Возмущающее возмещение

Поделиться
НДС был, есть, да и, скорее всего, еще очень долго будет оставаться одним из наиболее коррумпированных налогов в Украине.

НДС был, есть, да и, скорее всего, еще очень долго будет оставаться одним из наиболее коррумпированных налогов в Украине. Несмотря на многочисленные заявления и обещания приступить к его реформированию, надежды на кардинальную реорганизацию системы в интересах предпринимателей остаются тщетными, ведь она дает возможность наживаться чиновникам. Правила и условия устанавливает не закон, а контролирующий орган. Кардинально ситуация и при новом правительстве не изменилась. Налоговая служба попросту "не верит" в экономическую целесообразность сделок, обвиняет бизнес в участии в схемах, заводит уголовные дела, а потом просто предлагает "порешать" эти проблемы за определенное и немаленькое вознаграждение.

Все, что связано с НДС, всегда было покрыто тайной. Если годовой план по сбору налога еще прописан в бюджете, и его может узнать каждый желающий, то помесячное расписание и информация по фактическим отчислениям - секрет, и публичного доступа к ней нет. По запросу Министерство доходов и сборов все же предоставляет данные. Внешне все выглядит достаточно оптимистично - уже при новом руководителе ведомства за март-май в общий фонд госбюджета было перечислено 20,9 млрд грн налога с произведенных внутри страны товаров, работ и услуг. Даже доведенный до фискальной службы план Минфина удалось в нынешних условиях перевыполнить на 5,2%, или 1 млрд грн. Так, еще в феврале объемы сбора составляли 4,8 млрд грн, а в последующие три месяца отмечалась позитивная тенденция в поступлениях. В марте они уже составили 5,7 млрд грн, в апреле и мае -
7,7 млрд грн и 7,6 млрд соответственно (см. табл. 1 на 6-й стр.).

Руководитель центрального налогового ведомства Игорь Билоус неоднократно отмечал, что это якобы результат борьбы со схемами (о факторах девальвации и инфляции чиновники предпочитают умалчивать. - Ред.).

Хотя о сути схем, конкретных заказчиках и исполнителях, а также ответственности, которую они в результате такой борьбы понесли, никто особо не распространяется. А в конце мая результаты деятельности налоговиков по ликвидации теневого сектора раскритиковали и премьер-министр Арсений Яценюк, и министр финансов Александр Шлапак. Они признали, что так называемые налоговые площадки, которые создавались для минимизации обязательств и отмывания денег, до конца не зачищены. На их месте начинают работать "партизаны", а контролирующий орган не предпринимает адекватных мер для борьбы с этим явлением.

Не менее засекреченной пока остается информация и о возмещении НДС: Госказначейство перестало публиковать данные об автоматическом возврате налога. Хотя в Миндоходов отмечают, что из 18 млрд грн, которые за пять месяцев плательщики получили на свои счета в банках, почти 60% возмещено в автоматическом режиме. Впрочем, если сравнить показатели "автомата" с марта, когда в налоговое ведомство зашло новое руководство, с данными за соответствующий прошлогодний период, то в среднем объем возврата НДС в оперативном режиме получается практически одинаковый - 2,06–2,13 млрд грн.

В целом показатель возврата налога за последние три месяца ниже прошлогодних результатов. В марте этого года бизнес получил всего 2,3 млрд грн НДС, в то время как годом ранее - почти 5 млрд грн. Однако уже в апреле объемы возврата выросли почти вдвое - до 4,2 млрд грн (в 2013-м - 4,8 млрд), в мае - 4,9 млрд (5,2 млрд). Примечательно, что в апреле-мае суммы возмещения даже превысили заявки плательщиков (было заявлено 3,8 млрд и 4,5 млрд грн соответственно). При годовом плане в 53,37 млрд грн среднемесячные объемы возмещения должны превышать 5 млрд.

В распоряжении ZN.UA оказалась таблица с информацией о сборе НДС и возмещении налога с разбивкой по регионам (см. табл. 2). С начала года наибольший объем отчислений зафиксирован от центрального офиса по работе с крупными налогоплательщиками - 19,72 млрд грн. На предприятия, зарегистрированные в офисе, и ушла львиная доля возмещенного НДС - 12,6 млрд грн. А, например, плательщикам Киевской и Полтавской областей возместили больше, чем они перечислили в бюджет, - 1,24 млрд грн против 1,091 млрд и 893,25 млн грн против 604,73 млн соответственно. В то время как Донецкая и Днепропетровская области за пять месяцев перечислили 1,276 млрд и 980,15 млн грн соответственно, а получили в среднем в шесть раз меньше (но это без учета крупных плательщиков, зарегистрированных в центральном офисе).

Есть даже информация, что глава Днепропетровской облгосадминистрации Игорь Коломойский на одном из совещаний в Киеве выразил возмущение тем фактом, что предприятия его области получают возмещения в разы меньше, нежели той же мятежной Донецкой. Согласно общим данным с разбивкой по областям и предприятиям, которые с апреля публикует Госказначейство, только за два месяца плательщикам Донецкой области государство возместило 3,75 млрд грн, а Днепропетровской - 1,2 млрд. Эти два региона, а также Запорожская область и предприятия, зарегистрированные в Киеве, - наибольшие получатели возмещения НДС. Во всяком случае, за те два месяца, данные по которым можно анализировать. Органы казначейства обнародовали информацию о более чем 1500 плательщиках. Примечательно, что компания "Метинвест", в адрес владельца которой Рината Ахметова звучали обвинения в поддержке и финансировании сепаратистов на Востоке, исправно получает возмещение НДС из госбюджета - его объемы в мае даже выросли по сравнению с апрелем (26,9 млн грн против 17,1 млн).

Многие влиятельные предприниматели, конечно, не в восторге от публикации своих данных, и в другой ситуации их влияния наверняка хватило бы, чтобы забыть об этой идее. Собственно, так до апреля и было. Но сейчас, когда правительство вроде бы пытается демонстрировать открытость, доступ к таким данным стал возможен. "Не весь бизнес был "за". Бизнес - достаточно закрытый механизм, который смотрит на эти цифры с точки зрения бизнес-модели предприятия, - говорит старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Верламов. - Если предприятия работают в одном секторе, они конкуренты. И если конкурент видит, что идет возмещение, это значит, что экспорт увеличился, по объему возмещения можно также увидеть, растет ли оборот".

В Минфине же говорят о своем нововведении с гордостью и заверяют, что на этом не остановятся. Замминистра Денис Фудашкин рассказывает, что в его ведомстве намерены пересмотреть критерии публичности, но что и как показывать общественности, чиновники будут решать вместе с технической миссией МВФ. Но уже сейчас господин Фудашкин говорит, что в правительстве планируют открыть доступ к объему заявок предприятий и сумме задолженности государства перед плательщиком.

В пресс-службе Миндоходов информацию о сумме долга так и не предоставили, а Игорь Билоус удивился, зачем такая информация СМИ вообще нужна. Впрочем, например, в Федерации работодателей и без налоговой ведут такие подсчеты. И, по их оценкам, задолженность по возмещению НДС на текущие счета плательщиков по состоянию на 1 июня составляет более 19 млрд грн. Еще 15 млрд - заявленный к возврату НДС в счет будущих платежей, 10 млрд грн - превышение налогового кредита над обязательствами. А если добавить сюда еще и суммы переплат, которые к началу месяца уже составили 36,3 млрд грн, то получается, что бизнес бесплатно кредитует бюджет на сумму в более 80 млрд. Только с начала года объем уплаченных наперед налогов вырос на 23 млрд грн. Господин Билоус отмечает, что без применения практики переплат налоговая пока никак не может. Но обещает отказаться от старой практики, как только сработают компенсаторы в виде сокращения теневого сектора. А долги по НДС правительство решило традиционно гасить НДС-облигациями. На прошлой неделе на заседании Кабмина уже было принято решение о первом выпуске бумаг на сумму 7 млрд грн. Общий объем долга, который будет оформлен ОВГЗ, превысит 16 млрд грн.

Пока бизнес безвозмездно кредитует государство, налоговики и другие контролирующие органы просто мешают работать. Когда Миндоходов руководил Александр Клименко, число обращений к юристам по вопросам возмещения НДС несколько уменьшилось, констатирует адвокат, партнер юрфирмы "Ильяшев и Партнеры" Максим Копейчиков. Но вовсе не от улучшения жизни предпринимателей. Отчасти это было связано с тем, что некоторые отчаялись добиться справедливости в украинских судах, отчасти с тем, что механизмы и условия возмещения НДС размещались едва ли не на каждом столбе, как и адреса контактных лиц, которые могли посодействовать с возмещением. А юристам в таких "постановках" была отведена даже не роль второго плана, они, как правило, были зрителями, некоторые - вспомогательным персоналом.

Помимо этого, налоговые органы имели разнарядку на уменьшение правдами и неправдами налогового кредита крупных налогоплательщиков. Иногда это достигалось посредством компромисса между плательщиками и налоговыми органами, но чаще - "снятием" кредитного НДС по результатам налоговых проверок. "Аргументация налоговиков, как правило, однообразна - "нереальность" хозяйственных операций, ничтожность договоров, сомнительные контрагенты "по цепочке поставщиков". Арсенал не меняется уже несколько лет, если не десятков", - рассказывает г-н Копейчиков.

Методы работы кардинально не изменились и сейчас. "Налоговики просто "не верят" в экономическую целесообразность сделок, - утверждает Сергей Верламов. - Но при этом они не хотят официально признавать операции нереальными, ведь это обязывает доказать этот факт в суде".

Кроме этого, еще в марте нынешнего года Высший админсуд принял решение, суть которого сводится к тому, что плательщик должен быть умным и расчетливым при выборе контрагента, и наличие у поставщика госрегистрации и регистрации в налоговых органах еще не характеризует его как добросовестного. То есть суд считает, что вся ответственность за нечистоплотного контрагента в пятом колене лежит на компании, которая собрала недостаточно информации о контрагенте и его должностных лицах перед заключением договоров. "Исходя из такой позиции, плательщик должен провести расследование по установлению репутации контрагента на рынке, что на практике, как правило, является сложным", - поясняет руководящий партнер юрфирмы WinnerLex Анна Винниченко.

Результатом отсутствия такой возможности проверки контрагента является то, что документы налоговиками не признаются, а значит, компании лишаются права формирования налогового кредита и возмещения НДС. Г-жа Винниченко добавляет, что превышением полномочий контролирующих органов также является составление актов проверок без принятия налогового уведомления решения, в результате чего самостоятельно меняют показатели отчетности плательщика в базе сопоставления кредита и обязательств. Аналогичные действия применяются ко всем контрагентам. И получается, что страдает деловая репутация, контрагенты отказываются работать, и главное - в суде невозможно оспорить такие действия, так как мы помним, что уведомление-решение не принято.

Процедуры и механизмы устанавливает не закон, а конкретно взятый чиновник. В самом Миндоходов рассказывают, что такса рядового инспектора в районной налоговой инспекции составляет до 50 тыс., причем далеко не гривен. И это - даже не в Киеве. Страшно представить, сколько по вертикали в результате получит начальник этого инспектора, начальник начальника и в итоге - главный налоговик в регионе. Пока на Востоке идут боевые действия, в Киеве развернулся процесс по уничтожению бизнеса и рабочих мест, уверен глава Федерации работодателей в столице. "На протяжении июня киевский бизнес постоянно терроризирует налоговая милиция, санэпидстанция, пожарные. Они создают искусственные проблемы, пытаясь любой ценой набить собственные карманы. Бесит этот цинизм. Пока на Востоке пацаны гибнут, они решают собственные вопросы", - рассказывает он.

Одно из предприятий Киева, столкнувшихся с открытым хамством чиновников, составило даже прайс-лист их услуг. Пожарные, например, за устранение выявленных нарушений во время проверки выставляют счет на 15 тыс. грн, экологи за инвентаризацию стационарных источников выбросов - 45 тыс. грн, налоговая милиция за то, чтобы полюбовно закрыть уголовное дело, которое открывает по фактам, которые уже проходят стадии судебных разбирательств, - 25 тыс. долл. В Федерации работодателей подсчитали, что расходы госбюджета в 2013 г. на содержание госорганов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, составили более 24 млрд грн. Затраты государства на проведение одной проверки - 16 тыс. грн, а средний размер поступлений от финансовых санкций - всего лишь 180 грн (!).

Так может пора уже делать выводы? Бизнес уже который год говорит о необходимости перехода на полную электронную отчетность и проверки, но в правительстве вместо того, чтобы ограничить или вообще закрыть доступ чиновника к предприятию, предпочитают пафосно разглагольствовать о вреде коррупции, декларируя давным-давно набившие всем невообразимую оскомину намерения инициировать новую программу борьбы с ней. И пока предприниматели будут мириться с подобным положением дел, высказывание из мудрого народного фольклора об ущербности "обделившей себя руки" уж точно будет оставаться актуальнее реформаторской чиновничьей патетики.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме