СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНА: СТРАХ ИЛИ НАДЕЖДА

Поделиться
О страховой медицине в Украине заговорили восемь-девять лет назад, в канун апокалипсиса советской власти...

О страховой медицине в Украине заговорили восемь-девять лет назад, в канун апокалипсиса советской власти. Организаторы здравоохранения понимали, что при развале Союза вряд ли здравоохранение сможет рассчитывать, как прежде, на бюджетное финансирование, которое и в лучшие времена было не особо щедрым. Вопрос, как получить дополнительные средства к государственным, не представлялся сложным. Страховая медицина. Появившаяся 100 лет назад в Германии, а затем с небольшими интервалами в США, Франции, Финляндии, Японии, Канаде, она способствовала не только прекрасной технической оснащенности медицинских учреждений, но главное - социальной защищенности всех слоев населения. Неудивительно, так как страховая медицина включает обязательное и добровольное страхование граждан. Таким образом, средства на тамошнее здравоохранение поступают сразу из нескольких источников: государственного бюджета, средств предприятий и частных лиц.

Идея страховой медицины нашла отклик и в странах СНГ. В 1992 году обязательное страхование было введено в Эстонии, а с 1 января 1993 года - в России. Благодаря закону об обязательном медицинском страховании сегодня российские учреждения здравоохранения получают дополнительно к бюджету 30% финансирования.

В Украине закон об обязательном медицинском страховании так до сих пор и не принят. Хотя недостатка в проектах закона (четыре!) не было. Процесс реформирования здравоохранения по непонятной причине тормозился наверху в те времена, когда все предприятия плохо ли, хорошо, но работали, и дополнительный налог на медицинское страхование, по расчетам экономистов, предполагался не более 3-5%. (В России сейчас 3,6%). Сегодня 3-5% явно недостаточно. Экономисты из Минздрава называют цифру - 13%. Прибавьте эти проценты к себестоимости продукции еще работающих немногочисленных промышленных предприятий и задайте себе вопрос: что дальше? Грустный ответ напрашивается сам собой. Тем не менее, делать что-то надо и притом как можно скорей. Конституционное традиционно бесплатное здравоохранение Украины загнало 80-90% граждан, исключая богатых, в безысходный тупик. Над множеством житейских страхов доминирует страх серьезно заболеть. В больницах не хватает медикаментов, инструментария, перевязочного материала, постельного белья - все это больной при госпитализации вынужден приносить с собой. И еще он вынужден (правда, неофициально!) платить всему медицинскому синклиту - от мала до велика - за лечение. Кто может - платит, а кто нет?.. Конечно, лечат и их. Однако уверенности, что для такого больного делается все возможное, нет ни у него, ни у его родных. Но во всем ли виноваты врачи? Медицина одета в рубище. Одна из самых важных отраслей народного хозяйства, по сути ее фундамент, в коматозном состоянии. Бюджетное финансирование здравоохранения в 1996 году на одного жителя составляло 20 долларов в год, а то и меньше.

Как выход специалисты предлагают вновь вернуться к возможности введения страховой медицины. Буквально в последние декабрьские дни 1996 года в Верховную Раду было подано несколько проектов закона о медицинском страховании. К сожалению, ни один из них, на мой взгляд, не в состоянии обеспечить всем слоям населения, независимо от их материального положения, должное медицинское обслуживание. Так, в проекте закона профсоюза предпринимателей Украины учитываются лишь интересы работающих (и членов их семей) на негосударственных предприятиях. Главное впечатление, что проект готовили работники налоговой инспекции. Проект группы страховых компаний Днепропетровска, в разработке которого участвовали медики и юристы при всех своих положительных моментах имеет один серьезный недостаток. Проект учитывает, в основном, интересы страховых компаний, в нем ничего не говорится о государственных гарантиях гражданам по медицинскому страхованию. Проект закона «О медицинском страховании», представленный на рассмотрение в Верховную Раду народным депутатом Марковской, подготовлен комиссией по медицинскому страхованию Лиги страховых организаций Украины.

Этот проект имеет прямое отношение к добровольному страхованию. В его основе - возвратно-накопительный метод, который в полной мере способствует соблюдению интересов страховщиков, следовательно, ни о какой социальной солидарности, являющейся основой системы государственного социального страхования, не может быть и речи. Рассматривая медицину как рынок платных услуг, конечным результатом деятельности которого должна быть прибыль, отдельные страховые компании забывают о ее главном назначении - служить людям, а значит - процветанию государства. Только здоровые граждане могут построить сильное, независимое государство.

Проект закона о медицинском страховании, подготовленный специалистами Минздрава, в отличие от трех вышеназванных, учитывает интересы всех слоев населения. Однако и здесь есть серьезное «но». По расчетам экономистов, чтобы обеспечить медицинскую помощь в полном объеме, налог на обязательное медицинское страхование должен составить 13%. Выше я писала, чем может явиться этот налог для предприятий. По проекту Минздрава, за лечение пенсионеров должен платить Пенсионный фонд, за временно неработающих - Фонд занятости. Думаю, излишне напоминать читателям о несвоевременных выплатах пенсий в областях и селах, о финансовых трудностях Фонда занятости и т. д. Короче, лишних денег у этих организаций сегодня нет.

И все же выход есть. Его предложили около двух лет назад Центр экономических реформ в здравоохранении «Медконсалт», холдинговая компания «Медиагрупп» и ряд ведущих страховых компаний Украины. Их проект предполагает поэтапное введение системы медицинского страхования в течение 8-10 лет. Реализовать проект, считают авторы, возможно лишь с привлечением иностранных инвестиций при обязательных гарантиях государства. Общие затраты на реализацию первого этапа проекта - 3-5 миллионов долларов. При кредитной ставке 10% в год срок его окупаемости - три-пять лет. На первом этапе планируется создать сеть врачебных амбулаторий западного образца для врачей общей практики (т.е. семейных врачей), независимую службу неотложной медицинской помощи, на базе стационаров - отделения интенсивной медицинской помощи в соответствии с западноевропейскими стандартами. На первом этапе медицинские страховые компании займутся добровольным страхованием состоятельных клиентов и иностранных граждан. По предварительным подсчетам, сумма платежей по страховым полисам составит 15-20 миллионов долларов. Одновременно 10% инвестиций пойдут на организацию и финансирование коллективов высококвалифицированных специалистов и разработку нормативных актов по введению медицинского страхования остального населения.

Предполагаемый срок реализации второго этапа проекта - 2,5 года. Иностранные инвестиции (не менее 200 миллионов долларов) составят одновременно основу территориального и стабилизационного фондов медицинского страхования. Таким образом, вопрос 100-процентного медицинского страхования населения Киева будет полностью решен. Инвестиции, обеспеченные государственной (коммунальной) собственностью под гарантии городской администрации, заработают в высокоприбыльных и высоколиквидных проектах. Уровень рентабельности инвестиций составит не менее 24% в год. Срок окупаемости второго этапа - 7-8 лет.

Реальность проекта у специалистов не вызывает сомнений, но - увы! - проект, который мог бы решить проблемы нашего здравоохранения, так и остался пылиться то ли в столах, то ли в архиве киевской мэрии. Неоднократные тогда обращения специалистов «Медконсалта» и «Медиагрупп» к бывшему мэру Леониду Косаковскому остались без ответа. Несколько месяцев назад уехал в Россию один из главных авторов проекта Анатолий Ольховский. Перед отъездом он мне сказал: «Нет смысла бороться. Здесь надеяться больше не на что».

Говорят, надежда умирает последней. Но умирает-то она не сама по себе. Ее убивают люди. И это самое печальное.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме