Регуляторная политика как путь к процветанию. Пока для создания бизнеса в Украине необходимо выполнить 15 процедур. На это уходит в среднем 34 дня

10 сентября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 36, 10 сентября-17 сентября 2004г.
Отправить
Отправить

8 сентября Всемирный банк опубликовал доклад «Бизнес в 2005 году: устранение препятствий для роста»....

8 сентября Всемирный банк опубликовал доклад «Бизнес в 2005 году: устранение препятствий для роста». Целью исследования было определение влияния и характера тех регулятивных функций государства, которые стимулируют деловую активность, а также тех, которые ей препятствуют.

Объектом анализа стали 145 государств, в которых сравнивались существующее законодательство и проводимые экономические реформы. По мнению авторов доклада, им удалось определить, какие законодательные ограничения мешают бедным странам развивать частное предпринимательство так же эффективно, как это происходит в богатых. А вот один из выводов оказался не слишком утешительным для «аутсайдеров»: пропасть, отделяющая их от лидеров мировой экономики, с каждым годом будет, вероятнее всего, только увеличиваться.

Это вторая публикация подобного доклада. Самое активное участие в его подготовке приняла Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в Группу Всемирного банка (ВБ) и специализирующаяся на кредитовании частного сектора. По сравнению с прошлогодним исследованием нынче было увеличено количество подвергнутых анализу стран, но оба раза среди них была и Украина. Как сообщается в пресс-релизе, в этом году поступили обращения 13 новых государств с просьбой включить их в доклад. Также было расширено и количество анализируемых критериев — показателей предпринимательской деятельности. Первые пять из них были приведены в обоих докладах. Они касались качества регуляторных процедур при:

— создании новой компании;

— найме и увольнении работников;

— получении кредита;

— принудительном исполнении договора;

— ликвидации (банкротстве) предприятия.

Появились и два новых направления исследований: регистрация прав на недвижимое имущество и защита инвесторов.

Можно ли считать результаты проведенных исследований достаточно репрезентативными? Согласно опубликованной информации, в подготовку доклада «Бизнес в 2005 году» внесли свою лепту более 3 тыс. местных экспертов из отдельных стран: бизнес-консультанты, юристы, аудиторы, государственные чиновники, а также ведущие ученые, которые оказали методологическую поддержку и предоставили комментарии.

С другой, при изучении текста доклада сразу бросается в глаза, что в качестве базы для расчета и сравнения многих приведенных в исследовании показателей был взят ВВП на душу населения отдельных стран в пересчете по сложившемуся обменному курсу. Хотя, как известно, для большинства стран, и особенно развивающихся, обменный курс не является достаточно объективным критерием для сравнения реальной покупательной способности национальной денежной единицы по отношению к американской. Таким образом, один из исходных критериев исследования вряд ли можно считать удовлетворительным.

Впрочем, традиционное для подобных публикаций рейтингование — выстраивание отдельных государств по строгому ранжиру — вроде и не было главной задачей авторов. Все-таки их больше интересовали структурные различия. Какие ограничения и требования, прописанные в законах той или иной страны, действительно нужны, а какие из них являются только рудиментами и пережитками прошлого.

Также важным аспектом исследования являлась реальная эффективность проводимых реформ: какие из них жизненно важны для стимулирования деловой активности и развития предпринимательской деятельности, а какие можно считать той злосчастной овчинкой, которая не стоит выделки.

Большинство фактов и выводов могут показаться далеко не новыми. Впрочем, это не снижает их актуальность, а потому многие из них будет нелишним процитировать.

Итак, для создания новой компании в одной из развитых стран требуется выполнить в среднем шесть процедур, по времени занимающих около 27 дней, и заплатить сумму, составляющую 8% дохода на душу населения. Чтобы начать бизнес в бедных странах, требуется в среднем 11 процедур (в Украине этих процедур 15 — см. таблицу), на что уходит около 59 дней (в Украине — 34), и заплатить сумму, равную 122% дохода на душу населения (в Украине — 131,5%). В качестве позитивных примеров в докладе названы Турция и Франция. Здесь после снижения в прошлом году времени и затрат, требуемых на создание новой компании, показатели регистрации новых субъектов предпринимательской деятельности возросли на 18%.

Один из наиболее интересных выводов доклада содержится в разделе, посвященном условиям найма и увольнения работников. Оказывается, что столь рьяно защищаемая многими «социально ориентированными» законодательствами забота о человеке труда в конечном итоге оборачивается против него самого. Парадокс заключается в том, что чем больше прав и гарантий законодательство предоставляет работникам, тем выше в конечном итоге уровень безработицы в стране.

В двух словах это можно попытаться объяснить следующим образом. Чем сложнее предпринимателю уволить нерадивого работника и чем дороже для него обходится такая процедура, тем с меньшей охотой он будет создавать новые рабочие места, а значит — нанимать новую рабочую силу. С другой стороны, приведем пример из жизни предприятий, находящихся в Украине в государственной собственности. На многих из них в штатном расписании могут годами числиться фактически бесполезные единицы (а значит — работники), тогда как привлечение специалистов новых и необходимых для развития предприятия профессий сдерживается ограничением списочной численности.

Еще один вывод сродни предыдущему. «Чрезмерное регулирование не только не в состоянии защитить женщин, молодежь и бедные слои населения, т.е. тех, кому оно должно служить, но и часто вредит им», — утверждает автор доклада Карали Маклиш. Выяснилось, что в странах с более простыми регуляторными процедурами, в которых, казалось бы, гражданам предоставляется меньше социальных прав и гарантий, в конечном итоге обеспечивается лучшая социальная защита и создается более благоприятный экономический климат для привлечения предпринимателей и инвесторов.

В целом из-за различия в административных процедурах в более бедных странах в среднем в два раза сложнее создать и ликвидировать компанию, а также заниматься бизнесом, чем в странах с развитой экономикой. Кроме того, в бедных странах в два раза меньше способов защиты прав на недвижимое имущество, чем у собственников в развитых экономиках.

По оценкам экспертов ВБ, в число 15 государств, обладающих наиболее совершенными законодательствами в области предпринимательской деятельности, входят: Новая Зеландия, США, Сингапур, Гонконг, Австралия, Норвегия, Великобритания, Канада, Швеция, Япония, Швейцария, Дания, Нидерланды, Финляндия, Ирландия. Не секрет, что именно в этих странах уровень жизни населения традиционно наиболее высок.

Как утверждают представители Группы Всемирного банка, за прошлый год страны с развитой экономикой провели в три раза больше реформ инвестиционного климата, чем бедные страны. Лучшими десятью реформаторами авторы доклада называют Словакию, Колумбию, Бельгию, Финляндию, Индию, Литву, Норвегию, Польшу, Португалию и Испанию. Как видим, особую активность проявляют европейцы. За прошлый год из 58 стран, предпринявших попытки модернизировать свое внутреннее законодательство и усилить защиту прав собственности недвижимого имущества, менее трети были бедными. Т.е. со среднедушевыми доходами низкими или ниже среднего.

Что касается взаимоотношений кредиторов и заемщиков, то фундаментальный вывод здесь таков. Важным условием для полноценного обеспечения предпринимательской деятельности кредитными ресурсами является, как ни странно, защита прав не бизнесмена-заемщика, а наоборот — его кредитора. Единственное условие, которое государству следует при этом обеспечить, — это создание всех предпосылок для максимальной прозрачности структуры собственности, а также доходов и расходов предпринимательской деятельности. При таких предпосылках для государства не слишком проблематично и затратно создание полноценных финансовых рынков, которые бы помогали перераспределять инвестиционные потоки в пользу действительно эффективно функционирующих и развивающихся бизнес-структур. Неоспоримую выгоду получает и рядовой инвестор (вкладчик, акционер), и предприниматель. Первый оказывается намного лучше защищенным, благодаря чему может с большей пользой для себя распорядиться собственными сбережениями. Второй получает больше возможностей привлечь инвестиции в случае, если его бизнес-идея, бизнес-план и способ организации дела оказываются действительно удачными. Ну а бизнес, в основу которого заложены «не те» цели и принципы ведения производственной, финансовой и маркетинговой деятельности, в таком случае раскрывает свои изъяны значительно быстрее и с менее болезненными последствиями.

Например, реформы законодательства касательно обеспечения прав кредиторов в Словакии способствуют увеличению количества банковских кредитов частным компаниям на 10%. А вот несовершенное законодательство о банкротстве приводит к уменьшению выдачи коммерческих кредитов. В 50 странах, в число которых Украина, к счастью, не входит, кредитор может получить обратно в среднем не более 20% вложенного капитала после того, как должник объявит себя банкротом. В нашей стране этот показатель, по данным ВБ, равен в среднем 25,5%. Для сравнения, в США — 68,2, Великобритании — 85,8%.

На наш взгляд, один из наиболее интересных, но одновременно и наиболее неутешительных выводов доклада состоит в следующем. Развитые государства, уже имея порой на порядок более продвинутое законодательство и инфраструктуру для развития предпринимательства, не гнушаются и дальше проводить все новые реформы и совершенствовать собственные регуляторные механизмы. В итоге разрыв между лидерами и аутсайдерами с каждым годом все больше увеличивается.

«Бедные страны, остро нуждающиеся в новых предприятиях и рабочих местах, рискуют еще больше отстать от развитых стран, которые реформируют свое законодательство, делая инвестиционный климат еще более привлекательным», — утверждает Майкл Клейн, вице-президент по развитию частного сектора ВБ и главный экономист МФК.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК