Церковь-воин

6 февраля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 6 февраля-13 февраля

Чтобы познать родной край, нужно иногда хотя бы на час остановиться в каждом придорожном населенном пункте. А в Сутковцы стоит приехать и издалека — специально. Ведь Свято-Покровская церковь в этом селе — едва ли не единственная в своем роде в мире. Это один из самых старых в Украине оборонных храмов и, как утверждает Википедия, единственный средневековый оборонный храм тетраконхового типа.  

 

Чтобы познать родной край, нужно иногда хотя бы на час остановиться в каждом придорожном населенном пункте. А в Сутковцы стоит приехать и издалека — специально. Ведь Свято-Покровская церковь в этом селе — едва ли не единственная в своем роде в мире. Это один из самых старых в Украине оборонных храмов и, как утверждает Википедия, единственный средневековый оборонный храм тетраконхового типа. Это церковь-донжон, то есть храм и хорошо укрепленная оборонная башня одновременно. Похожий донжон есть только во французском Этампе — но это бог знает где и, конечно же, все равно не то. Хотя, кстати, буквально рядом с Сутковцами, в селе Шаровка, тоже есть Покровская церковь — еще старее Сутковецкой (датируется 1430 г.) и тоже оборонного типа. Но ее еще при сооружении пристроили к дозорной башне, которую превратили в колокольню. А церковь в Сутковцах и задумана была как два в одном: и для молитвы, и для защиты христиан. 

…Пришлось проехать почти все село, пока добрались до церкви. Она стоит на горе, чистая, белая, с толстенными — метра в два! — стенами, которые дышат вековой сыростью. Эти стены сложены из мелкого камня, залитого специальным известняковым раствором — такая масса за несколько веков стала почти монолитом.

Свято-Покровский храм — уникальный памятник средневековой культово-военной архитектуры ХV—ХVІ вв. Построен в 1476 г. рядом с небольшим замком, от которого уцелела лишь одна башня. А в ХV в. это был оборонный комплекс, соединенный подземным ходом, который, по легенде, вел аж до старинного Каменца. Впрочем, все легенды на Подолье рассказывают о разветвленной системе древних подземных ходов, которые якобы вели до Каменца, хотя никто этого не доказал и не проверил, потому что ходы из древних крепостей разрушены и засыпаны. Но никто ведь и не опроверг эти романтические гипотезы, которые могли бы вдохновить не на один фильм, роман и добрый десяток туристических маршрутов...

А в Сутковцах таки должны были иметься тайные ходы на случай опасности — ведь опасность в ХV в. здесь подстерегала всюду. Ведь рядом пролегал Кучманский шлях, которым татары каждый раз прорывались на Подолье и Червоную Русь — за ясыром. Впрочем, даже если эти легенды просто выдумка, здесь все равно есть на что посмотреть и чему подивиться. 

Исследователи считают очень удачным выбор местности для храма, ее рельеф — материковая часть склона над рекой Ушицей. Молитвенно-оборонная цитадель господствовала над всей округой. Из башен храма, расположенного на высоте 200 метров от уровня подошвы горы Сутков, хорошо просматривалась вся долина, а значит, можно было успешно отражать вражеские нашествия татарских орд. Возможно, храм был убежищем для местного люда в период господства турок на Подолье в 1672—1699 гг.

Известный краевед, исследователь истории Подолья протоиерей Ефим Сицинский (1859—1937) так описывает Сутковецкую церковь-крепость: "План этой церкви — равнораменный крест с закруглениями на четырех концах. На трех концах крестового плана стоят три каменные абсиды, имеющие внешний вид замковых башен с амбразурами и бойницами. На четвертом конце крестового плана стоит колокольня — снизу каменная, а сверху — деревянная, с двумя этажами украинского типа. Весь дом имеет два этажа: в нижнем этаже помещается собственно церковь, а верхний этаж предназначался для обороны". 

Помещения первого этажа церкви с круглыми крепостными окнами и амбразурами перекрыты сложной системой сводов с готическими нервюрами. Интерьер церкви скромный и уютный. Здесь сохранились фресковые росписи ХVІ в. Во время ремонта храма в ХVІ в. порталы дверных проемов украсили белокаменной резьбой в стиле ренессанс. Верхний этаж, предназначенный для размещения стрелков, имеет целую систему бойниц-амбразур. На обоих этажах устроено около 20 бойниц. Завершаются стены поясом машикулов с четырьмя миниатюрными башенками на одного стрельца, расположенными по углам. Исследователи подсчитали, что в церкви было 95 боевых точек! 

Внутренняя конструкция строения, распределение и давление его массы на основу, перераспределение давления на другие компоненты, принцип построения сводов, пространство и схема перекрытия демонстрируют сложные замыслы строительной готики. Несмотря на небольшой размер, сооружение очень удачно вписано в ландшафт: продумана каждая деталь его специфической архитектуры! И потому церковь-крепость производит впечатление неприступной твердыни, символизирует мощь и незыблемость христианских традиций.

Конечно, позднейшие перестройки, реконструкции, реставрации и ремонты портили этот удивительный памятник украинского оборонного зодчества. Двадцатый век вообще прошелся по ней беспощадно. В 1903 г. архитектурный шедевр "русифицировали", изменив купола по русскому образцу. В 1990-х гг. "осовременили", оштукатурив цементом старинные фрески и архитектурные детали. Так что в 2007—2009 гг. пришлось хорошо поработать, возвращая церкви ее подлинный вид. 

Разумеется, воссоздать все в первозданном виде трудно. Но хотя бы попробовать можно. По старым образцам мастера из соседнего села Глушковцы Олег и Сергей Слободяны изготовили новый иконостас. Киевские художники расписали его, воссоздав разрушенные фрески и мозаику сводов и настенных частей церкви. 

С конца 1980-х гг. в церкви правят службу. А до того, при советской власти, это культовое сооружение в течение 40 лет было закрыто — впрочем, как и до войны. Хорошо, что в те атеистические времена его хотя бы внесли в реестр архитектурно-исторических памятников. Это — одно из украшений всех учебников по истории архитектуры. Однако безбожники довели храм до такого состояния, что несколько лет назад, когда внимательная к национальному культурному наследию "помаранчевая" власть выделила средства на реставрацию старинной святыни, оттуда вывезли 120 (!) грузовиков мусора. Так что, конечно, не до туристов было...

Зато теперь путешественники в селе не редкость. Да и верующие с радостью приходят в нарядную, аж светящуюся, церковь. На Пасху здесь традиционно святят куличи. И даже в безветренную ночь пламя свечей дрожит и гаснет, будто от дыхания тысяч людей. Говорят, что они действительно стоят вокруг церкви — в кожухах, епанчах, наметках — те, кто когда-то здесь жил, трудился, любил, воевал и погибал за родную землю: это их останки во время перестроек храма находили в его глубоких подвалах. И, наверное, так и есть, ведь, как поется в пасхальном тропаре, в пасхальную ночь "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть попрал и тем, кто в гробах, жизнь даровал".

Вот только увидеть их может лишь чистый сердцем. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно