БЕЛАРУСЬ: МЕТОД ТОТАЛЬНОЙ КОНФИСКАЦИИ? ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ БЕЛАРУСЬ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ НЕБЕЗОПАСНОЙ

Поделиться
Чем больше я узнаю таможенников, тем больше мне нравятся гаишники Из анекдота Проблемы с финансами у Беларуси возникли гораздо раньше, чем «газовые»...

Чем больше я узнаю
таможенников,
тем больше мне нравятся гаишники

Из анекдота

Проблемы с финансами у Беларуси возникли гораздо раньше, чем «газовые». И уже тогда руководство страны старалось решать их при активнейшем участии Государственного таможенного комитета. Таможенники с энтузиазмом поддержали эту идею. И даже развили ее — до абсурда. Вскоре страна покрылась сетью магазинов конфиската, в которых продавалось все, что не сумели сберечь пересекающие границу перевозчики, челноки, коммерсанты и вообще люди, наивно поверившие в то, что Беларусь — правовое государство. Ниже излагаются факты, почерпнутые автором из средств массовой информации, бесед с пострадавшими и других заслуживающих доверия источников.

Таможня берет добро

По утверждению посла России в Беларуси Александра Блохина, конфискации на белорусских таможнях растут с небывалой скоростью и носят в отношении российских грузов организованный и спланированный характер. По его подсчетам, за 2003 год российские фирмы недосчитались грузов на сумму более 60 млн. долл. Все ли потери при этом учтены, сказать довольно сложно, ведь метод конфискации применяется ко всем пересекающим белорусскую границу, причем, в основном, безжалостно и планомерно.

Немецкая фирма «И» отправила для российского ООО «В» мебельную бумагу. Машина без проблем прошла границу в Бресте, однако в центре Беларуси с водителем фуры связался российский грузополучатель, который сообщил, что груз в его адрес направлен ошибочно. Поэтому водителя попросили обратиться на ближайший белорусский таможенный пост и оформить переадресование груза. Поскольку для любой европейской страны, где таможенники призваны помогать человеку, это — обычная процедура, занимающая пару часов, то бедняга-водитель так и сделал. Но отдел по борьбе с контрабандой Бобруйского поста Могилевской таможни быстренько «организовал дело». Груз был задержан, а затем судом Ленинского района г. Могилева конфискован в доход государства «на основании отсутствия контракта между грузоотправителем и грузополучателем».

Законопослушные немцы так ничего не добились (хотя долго жаловались), и до сих пор не могут понять — за какое нарушение закона их наказали.

О другом случае с немецким гражданином наша газета уже рассказывала: у него конфисковали автомобиль БМВ, стоимостью свыше 60 тыс. евро, по причине… Впрочем, скорее всего, безо всяких причин — очень уж был хорош автомобиль. После долгих судебных тяжб (вплоть до международных) немцу решили вернуть авто. Но не могут этого сделать потому, что машина «нашлась» в гараже управления делами президента, а управляющая делами Галина Журавкова сейчас находится в тюрьме по обвинению в коррупции и взятках в особо крупных размерах.

Совсем недавно белорусские таможенники придумали еще более надежный способ конфискации российских грузов: признание регистрации российского субъекта хозяйствования незаконной. При этом они «забыли», что это нонсенс, поскольку суд одного государства не вправе признавать незаконной регистрацию субъекта хозяйствования, произведенную на территории другого государства. Но если бы только одно такое нарушение было допущено доблестными белорусскими правоохранителями…

Недавно в суде Московского района г. Бреста рассматривалось дело в отношении российской фирмы, представитель которой все-таки узнал о времени рассмотрения и вовремя явился в суд. Но его туда просто не пустили объяснив, что «лицо, совершившее правонарушение, не установлено, а фирма и ее представитель к неустановленному лицу не имеют никакого отношения».

Россияне не одиноки

Конечно, президент Лукашенко уже много лет утверждает, что Беларусь и Россия — две братские страны, а у родственников, как говорится, не грех и позаимствовать, но причем здесь остальные?

Недавно дипломатические миссии Молдовы, Литвы, Польши и Болгарии информировали свои правительства о нецелесообразности перевозки багажей через Беларусь. Очень возможно, что вскоре к тем же мерам прибегнут и наши дипломаты. А дело в том, что и для украинских грузов, следующих через таможенную территорию Беларуси, сложилась очень неблагоприятная ситуация. Так, при перевозке обществом «Елочивагро» из Латвии в Украину 9,5 тысячи тонн сахара-сырца (158 вагонов) этот товар был конфискован в доход государства. 110 вагонов сахара-сырца, следовавших из Латвии на станцию Коростень в адрес общества «Продсервис», находились под арестом 12 дней. Конфисковано 11 вагонов (650 тонн) полуфабрикатов первичных слитков из нержавеющей стали, которые перевозились в Голландию украинской фирмой «Одиссей». А следующие 105 загруженных вагонов уже больше двух месяцев стоят на пограничной станции Украины, и сейчас принимается решение о возвращении их в порты Черного моря и перевозки вокруг Европы из-за боязни, что груз могут конфисковать в Беларуси. Во всяком случае «химический анализ», который решил провести Таможенный комитет Беларуси, дает все основания для таких опасений. На Мозырской таможне находились под арестом в течение месяца 20 тонн ферроникеля, но их удалось «отстоять» после детального изучения сопроводительных документов, хотя после этого решено было все же везти металл через Россию — так безопасней.

Но самый комичный случай произошел в Гомеле, где уже 20 дней находятся под арестом спринцовки (!), которые киевские резинщики перевозили в Санкт-Петербург. Автор встретился с пострадавшими, и те с грустной улыбкой пошутили: «Если у белорусских таможенников такие проблемы с кишечником, что им необходимы наши спринцовки, пусть бы так прямо и сказали. Мы бы для них нашли».

Автомобили и коррупция

Особого разговора заслуживает конфискация на границе автотранспорта, особенно угнанного на Западе. Дело в том, что после установления факта угона административный суд не возвращает машину владельцу, а конфискует ее в доход государства.

Не обходят вниманием таможенники новые фуры или элитные пассажирские автобусы, стоящие немалых денег. При этом особенно страдают зарубежные компании, имевшие неосторожность взять на работу бывших советских граждан, которые грешат склонностью «заработать на стороне», например, припрятав контрабандные сигареты. Например, водитель немецкой фирмы «Хетик» припрятал 106 блоков сигарет и был совершенно справедливо подвергнут наказанию. Но ведь при этом, как орудие правонарушения, был арестован и конфискован новенький автобус BOVA, принадлежащий немецкой фирме, и стоящий 250 тыс. долл. (сравните со стоимостью найденных сигарет), а всех его пассажиров (в основном солидных иностранных бизнесменов) попросту высадили…

Но не думайте, что нельзя без проблем переместить груз через белорусскую таможню. Достаточно заинтересовать таможенников «долевым участием», размер которого (по разным сведениям) колеблется в пределах 3—5% стоимости груза. Так, представители все той же фирмы «Хетик», у которой был конфискован автобус, утверждают, что им предлагали положительно решить вопрос (причем, до суда) за 25 тыс. долл., т.е. за 10% стоимости (поскольку автомобиль был уже задержан). Но немцы отказались от сделки, и в итоге им не помогли ни публикации в СМИ, ни письмо к президенту.

За долгие годы наработана целая схема взимания взяток и прикрытия этой деятельности со стороны правоохранительных органов. Например, если груз следует по железной дороге, деньги могут передаваться через начальника станции либо его заместителя. А если клиент об этом «забывает», то таможенникам немедленно сообщается номер «опального» вагона, и там обязательно найдут нарушения. А с начальника станции, если он даже задержан с поличным, «взятки гладки», поскольку он — всего лишь техническое лицо, отвечающее за полноценное функционирование служб станции, а таможенные службы ему не подчиняются. Но до этого дело практически не доходит. Короче, благодаря ст.28 Кодекса об административных преступлениях, великолепную денежную подпитку получает не только государство, но и сами таможенники.

Почему и зачем

Все проще простого. В 2003 году от всех белорусских таможен в бюджет государства поступило 1 трлн. 972 млрд. 396 млн. белорусских рублей. (Для желающих перевести это в доллары, сообщаю, что сегодня 1 долл. стоит 2145 рублей. — Ю.В.). Из них чуть более 52,6 млрд. — стоимость конфискованных товаров.

«Эта цифра выглядит скромно. Я стараюсь везде ее озвучивать, после того как нам были предъявлены претензии в том, что Беларусь — серая дыра, куда невозможно ездить…» — сказал заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Иван Дубик, выступая 17 января с.г. перед сотрудниками Брестской таможни и таможни «Западный Буг». Но… «иногда ваши протоколы не выдерживают критики даже по внешнему оформлению. Серьезные упущения и ошибки вскрывает прокуратура. Растет число наших сотрудников, которые находятся в СИЗО и на зонах».

Подчиненных такие слова не очень расстроили. Ведь впоследствии тот же г-н Дубик заявил, что перед ними стоит задача — увеличить поступления в бюджет на 165 (!) процентов. Так что «работы» у них — непочатый край. Кстати, из неофициальных (но вполне заслуживающих доверия) источников стало известно, что буквально на днях возрастет ставка за растаможивание автомобилей и на 10% вырастет цена на автомобильное горючее. Весьма печальное сообщение для тех, кто собирается и впредь ездить через Беларусь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме