Вот уже год крымское правительство с завидным постоянством возвращается на своих заседаниях к проблеме долгов. Будет возвращаться еще и в 2000-м, потому что очевидные успехи здесь чередуются с не менее очевидными провалами.
Начнем, как водится, с хорошего. За 1999 год общая задолженность по социальным выплатам сократилась на 61,9 миллиона гривен, что составляет 58,1 процента долгов, с которыми Крым начал ушедший год. В том числе долги по заработной плате сократились почти на 63 процента и составляли на 1 января с.г. 35,6 миллиона гривен (для сравнения: на 1 января 1999 года они составляли 106,9 миллиона). Во всех 25 районах уменьшилась задолженность по зарплате сотрудникам социально- культурных учреждений, а в Ялте, Феодосии, Судаке и в учреждениях республиканского подчинения долги по зарплате ликвидированы и выплата денег проводится за текущий месяц. Это достигнуто благодаря тому, что свыше 80 процентов доходов бюджетов направлялось на социальные выплаты. А в декабре правительство пыталось мобилизовать на эти цели максимум средств и целых пять дней более 90 процентов поступлений шли на выплату долгов.
Однако — как в том анекдоте — «это им не сильно помогло»… Какую сферу ни возьми — везде есть свои «но». Так, несмотря на общие успехи, в Джанкое, Саках, Кировском, Красногвардейском, Советском и Сакском районах увеличилась задолженность по зарплате. В январе в целом по Крыму на ликвидацию задолженностей направлялось почти 82 процента поступлений, но это не помогает: удалось профинансировать только 45,9 процента месячной потребности, следовательно, нужно ожидать, что задолженность опять возрастет.
По словам главы правительства автономии Сергея Куницына, причина этого отставания в том, что, несмотря на рост производства в 1999 году на 18,2 процента, в январе его приходилось искусственно сдерживать из-за дефицита электроэнергии и других энергоносителей. Предприятия простаивают, нет продукции — нет и притока денежных средств. Да и в прошлом году, по данным министра финансов автономии Людмилы Денисовой, 47 процентов крымских предприятий сработали с убытками, которые оцениваются в 177 миллионов гривен. От них только налога на прибыль ввиду отсутствия таковой недополучено 22 миллиона, а это, как видим, треть всей суммы долгов. В целом по Крыму семь тысяч разных предприятий, т. е. пятая их часть, имеют недоимки по разным видам платежей в бюджет, что вылилось в кругленькую сумму в 225 миллионов гривен. Основных причин две: высокая дебиторская задолженность по этим предприятиям (как результат, недоплаты в бюджет составляют 51 миллион гривен) и реализация бартерных схем при взаимных расчетах (еще 40 миллионов недоплаты, поскольку по отдельным предприятиям удельный вес бартера доходит до 80 процентов).
В прошлом году Крым был единственным в Украине регионом, которому были полностью оставлены налог на прибыль, подоходный налог с граждан, плата за землю и акцизный сбор. Этими невиданными для страны льготами автономия обязана своей Конституции. Проявив заинтересованность, органы власти на местах добились увеличения поступлений по всем видам налогов: план по налогу на прибыль перевыполнен на 20 процентов, подоходный налог — на 15, акцизный сбор — на 61, плата за землю — на 14, местные налоги и сборы — на 13 процентов. За счет этого объем годового бюджета республики вырос на 40 процентов по сравнению с 1998 годом — с 503 до 714 миллионов гривен. Но и в таких условиях едва удавалось сводить концы с концами.
Чтобы уменьшить долговое давление на бюджет, в 520 бюджетных учреждениях применены пластиковые расчетные карточки, что уменьшило задолженность на 40 миллионов гривен. Вексельные взаимозачеты Минфина не назовешь новинкой, но с их помощью удалось сократить долги на 156 миллионов. Применялись также выплаты зарплат и пенсий в натуральной товарной форме: всего «в счет денег» выдано товаров на 35 миллионов гривен, что составляет 2,4 месячного фонда зарплаты. Невыплаченная зарплата зачислялась также в счет коммунальных платежей — 4,9 миллиона гривен.
Благодаря всему комплексу мер в целом по Крыму удалось сократить задолженность. Чего не скажешь о некоторых регионах, где люди всякое известие о сокращении долгов встречают с негодованием потому, что их, конкретных тружеников или получателей пособий, это не коснулось. Взять, к примеру, Керчь — на социальные выплаты в городе ежемесячно направляется вместо рекомендованных 80 процентов поступлений всего лишь 60—70 процентов. По словам Людмилы Денисовой, за год только из-за этого город упустил возможность сократить долги по зарплате на миллион гривен. Если в Феодосии и Красноперекопске долги по государственным пособиям полностью ликвидированы, то во многих районах эту задачу руководители не считают первостепенной, чем только восстанавливают людей против себя. Много ли хорошего могут сказать, например, нижнегорцы о руководителях своего района, если задолженность по государственным пособиям постоянно растет и уже достигла 38 (!) месяцев. А в ряде других районов она составляет от 15 до 30 месяцев!
Как самодостаточный регион, крымская автономия, наряду с Киевом, получит в 2000 году исключительные права — оставлять у себя три вида налогов. Кроме того, Президент, по словам Сергея Куницына, дал Крыму возможность еще год (последний!) доказывать экономическую эффективность уже созданной СЭЗ «Сиваш» и новых — «Порт «Крым» в Керчи и зон приоритетного инвестирования на Южном берегу. Если при всем этом в нынешнем году не будет ликвидировано такое позорное явление, как долги, которые тяжкими оковами висят на бюджете, то веры Крыму больше не будет, рациональное зерно всех экспериментов будет утеряно, а их суть — дискредитирована.