Кот в мешке с румяными щечками

Поделиться
Не хотелось бы огорчать читателей, но следует признать: соки даже отдаленно не напоминают те, которые видим в рекламных роликах...

Чем унылее пейзаж за окнами, тем беднее на витамины становится наше меню. Естественно, мамы и бабушки стараются позаботиться о том, чтобы малыши получали полноценное питание и росли здоровыми. Источником витаминов в зимнее время традиционно считаются фруктовые соки, без которых, пожалуй, не обходится ни одна семья. Самым популярным до сих пор остается яблочный сок, которому приписывают оздоровительные свойства — ведь он содержит не только большое количество витаминов, но и минералы, необходимые растущему организму. Но, вспоминая любимые с детства баночки с соками и пюре, на которых красовались румянощекие малыши, понимаешь, что та продукция и нынешняя — это две большие разницы, как говорят (и делают!) в Одессе. И это не субъективная оценка любителей витаминных напитков, а результаты серьезных исследований четырех столичных лабораторий.

Возмутителем спокойствия на рынке детского питания на сей раз стал Научно-исследовательский центр независимых потребительских экспертиз «Тест», который совместно со Всеукраинской общественной организацией «Якість життя» провел тестирование основных групп продуктов, предназначенных для малышей. Не хотелось бы огорчать читателей, но следует признать: соки даже отдаленно не напоминают те, которые видим в рекламных роликах. Сегодня химия так далеко шагнула в нашу жизнь, что нелишне спросить у производителей: а из чего, простите, сделан ваш яблочный сок?

— Для тестирования мы выбрали продукцию пяти фирм: «Вітамінна абетка» (ОАО «Завод дет­ского питания «САЛЮС», Киев), ОКЗДП (ОАО «Одесский консерв­ный завод детского питания»), «Сандорик» (ОАО «Сандора», Ни­колаевская область), «Винни» (ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», Россия) и «НІРР» (Авст­рия), — рассказывает Валентин БЕЗРУКИЙ, руководитель НИЦ НПЭ «Тест».

— Для начала мы провели идентификацию сока — на яблочной основе он сделан или нет. Все протестированные яблочные соки действительно имеют яблочное происхождение. Это, конечно, радует. Огорчает то, что часть из них не натуральные, а восстановленные — есть среди образцов и нек­тар, который прикрывается названием «сок». Многие мамы полагают, что детский сок — это, конечно же, натуральный, который отжат из отборных яблок и упакован. Мало кто отдает себе отчет, что соки для самых маленьких точно так же, как и для взрослых, бывают восстановленными. Тестирование показало, что три образца из пяти — это восстановленные соки: «Сандорик», «Винни» и «Вітамінна абетка». Но это нельзя считать нарушением: это допускается государственным стандартом (ДСТУ 4008-2001), который также разрешает изготавливать соки с добавлением сахара, меда, лимонной, аскорбиновой кислот, каротина. Запрещено добавление в соки для детей искусственных красителей, синтетических ароматических веществ и консервантов.

Интересная ситуация с продукцией ОКЗДП — хотя на упаковке написано «яблочный сок», в пакетах содержится нектар. Разница принципиальная! Согласно стандар­ту (ДСТУ-П-4283:2004), в первом случае массовая доля сока должна составлять не менее 95%, в то время как для нектара достаточно 50%. Одесситы признаются, что «фруктовая часть составляет не менее 50%», но тут же на упаковке утверждают, что это сок с сахаром. Кста­ти, среди образцов только на этом продукте нет надписи «дет­ский», хотя стилизация — оформ­ление упаковки, название произво­дителя — заставляют потре­бителей воспринимать этот сок как продукт для малышей, что, в конеч­ном счете, влияет на выбор покупки.

Принято считать, что яблочный сок обеспечивает детей витаминами. Чем богаты образцы?

— Если речь идет о витамине С, то яблочный сок как раз относит­ся к сокам, бедным на витамин С, за исключением случаев, когда он изготовлен с добавлением аскорбиновой кислоты или с мякотью.

Хотя в яблоках и содержится до 12 мг на 100 г аскорбиновой кислоты, в натуральных, а тем более в восстановленных соках его содержание минимально по той простой причине, что витамин С не любит высоких температур и присутствия кислорода. А при изготовлении восстановленных соков продукт проходит нагревание дважды: когда получают концентрат путем выпаривания части воды и позже, когда после восстановления его пастеризуют или стерилизуют перед разливом.

О добавлении витамина С указано на упаковке «Сандорик» и «HIPP», хотя в обоих случаях его фактическое содержание значительно ниже заявленного. Незначительное количество этого витамина выявлено в образцах «Винни» и «Вітамінна абетка», хотя на упаковке он был не указан, а в нектаре ОКЗДП его не удалось обнаружить вообще.

— А другие витамины в образцах были выявлены или они тоже в дефиците?

— Что касается витамина В1, только в «Сандорике» его содержание соответствует заявленному показателю на упаковке, в соке «HIPP» и нектаре ОКЗДП его показатели ниже норм по сокам. Остальные витамины — А, В2 и РР хотя и присутствуют в натуральных яблоках, но на маркировках образцов яблочного сока, за редким исключением, не заявлены. Правда, незначительное их количество было обнаружено, но, боюсь, назвать эти образцы сока витаминными напитками, будет преувеличением.

— Что же полезного, кроме воды, скрывается за яркой упаковкой?

— Хотя во всех фруктах содержится много минеральных веществ, это не означает, что все они перекочуют в соки. К примеру, фосфор во всех образцах содержится ниже нормы — некоторые производители его вовсе не указывают на упаковках. «Вітамінна абетка» заявила 11 мг на 100 г продукта, но выявлено было всего 3,3, а в «Сандорике» при показателе 7,0 обнаружено только 3,6 мг. Содержание калия во всех образцах значительно выше — в 3—5 раз — норм для соков. Но что еще более удивило, так это превышение всех норм по натрию. Для натуральных и восстановленных соков этот показатель составляет 26 мг на 100 г, а для соков с сахаром, как позиционирует себя образец ОКЗДП, всего 5 мг. В результате тестирования мы получили такие показатели: «Винни» — 96,3 мг, хотя на упаковке об этом ни слова, «Вітамінна абетка» при заявленных 26 мг содержит 81,3, «HIPP» указал 1 мг, а выявлено 94 мг, в «Сандорике» вместо
6 мг выявлено 90,3 мг и наконец ОКЗДП, который не написал о присутствии натрия на маркировке, хотя в нектаре было выявлено 12,3 мг.

— Весьма удивительная получается картина. Особенно если учесть, что давно уже разработаны рекомендованные суточные дозы натрия, превышение которых может обернуться серьезными проблемами со здоровьем не только детей, но и взрослых. В результате чего яблочный сок так «обогатился» натрием?

— Для восстановленных соков объяснение можно поискать в воде, которая используется при их изготовлении. Дело в том, что повышенное содержание натрия характерно для воды, которая проходит умягчение при помощи ионообменных смол. (Такие смолы достаточно распространенный элемент, в том числе и в картриджах бытовых фильтров.) При прохождении воды через ионообменные смолы натрий вытесняет кальций из солей и накапливается в воде, а кальций, в свою очередь, задерживается в смоле.

Особо опасно превышение натрия для детей до одного года, у которых водно-солевой обмен еще не стабилизировался. Эта проблема давно известна, поэтому в некоторых странах умягчение воды ионообменным путем разрешено только в том случае, если при этом не происходит повышения содержания в воде ионов натрия.

Экспертов особенно удивило слишком высокое, как для натурального сока, количество натрия в продукции «HIPP»: при заявленном 1мг/100г фактически было выявлено аж
94 мг. Кстати, весьма «оригинально» смотрится надпись на упаковке данного образца, которая утверждает, что яблочный сок «HIPP» «не содержит молочный белок» и «не содержит глютен» (он входит в состав кукурузы). Если их не содержат натуральные яблоки, то откуда им взяться в соке? Текст на упаковке нанесен очень мелким шрифтом, который весьма сложно прочитать, к тому же информация неполная — обозначено только содержание натрия и витамина С, об остальном производитель почему-то умолчал. К слову, маркировка остальных образцов тоже далека от идеальной, потребителю невозможно найти необходимую информацию.

Когда внимательно читаешь таблицы и протоколы исследований, становится грустно: выбирая яркие пакетики детских соков, получается, мы покупаем кота в мешке — ведь никто не гарантирует, что содержимое отвечает тому, что указано на маркировке. И никто в нашем большом государстве за это не отвечает! Когда я пыталась получить в разных ведомствах комментарии специалистов по поводу качества протестированного детского питания, мне с легкой укоризной в голосе отвечали, что в мире свирепствует кризис и не время сейчас критиковать отечественного производителя. Его, родимого, именно сейчас нужно поддерживать изо всех сил. Это напомнило старый анекдот, когда однажды ночью жена спросила мужа: «Ты меня любишь?» Помните ответ? «А я что делаю?» — удивился муж.

Кто, как не мы, отечественные потребители, и поддерживаем своими гривнями отечественных производителей детского питания и всех остальных продуктов тоже? И разве кризис мешает честно написать на упаковке, что этот сок восстановленный, а этот вообще не сок, а нектар? Может, проблема в том, что за 50% фруктовой части в напитке хочется получить (и получают) такие же деньги, как и за 95%? А восстановленный из концентрата сок многие пытаются продавать по цене свежевыжатого. И нередко им это удается. Почему-то наш производитель уверен в том, что он имеет право не только выпускать сомнительного качества продукцию, но и вводить потребителя в заблуждение, вынося на упаковку только ту информацию, которая нравится ему самому. Сколько продуктов питания одеты в рубашки, стилизованные под детское питание?! Расчет очевиден — ребенок ткнет пальчиком, и мама обязательно купит, хотя производитель отлично знает, что до детского питания его продукт явно не дотягивает, потому что и стандарты там жестче, и сырье нужно брать не просто качественное, а из экологически чистых регионов.

Одесский консервный завод детского питания хорошо известен еще с советских времен, старшее поколение хорошо помнит его продукцию — соки и знаменитые пюре «Румяные щечки». Очевидно, что производитель до сих пор использует тот авторитет. По максимуму. Потребители, увидев знакомое название, делают выбор в его пользу, хотя сегодняшняя продукция отличается весьма от той, которая делала детские щечки румяными. Напомню, что в августе «Зеркало недели» проводило тестирование нескольких видов продуктов, которые ежедневно присутствуют в детском меню. Среди прочих образцов были и соки ОКЗДП. Эксперты отметили, что в них нет консервантов и искусственных красителей, но «натуральность», то есть наличие витаминов и микроэлементов, проверять не стали, потому их количество не указано на упаковке. Как вы думаете, почему производитель не считает обязательным информировать потребителя о том, из чего состоит продукт, адресованный в первую очередь детям? При этом утверждая, что производит соки и пюре только из качественного сырья. Об этом представители фирмы объявили во всеуслышание еще прошлым летом, когда собрали журналистов со всей Украины на заседание пресс-клуба.

Под вспышками фотокамер планировалось провести подписание уникального документа — одесситы, дабы доказать свою прогрессивность, предлагали конкурентам взять обязательство «выпускать продукцию для детей только наивысшего качества». На вопросы журналистов, как удается получить натуральный томатный сок в декабре или яблочный в январе, пространно рассказывали о щедрых урожаях и уникальных хранилищах, начисто отрицая технологию восстановления сока из концентратов. Как вы догадались, «Хартию за здоровое питание в Украине» торжественно подписали сами же одесситы, посетовав перед телекамерами, что их коллеги-конкуренты, которые не стыдятся готовить для детей соки из концентратов и воды, не явились, потому что боятся разоблачения. Театрализованное действо прошло на высоком уровне, многие журналисты поверили в искренность одесситов, умилились открытости и принципиальности отечественного производителя. Ложку дегтя добавили сами же маркетологи, проговорившись, что собрать полный зал в отпускной период им помогла известная PR-компания. А подписание Хартии — это не более чем PR-ход.

Да разве мало примеров, когда производитель, в том числе и детского питания, разводит не только концентраты, но и покупателей? Как только стали известны результаты тестирования, прошла информация, что производители и экспортеры детского питания весьма недовольны ситуацией и намерены судиться. Интересно, с кем? Судиться с Научно-исследовательским центром независимых потребительских экспертиз «Тест» — бессмысленно. По словам В.Безрукого, такое иногда случается, но, как правило, истец проигрывает. Во-первых, все результаты исследований — официальные, протоколы оформлены по всем правилам, лаборатории имеют необходимые лицензии, их компетентность вне всяких сомнений. Кстати, во многих странах подобные тестирования приветствуются не только потребителями, получающими объективную информацию, но и государством, которое весьма заинтересовано в соблюдении паритета между производителями и потребителями.

С кем еще могут судиться наши производители? С прессой? Но ведь СМИ спорят не о вкусах, а цитируют результаты официальных исследований. Можно еще попробовать судиться с потребителями — и в судебном порядке обязать их покупать только то, что производят наши комбинаты.

Но пока мы имеем право выбора, и если не хочется покупать свое, можно проголосовать гривней за импортное. Правда, не факт, что таким образом удастся обогатить свое зимнее меню витаминами. Исследование, которое проводилось в лабораториях «Укрметртестстандарта», занесло в черный список немало соков, употреблять которые небезопасно для здоровья. Каким получится сок или нектар, произведенный из концентрата, в котором выявлено дрожжей в шесть раз больше нормы? Завезли эту «вкуснятину» из Нидерландов. Напиток «натуральный апельсиновый сок с кусочками апельсина» корейского производства содержит искусственный краситель с поэтическим названием «солнечный закат», который запрещен для пищевых продуктов. Азербайджанский «гранатовый сок натуральный» содержит рекордное количество бензоата натрия Е211, что недопустимо для данного продукта, а также сорбиновую кислоту Е200, о которой скромно умалчивает маркировка. Известно, что гранатовый сок часто рекомендуют и детям, и взрослым для повышения гемоглобина, для восстановления после тяжелой болезни. Но удастся ли оздоровиться, принимая в таком количестве консерванты?

Часто приходится слышать о том, что миллиграммы консервантов или стабилизаторов не могут навредить здоровью. Совсем недавно так же считали и в Китае, добавляя в детские молочные смеси меламин. По данным китайского министерства здравоохранения, детское питание с меламином уложило на больничные койки более 53 тысяч малышей, у которых появились почечные заболевания, нескольких детей не удалось спасти. Известно, что глава государственного управления КНР по контролю за качеством подал в отставку.

Хорошо бы учиться на чужих ошибках. Но мы этого делать не умеем. Государство давно самоустранилось от проблем качества продуктов вообще и детского питания в частности. Потому и завозится то, что качеством похуже, зато ценой пониже. Да и производится далеко не всегда по ГОСТу — в лучшем случае по ТУ, а то и вовсе на глазок. Пожалуй, единственной подсказкой для тех, кто беспокоится о здоровье своей семьи, могут служить результаты независимого тестирования продуктов — только так можно узнать, из чего на самом деле состоит содержимое ярких упаковок. О том, что было обнаружено при исследовании детских смесей, детского молока и йогуртов, будет рассказано в одном из номеров «ЗН». Но это будет уже в новом году.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме