Социальное гетто в центре Европы, или новейший гуманизм украинских высокопоставленных медиков и просвещенцев

Поделиться
Система социальной защиты — это не только проявление сочувствия и благотворительности сильных, здоровых, зажиточных граждан в отношении слабых, больных и бедных...

Система социальной защиты — это не только проявление сочувствия и благотворительности сильных, здоровых, зажиточных граждан в отношении слабых, больных и бедных. Это своего рода страховка, социальная гарантия того, что государство, общество не бросит нас наедине со своими проблемами, когда мы по тем или иным причинам не будем иметь возможности самостоятельно обеспечить свое благосостояние. «Все мы под Богом ходим», — говорим часто, с каждым может произойти несчастный случай или приключиться болезнь, каждый может стать инвалидом, и касается это не только нас, но и наших близких, друзей, детей. Поэтому вопрос социальной защиты инвалидов затрагивает интересы не только самих людей с особыми потребностями здоровья, но и всех без исключения граждан.

Инвалидность не является социальным признаком человека. Украинским законодательством инвалидность определяется как «степень потери здоровья», не больше и не меньше. «Инвалиды в Украине обладают всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины и другими законодательными актами» — гарантирует украинское законодательство. Ни в одном из украинских законов вы не найдете определения инвалидности как утраты трудоспособности, эти понятия не являются тождественными и взаимосвязанными в нашем законодательстве. Но в советские времена в самом деле существовала такая привязка, и сегодня многие внутренние документы Министерства здравоохранения, в частности в отношении деятельности медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК), также содержат определение инвалидности как потерю трудоспособности. Всем известны консерватизм и ортодоксальность нашей медицины, что уж говорить о министерстве, этой медициной занимающемся. Из-за этого, пожалуй, и не меняются в течение десятилетий внутренние инструкции Минздрава, не соответствующие и противоречащие действующему законодательству, причиняя большой ущерб как отдельным лицам с инвалидностью, так и всей системе социальной защиты и реабилитации таких людей.

МСЭК является той структурой, которая на основании результатов соответствующих медицинских обследований и определенных критериев анализа таких результатов выносит решение об установлении конкретной группы инвалидности на конкретный срок. Критерии вынесения таких решений вызывают удивление и возмущение у граждан, не лишенных здравого смысла. Например, любопытно, чем мотивировано решение комиссии, когда человека без ноги или руки заставляют проходить соответствующее обследование и перекомиссию каждый год или через каждые два года? Может, эти светила отечественной медицины надеются зарегистрировать сенсационное явление регенерации конечностей у человека? А несчастному пациенту приходится ежегодно проходить эти унизительные процедуры ради новой справки об установлении группы, а потом снова предоставлять ее копии во все учреждения, от которых зависит назначение льгот, пенсии и т.д.

Экспертная комиссия называется медико-социальной, но не известно, каким образом обеспечивается социальная составляющая. На обратной стороне справки, выданной этой комиссией, имеется пункт «заключение об условиях и характере труда». У многих инвалидов с бессрочным сроком действия справки в этой графе указано «продолжать учебу»! Но такие перлы вызывают преимущественно улыбку и иронию. Так, у многих инвалидов с недостатками зрения в соответствующей справке рекомендовано «работать в системе УОС» (Украинского общества слепых), многим пишут «мелкий ручной труд», «надомный труд» и т.п., инвалидам первой группы очень часто вообще пишут «нетрудоспособный»! Странно, почему это врачи, ссылаясь на неизвестно какие, кем и когда принятые инструкции, выносят заключение, чем должно заниматься то или иное лицо, или вообще лишают человека права на труд? Ведь это нарушает права человека и гражданина, закрепленные целым рядом законов и Конституцией Украины! Такие предписания не только оскорбляют достоинство гражданина, но и создают великое множество проблем в дальнейшей жизни. Представьте себе реакцию сотрудника кадрового подразделения предприятия, которое решится взять на работу инвалида первой группы со справкой «нетрудоспособен»! Наверное, он несколько раз хорошенько подумает, а потом все-таки откажет инвалиду в трудоустройстве. Вот так и сводят МСЭКи своими кратенькими предписаниями на нет усилия и средства, постоянно выделяемые государством на программы трудоустройства инвалидов.

Но приведенные выше примеры — это еще не все сюрпризы для инвалидов от Минздрава. Правда, над этим сюрпризом указанное министерство работало совместно с коллегами из Минобразования. Речь идет о документе под названием «Перечень медицинских противопоказаний к вступлению абитуриентов в высшие учебные заведения Украины І—ІV уровня аккредитации (методические указания)», точнее, о его первой редакции. (Быть может, документ на данный момент имеет уже другую редакцию или изменил статус проекта на нормативно-правовой акт. Этот документ разработан для врачей, выдающих медицинскую справку абитуриентам (форма № 086/о), наличие которой является обязательным при вступлении в вуз. В сущности, упомянутый перечень ограничивает право абитуриента по состоянию здоровья получать высшее образование. Документ состоит из перечня абсолютных и относительных медицинских противопоказаний. Лицам, имеющим заболевания, вошедшие в перечень абсолютных противопоказаний, вообще запрещено вступать в высшие учебные заведения, индивидуально может рассматриваться только возможность дистанционного обучения (заметим, что такая возможность не гарантируется, а именно «может рассматриваться»). Болезни, перечисленные в этом документе как основание для абсолютных противопоказаний, в самом деле являются тяжкими, многие из них крайне редкие, о некоторых мы слышали впервые. Отдельно выделим следующий пункт соответствующего перечня: «Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека». А как же, позвольте спросить, борьба с дискриминацией ВИЧ-инфицированных, провозглашенная Украинским государством? Или Минобразования и Минздрав — это отдельное государство со своими законами, нормами и ценностями? По крайней мере, создается такое впечатление.

Понятно, почему в список абсолютных противопоказаний попали болезни, очень легко передающиеся другим людям (такие, как, например, туберкулез), — это делается ради безопасности других студентов. Почему попали болезни неинфекционные — об этом чуть позже.

Следующий список — перечень относительных противопоказаний. Относительность, по логике документа, заключается в том, что абитуриентов с такими противопоказаниями учебное заведение может принять, но может и не принять — по собственному усмотрению. Болезни тут, с точки зрения неспециалиста по медицине, не столь уж и тяжкие с точки зрения их влияния на способность к обучению и дальнейшему труду. Судите сами, в этот перечень вошли: бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические гастрит и колит, заболевания почек, в том числе почечно-каменная болезнь, сахарный диабет, отсутствие одной верхней конечности, отсутствие, сведение или существенная деформация двух пальцев на работающей руке, варикозное расширение вен нижних конечностей, заикание средней (умеренной) и легкой степени, нарушение произношения и многое другое. Неужели студент с такими нарушениями не сможет учиться и воспринимать материал? Какую угрозу окружающим может нести такой человек? В этот же список попало большое количество заболеваний, связанных с потерей слуха или зрения. Следовательно, если документ все-таки примут, путь к высшему образованию точно будет закрыт для инвалидов зрения I и II группы. Но здесь есть раздел, в котором перечисляются специальности, овладевать которыми государство допустит абитуриентов с нарушениями зрения. Их целых пятнадцать! Отдельный перечень специальностей имеется и для лиц, глухих на оба уха.

Внимательно изучая документ, очень быстро перестаешь верить в то, что его принимают ради пользы абитуриентов с тем или иным заболеванием, как указано в его начале. Зато прослеживается четкая логика иного характера: зачем больному давать образование, если он не сможет потом работать по специальности? Эдакая новейшая гуманность медиков и просвещенцев!

Выше уже упоминались программы содействия трудоустройству инвалидов, постоянно вводимые и финансируемые государством и реализуемые им в партнерстве с общественными организациями. Основным направлением этих программ является повышение конкурентоспособности инвалида на открытом рынке труда. Едва ли не самым весомым компонентом такой конкурентоспособности является более качественное образование человека с особыми потребностями здоровья. Полтора десятилетия расходуются средства, время и усилия на то, чтобы интегрировать инвалида в студенческую среду, помочь адаптировать, подготовить преподавателей к работе с ними, предоставить студенту-инвалиду возможность наравне с другими приобретать качественное образование, преодолеть неадекватные стереотипы в отношении таких людей и т.п.. И как только такая работа начала давать весомые результаты — появляется документ, лишающий эти усилия какого-либо смысла и сводящий на нет все достижения. В специализированных интернатах детям-инвалидам постоянно втолковывают, что для достижения успеха в мире здоровых людей мало стремиться быть такими, как все, обладать такими же знаниями, привычками и т.д. Чтобы добиться успеха, нужно быть лучше, умнее, более умелыми, чем другие. Настойчивый труд и добросовестная учеба могут дать возможность чего-то достичь в жестоком конкурентном обществе, перестать зависеть от кого-либо и быть бременем для окружающих.

А что должны будут говорить этим детям учителя и родители после вступления в силу этого документа? А может, по логике чиновников, не нужно расходовать в таком случае средства на полное среднее образование детей-инвалидов — это же целых 12 классов! За три года научить писать и читать — и хватит: пенсию сосчитать и расписаться сможет, а что ему еще нужно?

Представьте себе социальные последствия действия документа спустя 10—20 лет. Целая общественная прослойка, да к тому же постоянно расширяющаяся, физически и интеллектуально ущербных нахлебников, в лучшем случае занятых мелким физическим трудом. Социальное гетто в центре Европы!

Трудно себе представить, к чему может привести такая политика министерств. Подобная логика уже была применена в одном из западноевропейских государств в первой половине прошлого столетия. Европейскими ныне считают другие ценности, а то, что пытаются внедрить чиновники названных выше ведомств, называется другим словом и уже давно получило адекватную историческую и политическую оценку всего цивилизованного мира.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме