дорогой по льду должны были переправить на Труханов остров, страдавший от весенних наводнений. Подняв уровень острова приблизительно на четыре метра, Фабрициус планировал соорудить развлекательно-торговый комплекс по американскому образцу, а на освободившейся территории нагорного Киева проложить Днепровский бульвар, построив на нем доходные дома.

Фабрициус далее пишет: "По снятии горы образуется свободная площадь с правым спланированным откосом к реке… По краю откоса пройдет Днепровский бульвар, который будет служить местом прогулки для обывателей… здесь могут быть устроены кафе-рестораны, играть музыка, и отсюда же будет устроен спуск к реке пешеходный и вагонетками для пассажиров к купальням и к паровому парому на ту сторону реки. От Днепровского бульвара до Александровской улицы… пройдет улица Царская; параллельно бульвару – еще одна улица и перпендикулярно к ним, служа продолжением Крещатика и соединением его с р. Днепром – третья улица… Все пространство между этими улицами… будет разбито на усадебные участки для застройки домами…

Заречной части города я предлагаю дать планировку лучеобразно-расходящихся улиц… так как прилив и отлив жителей ее будет производиться через реку от пристани, устроенной у центра расходящихся улиц заречья. Сухопутное же сообщение… может быть устроено через Цепной мост и новый мостик из Слободки (сейчас – Гидропарк. – В.О.) на остров… Заречье, кроме набережной, разрезается Кольцевой улицей. Пространства между этими улицами ближе к реке займут дачи… а дальние части, прилегающие к великолепной гавани… склады, фабрики, заводы и мастерские. Это дело можно выполнить меньше чем за три года… работая и ночью при электрическом освещении, затраты на что окупятся сторицей".

Расходы на реализацию замысла Фабрициус оценил в 870 тыс. рублей, не привлекая ни одной казенной копейки: "Для исполнения этого нужно только предложить желающим купить будущие участки на выбор… по уменьшенным ценам… Многие воспользуются правом выбора и дешевой ценой земли… а остальные участки рано или поздно за более высокою цену будут проданы". Сейчас трудно сказать, к счастью или на беду киевлян, но дума проект отклонила: дескать, "проект Фабрициуса хоть и грандиозен по замыслу, однако вряд ли осуществим".

Рассказывая о Фабрициусе-изобретателе, нужно также вспомнить, что он интересовался историей, был заядлым коллекционером живописи (в его собрании были картины Веласкеса, Тенирса-младшего, Караваджо, Боровиковского, Венецианова, Верещагина), он владел огромным собранием ювелирных изделий и нефритов, был членом Императорского общества поощрения художеств. О популярности художественной коллекции Фабрициуса свидетельствует тот факт, что в 1906 г. вышел из печати каталог его картинной галереи.

Не найдя поддержки своим идеям, киевский мечтатель в 1899 г. переехал в Санкт-Петербург, где также был избран гласным местной думы. Но там он был более известен не как инженер или архитектор, а, прежде всего, как коллекционер и меценат.

Через одиннадцать лет, уже после отставки в чине генерал-майора, М.Фабрициус вместе с семьей вернулся в Киев. Умер Михаил Фабрициус в 1915 г., похоронен на Аскольдовой могиле.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме