Регулирующее воздействие как элемент "умного" регулирования в экономике

Поделиться
Сегодня наметился переход к так называемому умному регулированию, предусматривающему построение комплексной системы принятия экономических решений исходя из интересов всего общества, снятие административных барьеров и принятие простых законов.

Мировой финансовый кризис обнажил проблемы действующей системы государственного регулирования экономики. Возникшие экономические и социальные проблемы требовали решительных мер со стороны государства. Даже самые яростные сторонники свободного рынка признали необходимость государственного вмешательства в экономику.

По разным оценкам, на борьбу с финансовым кризисом государствами всего мира было потрачено около 12 трлн. долл. США. На реализацию антикризисных мер в Республике Казахстан было выделено порядка 10 млрд. долл. из Национального фонда, что позволило Казахстану войти в число стран с положительными темпами экономического роста.

Однако, несмотря на осуществляемые антикризисные меры, в мировой экономике до сих пор сохраняются высокие риски: долговой кризис еврозоны, возможность фискального обрыва в США, снижение темпов роста экономики Китая. В условиях экономической нестабильности возрастает значимость вопроса об адекватном уровне государственного регулирования.

Многие принимаемые меры являются неполными, либо несвоевременными, либо неэффективными. Чрезмерная зарегулированность создает излишние административные барьеры для предпринимателей. Слабая роль государства в экономике повышает риски возникновения дополнительных издержек как для граждан, так и для самого государства. При этом часто забывают о тесной взаимосвязи и зависимости всех целевых групп - адресатов регулирования. Например, бизнес - это не только предприниматели, но и тысячи рабочих мест. А социальное благополучие граждан связано, прежде всего, с уровнем занятости. Доказательством этого являются последствия безработицы в некоторых странах Европы, уровень которой обновляет все рекорды.

Стало очевидным, что в современных условиях экономическая политика должна проводиться при условии соблюдения баланса интересов всех заинтересованных групп: государства, бизнеса, населения. Поэтому сегодня наметился переход к так называемому умному регулированию, предусматривающему построение комплексной системы принятия экономических решений исходя из интересов всего общества, снятие административных барьеров и принятие простых законов.

Концепция "умного" регулирования получила широкое распространение с 2010 года в Европейском Союзе и включена им в стратегию до 2020 года. "Умное" регулирование заключается в постоянном и систематическом совершенствовании качества регулирования за счет комплексной оценки воздействий на каждом этапе принятия решения, его реализации и мониторинга, четкой координации заинтересованных государственных органов и учета мнения всех целевых групп воздействия. Реализация этих принципов позволяет принимать четкие и понятные законы и постоянно их совершенствовать, то есть эффективно управлять регулированием.

Базовым элементом "умного" регулирования является оценка регулирующего воздействия (ОРВ) на всех этапах управленческого цикла. ОРВ уже внедрена и эффективно действует во многих странах. Тщательный анализ проблем, возможных вариантов политических решений, оценка выгод и издержек каждого варианта позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант для решения проблемы.

Ряд стран, в том числе Казахстан, находятся на начальном этапе построения целостной системы ОРВ. Сейчас в Казахстане все государственные органы проводят социально-экономическую оценку последствий принимаемых законопроектов. При этом они заполняют специальный паспорт по оценке социально-экономических последствий действия принимаемого законопроекта, который состоит из следующих структурных элементов:

- общая информация;

- соответствие законопроекта стратегическим целям государства;

- социально-экономические последствия;

- анализ выгод и издержек;

- источник финансирования;

- выводы.

С 2011 года была внедрена научная экономическая экспертиза законопроектов Республики Казахстан. Она производится научной организацией, независимой от деятельности государственных органов. Таким образом, в Казахстане создана основа системы ОРВ.

Вместе с тем, чтобы соответствовать принципам "умного" регулирования, необходимо продолжить работу по ее совершенствованию. Во-первых, нужно обеспечить ее централизацию. На недавнем совещании по вопросам развития предпринимательства глава государства заявил о необходимости создать централизованную систему публичного анализа регуляторного воздействия принимаемых норм законов и инструментов регулирования экономики.

"Государство для выстраивания регуляторной системы постоянно совершенствует нормы. Однако как они влияют на государство, бизнес и потребителя, не всегда просчитывает", - подчеркнул Н.Назарбаев.

В этом аспекте важно обеспечить координацию деятельности по проведению ОРВ государственными органами и неправительственными организациями.

Во-вторых, "умное" регулирование требует проведения оценки регулирующего воздействия на всех этапах принятия решений: от анализа проблемы до оценки действующих механизмов госрегулирования. Сегодня ОРВ в большей степени концентрируется на уровне готового проекта нормативно-правового акта. Это затрудняет внесение концептуальных изменений в проект, так как смещает акценты на уже выбранный вариант решения проблемы. Как показывает практика, ОРВ эффективно проводить уже на стадии оценки проблемы, когда у регуляторов есть возможность объективно оценить множество инструментов регулирования. Не менее важен постоянный мониторинг действующего законодательства. В условиях быстроменяющейся экономики система регулирования нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании. Но при этом нельзя забывать о значимости сохранения стабильных правил игры. В большей степени здесь речь идет об упрощении и создании более понятной нормативно-правовой базы, снижении излишних барьеров.

Например, в прошлом году в Казахстане перечень разрешительных документов был сокращен на 30%. В этом году принят закон, сокращающий количество разрешительных документов еще на 30%. В результате в рейтинге Doing Business 2013 Казахстан поднялся на семь пунктов и занял 49-е место.

Расширение механизма ОРВ должно также происходить не только по этапам принятия и реализации решений, но и по уровням государственного управления. То есть начиная от законов, принимаемых парламентом и подписываемых президентом, и заканчивая решениями местных государственных органов на уровне регионов, районов, городов. Мы знаем, что положения законов реализуются решениями правительства, министерств, губернаторов (в Казахстане - акимов). Эти решения также нуждаются в оценке положительных и негативных эффектов воздействия, поскольку в них может быть заложен механизм, отличающийся от идеи, заложенной в законе, что может негативно сказаться на определенных социальных группах населения.

Только комплексная система ОРВ, охватывающая все этапы управленческого цикла и все уровни государственного управления, будет наиболее результативной. А результат этот заключается в принятии четких правил, понятных людям и учитывающих интересы всего населения.

И, в-третьих, это повышение прозрачности проведения ОРВ, внедрение механизмов общественного обсуждения принимаемых решений. Публичные консультации являются неотъемлемым элементом проведения ОРВ во всем мире. При анализе регуляторного воздействия публичные консультации позволяют получить мнение целевых групп о регулятивных мерах. Сложность заключается в проведении публичных опросов, анкетирования, интервью. Несмотря на то, что это требует больших затрат времени и финансов, такие мероприятия необходимо проводить как можно чаще и с наибольшим охватом. С сегодняшним уровнем развития Интернета к обсуждению проблем регулирования можно привлекать широкий круг населения на постоянной основе.

Большое распространение получила идея открытого правительства. Открытое правительство основано, прежде всего, на активном участии граждан в процессе разработки государственной политики. Европейская комиссия создала веб-портал Your Voice in Europe, концепция открытого правительства принята многими странами: Сингапуром, США, Австралией, Канадой и другими. В Российской Федерации в начале этого года был создан портал "Открытое правительство". Для Казахстана также важно развивать общественное обсуждение проблем и направлений развития государственного регулирования. Для этого есть все предпосылки. По показателю "электронное участие" (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2012 году Казахстан находится на втором месте в мире.

Таким образом, оценка регулирующего воздействия призвана стать именно тем элементом системы "умного" регулирования, который поможет добиться переворота в действующем порядке управления экономикой, полностью оптимизировав принятие государственных решений. Формирование новой идеологии регулирования предусматривает совершенствование действующих инструментов оценки во всех странах, независимо от уровня развития системы ОРВ. Поэтому те направления, о которых шла речь, актуальны для всех. И нам хочется, чтобы этот процесс проходил в условиях тесного сотрудничества и обмена опытом. "Умное" регулирование может выступить в качестве моста между интересами и ценностями разных социальных групп, позволит учесть мнение каждого человека, создать наиболее справедливые правила для общества.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме