НАЛОГИ: ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ (БЕЗ ВОЙНЫ И БЕЗ КОММУНИЗМА) ЕСЛИ ЗАКОНЫ ПОПИРАЮТСЯ, ЗНАЧИТ, ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО

09 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 14, 9 апреля-16 апреля 2004г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Раз Для начала — о госбюджетном-04 законе. Вспомним (если кто забыл), что именно было попрано при отм...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Раз

Для начала — о госбюджетном-04 законе. Вспомним (если кто забыл), что именно было попрано при отмене целой кучи налоговых льгот через этот закон, принятый 27 ноября (!) прошлого года:

статья 1 Закона «О системе налогообложения», прямо запрещающая что-либо изменять в налогообложении (в том числе льготы) позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года;

статья 7 того же закона, столь же прямо запрещающая что-либо изменять в механизме взимания налогов и сборов через закон о госбюджете;

статья 27 Бюджетного кодекса, требующая официального обнародования законов, влияющих на бюджет, до 15 августа года, предшествующего плановому (в противном случае соответствующие нормы применяются не раньше года, следующего за плановым).

Как справедливо отметил Госкомпредпринимательства Украины в своем информационном письме № 227 от 26.01.2004 г. со ссылкой на вышеуказанные беззакония, «плательщики налогов имеют право не применять нормы относительно изменений налогового законодательства, предусмотренные Законом Украины «О Государственном бюджете на 2004 год».

Тот факт, что письмо подписано И. Богословской, сейчас уже в этом комитете не работающей, никакой роли не играет: это письмо — не от нее лично, а от госоргана, и никто его не отменял. (Легитимны же у нас постановления Кабмина лазаренковской эпохи — несмотря на то что лицо, их подписавшее, находится известно где и известно под чем.)

И тем не менее — беззаконная отмена налоговых льгот, поправшая всё, что можно было попрать, действует! Действует и топит предприятия, аки Герасим — ту собачку.

Не будем задавать дурацкие риторические вопросы типа того, куда же смотрит в это время гарант Конституции и законности: солнцу нашей демократии не до налогов, а когда все-таки до них (см. «Два»), то выходит еще хуже.

Можно лишь предположить, что 27 ноября 2003 года — это не позднее, чем 30 июня 2003 года и тем более — чем 15 августа 2003 года, а отмена налоговых льгот не является ни изменением относительно порядка их предоставления, ни изменением механизма налогообложения.

Потому что если с этим не согласиться, то мы вынуждены будем признать материализацию (впрочем, первую ли?) налогового беспредела. Причем беспредела на таком уровне (депутаты принимают, а Президент подписывает закон, явно противоречащий и другому закону, и Кодексу), выше которого даже трудно себе что-то представить и по сравнению с которым меркнет любое другое беззаконие на просторах нашей нескучной Родины.

Так-то мы готовимся к вступлению в ЕС? «А мы с такими рожами возьмем да и припремся к Элис…» Или вся надежда на то, что Европа не узнает?

Но где же — задаем уже не дурацкий вопрос — была в это время оппозиция? И где она сейчас? На баррикадах? Но почему средь ее прочих трубных гласов не слышно даже попискивания насчет незаконной отмены льгот? Разве ей, оппозиционной, не ясно, как эта отмена аукнется?

Или власть права в том, что оппозиции сейчас «чем хуже, тем лучше»? Как-то иначе объяснить ее, мягко говоря, небоевитость в столь очевидной и, казалось бы, выигрышной для нее ситуации — сложно. Выходит, чужие минусы дороже своих плюсов, а потому эти минусы надо беречь-лелеять?

Ну где обращения депутатов в Конституционный суд?

Где разъяснения-возмущения «оппозиционных» депутатствующих экономистов и контролируемых ими комитетов ВР?

Где находится (и почему не ночует перед зданием КС) единственный депутат ВР, что-то понимающий в налогах и представляющий — если верить межфракционному распределению — нашу (именно «нашу») оппозицию?

Вместо этого всего «сопротивление» пошло по пути внесения в незаконный закон поправок — и, естественно, напоролось на вето. Теперь же тактика стала еще интересней: пробивается новый закон, в котором приостановленные нормы не восстанавливаются, но шлифуются, причем шлифовка станет актуальной только в том случае, если госбюджет-05 почему-либо окажется гуманнее госбюджета-04.

Согласитесь: новая редакция ОТМЕНЕННЫХ статей — это нечто новенькое…

Что же еще надо попрать, чтобы либеральное крыло парламента проснулось и что-то, наконец, пискнуло посерьезнее? А то ведь некоторые предприятия уже тонут! Они — всего лишь пешки в большой игре, на которые при битве королей можно не обращать внимания…

А кто же вас всех, короли, кормит? Попрoсите еще на свои программы…

Но пока — при недалекой власти и «коварной» оппозиции — все утерлись, делая так, как велит беззаконие, и созерцают попустительство тех, кому не интересно «по-маленькому», когда можно «по-большому».

Впрочем, утерлись не все. Пока государство с вожделением режет куриц, несущих золотые яйца (или, по крайней мере, способных их нести), не все готовы отдать себя (и свои яйца, пусть даже потенциальные) без сопротивления. В результате некоторые таки отсуживают свои права (есть прецеденты!) и доказывают, что для данного (!) предприятия незаконный закон не действует.

Тем более, что и письмишечко Госкомпредпринимательства (см. выше) имеется. А знаменитый подпункт 4.4.1 знаменитого «эпохального» Закона «О порядке погашения налоговых обязательств…» обязывает суды при разночтении («конфликте интересов») принимать решение в пользу налогоплательщика. Лишь бы только он сам этого хотел…

Кино же заключается в том, что остальные зря надеются отсидеться, спокойно разоряясь, в тени. Когда Спящий проснется и Правда победит (ой, как хорошо пописывается…), окажется, что они все незаконно платили в бюджет, к примеру, НДС. Это, конечно, не страшно, а страшно другое: они его все незаконно, как выяснится, удерживали с покупателей! Вот сие уже — серьезно, ибо если не поймать покупателей и взад им этот НДС не вернуть, то его придется отдать Родине четырежды (!):

во-первых, как НДС (не оставлять же названное НДСом себе, а при спецсчетах такое и вовсе станет невозможным!);

во-вторых — как незаконное завышение цены — согласно ст. 14 Закона «О ценах и ценообразовании»;

а в-третьих и в-четвертых — как двукратный штраф за такое завышение, изымаемый — вместе с суммой самого завышения — в местный бюджет.

Нам, между прочим, этих будущих бедолаг и не жалко: так им и надо, нужно было за права свои бороться, а не тихо высиживать яйца, из которых — вместо прибылей (их у трусов сейчас не бывает) вылупятся штрафы. Тихим нужно понять уже сейчас: страшно у нас не только спорить, но и подчиняться. А что хуже — еще неизвестно.

Два

Если же легитимность беззаконнейшего из беззаконнейших так и не будет «масштабно» оспорена, то на таком фоне законность президентского указа № 259 от 1 марта (введение НДСных спецсчетов) покажется и вовсе незыблемой.

Ну, подумаешь, нет уже у Президента былых полномочий — а революционная целесообразность? Страну, понимаешь, грабят, а Президент должен сидеть и спокойно смотреть, законы соблюдать, действовать в рамках куцых своих прав? Нет уж, раз перхоть заела, то — гильотиной, вот перхоти и не будет. Почему же, в самом деле, чтобы извести жуликов, не пожертвовать сотней-другой нормальных предприятий, их же у нас много… Пока.

Ну, подумаешь, даже когда сверхполномочия у Президента и имелись, такой указ все равно был бы спорным: ведь указами регулировать можно было только то, что не урегулировано законодательством, а куда и как девать НДС — законодатель урегулировал весьма подробно. Но какое всё это имеет значение: не швейцарцы — стерпят! Как та Муму.

Однако как раз указ терпеть не намерены даже наши спокойные. Точнее — даже спокойные «наши». И, пожалуй, тут шанс есть. Особенно — если гаранту «свои» объяснят, что другие «свои» не то подсунули (оно случается, когда министр, к примеру, финансовой прокуратуры является по совместительству вице-верховным судьей, и ему — ввиду такого совмещения — некогда слушать и понимать аргументы финансовых адвокатов). Вот если эдакое объяснение состоится, то не исключено, что Конституционному суду и разрешат что-нибудь признать — оно может оказаться предпочтительнее, чем идти с предпринимательством на баррикады, причем с разных сторон (или чем устраивать предприятиям, что гораздо более вероятно, коллективные могилы на Братском кладбище имени НДС).

А то ведь — помимо замораживания оборотных средств — субъектам хозяйствования грозит из-за этих спецсчетов кое-что и посущественнее, из-за чего мы вправе сказать: это таки немножко ограбление. Типа «Всем оставаться на своих местах, а деньги — во-о-он в ту кошелочку...»

В самом деле, не имея изначально средств на НДСных спецсчетах, а затем их имея в ограниченном количестве и не желая туда загонять (безвозвратно!) деньги с обычных счетов, предприятия будут пытаться сначала получать оплату, а потом отгружать товары, чтобы возникновение налогового обязательства не опережало соответствующего поступления на спецсчет (кассовый-то метод пока не вернули!). При этом, чтобы не тратить оставшиеся после введения НДСных счетов оборотные средства, каждый будет норовить сначала покупку приходовать, а затем уже ее оплачивать, причем очень желательно будет оплатить товар аж после получения денег от его дальнейшей реализации.

Словом, все захотят получать предоплаты/предотгрузки — при том, что осуществлять их никто не захочет. Нетрудно заметить, что интересы продавцов и покупателей здесь немножко не совпадают, каковое несовпадение способно породить кризис неплатежей уже само по себе; нулевое же исходное содержание спецсчетов этот кризис обязано усилить.

Получать раньше, чем отдавать, сразу всем будет трудно: где ж найти столько дураков, если все умные. Разрубить гордиев узел могла бы Родина, щедро сгрузив на спецсчета всё, что она задолжала по НДСному возмещению, но поскольку вводились новые счета с целью противоположной, то на это надежды нет.

(Зададимся попутно вопросом, а сколь активно будут идти расчеты в дни введения — кстати, перенесенные — этой муристики в жизнь?)

В общем, те, кто не захочет тикать из легального бизнеса даже в таких условиях и с упрямством, достойным лучшего применения, останется, вопреки всякой логике, на свету, окажутся вынужденными «добровольно прокредитовать» свои НДСные счета за счет счетов нормальных. Ну а о том, что «кредит» этот имеет не больше шансов на возврат, чем кредит ограбляемого грабителю, все уже знают: дорога на тот св... на тот счет — это дорога в один конец, обратную запретили.

НДСные квартальщики между тем сравняются с месячниками, поскольку и те, и другие станут фактически «дневниками»: НДС с каждого поступления будет тут же исчезать там, откуда не возвращаются. Правда, Родина им сразу воспользоваться не сможет (в отличие, кстати, от банка), но кому от этого легче?

Будем, однако, оптимистами и вознадеемся, что по мере скорого вымирания предприятий спецсчета отменят и все помереть не успеют: кто-то останется, вот тогда-то и восторжествует законность. Хотя, с другой стороны, нормальной экономики в ненормальном обществе быть не может.

Так или иначе, нас ждет ну очень интересное время. «За что, Герасим?»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК