КРЫМ БУДЕТ ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ… ИЗ КИЕВА? БЮДЖЕТ-04 АВТОНОМИИ НА ДВЕ ТРЕТИ СОСТОИТ ИЗ ДОТАЦИЙ И СУБВЕНЦИЙ. КАК ВОССТАНОВИТЬ МЕСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВ?

Поделиться
Несмотря на то что новый бюджет Крыма впервые за несколько лет был принят в конце уходящего года —...

Несмотря на то что новый бюджет Крыма впервые за несколько лет был принят в конце уходящего года — еще 25 декабря, и в 2004-м автономии не пришлось жить по старому бюджету, в кредит, нельзя сказать, что депутаты слишком спешили. Как раз наоборот: параметры финплана автономии на 2004 год до утверждения обсуждались и на депутатских слушаниях, и в комиссиях, и с активистами местного самоуправления, и в печати. Судя по всему, это странное соотношение, когда свои собственные доходы составляют 40 процентов, а дотации и субвенции из госбюджета — 60, было нелегким для автономии, ранее утверждавшей о своей самодостаточности и периодически требовавшей от центра права на одноканальный бюджет. В результате даже в конституции АРК записали, что все налоги и сборы остаются в местной казне.

С прошлого года в Крыму ввели два собственных налога — с курортников и с автоперевозчиков в курортной сфере, но и это не помогло. Тем не менее министр финансов Александр Гресс отметил: «Это единственный раз, когда Крым принимает бюджет вовремя, и это самый реальный бюджет за все время»…

Закрывая обсуждение бюджета, глава парламента автономии Борис Дейч высказал уже не пожелание, а требование — и дальше работать над увеличением доходной части. И задача эта останется актуальной, видимо, на весь нынешний год. Точно так же, как она же была актуальной в течение всего 2003-го. Хотя по сравнению с 2002-м доходы крымского бюджета за прошлый год увеличились на пятую часть, в воздухе все равно зависли не профинансированными потребности более чем на 50 млн. грн. — целый ряд программ и мероприятий.

Если подходить с такими же «потребностями» к бюджету 2004 года, то, по словам Бориса Дейча, необходимо увеличение доходной части более чем на 200 миллионов. Но это нереально, потому что в прошлом году Крым пережил несколько серьезных финансовых потрясений. Первое из них — потеря 80 процентов акцизного сбора от перерегистрации водочной компании «Союз-Виктан» из Крыма в Киев. Если до этого автономия собирала 224 млн. водочных акцизов, то теперь — каких-то 60 млн. Глава правительства АРК Сергей Куницын уже сказал о том, что Крым инициирует изменения в налоговое законодательство с тем, чтобы ввести норму, что производственные компании уплачивают налог не по месту регистрации головного офиса, а по месту производства основной продукции. Глава Кабмина Украины Виктор Янукович во время пребывания в Крыму с такой постановкой вопроса согласился: да, это имеет смысл, поскольку методом простой перерегистрации основных плательщиков налога любой регион можно будет пустить по миру. Другое дело — место производства: ни цехи, ни источники сырья, ни рабочую силу так просто не переместишь, а потому такая норма должна гарантировать регионам финансовую устойчивость, не то что нынче.

Во-вторых, регион постигла общая для всех областей беда. В этом году в Крыму практически на 10 процентов сократятся поступления подоходного налога в связи с уменьшением его ставки до 13 процентов. Из-за снижения ставок налога на прибыль предприятий с 30 до 25 процентов автономия, соответственно, получит меньше корпоративного налога. Не оправдались надежды автономии и на сбор местных налогов, которых собрали меньше половины запланированного. Таким образом, республиканский бюджет составит в нынешнем году 605,6 млн. гривен, причем собственные доходы исчисляются только в 206 млн., то есть составляют 40,2 процента от потребности.

Что касается сводного бюджета Крыма, то есть с учетом бюджетов городов и районов, то картина примерно такая же: при общем объеме сводного бюджета около 1,3 млрд. гривен собственные поступления планируются в объеме 761 млн., а межбюджетные трансферты — 554 млн. И доля дотаций несколько меньше, но радоваться этому не приходится.

В связи с этим Борис Дейч и Сергей Куницын поставили вопрос в иной, чем ранее, плоскости: «Надо смотреть, не сколько не хватает, а сколько и где недобираем». И когда посмотрели более конкретно, оказалось, что при ином подходе к делу на местах бюджет мог вполне быть значительно богаче…

Например, только проверками КРУ вскрыто нарушений в расходовании местных бюджетов на 16 млн. гривен. По подсчетам Сергея Куницына, всевозможные льготы по плате за землю только в курортном секторе автономии составляют более 112 млн. Несомненно, многие из них при нашей несовершенной системе хозяйствования все еще необходимы, как, например, 100-процентная льгота по плате за землю для детских здравниц, ведь стоимость путевки и без того зашкаливает за все мыслимые пределы. Однако наряду с этим многие местные советы практически отказались от оценки земли, необоснованно уменьшают арендную плату вполне состоятельным плательщикам. Так, например, только из-за льгот, предоставленных Алупкинским горсоветом, бюджет города недополучил 284 тыс. гривен, Ялта — 249 тыс. А потери алуштинского бюджета из-за несвоевременности заключения договоров аренды составили 372 тыс. гривен.

Борис Дейч упрекнул Минфин и местные советы в том, что уже несколько лет в Крыму говорят об обеспечении прозрачности процесса продажи земли, об организации конкурсов, аукционов по продаже, сдаче в аренду и предоставлению земельных участков. И в то самое время, когда по неофициальным данным стоимость сотки крымской приморской земли на черном рынке доходит до 5 тыс. долларов, в бюджет на 2004 год не закладывается ни копейки доходов от этих операций. Не зря на недавнем совещании по проблемам землепользования в Крыму его участники высказывались за дополнительное внесение в доходную часть бюджета серьезной суммы от земельных аукционов. Теперь настаивает на этом и глава парламента, однако предпосылок к тому, что в нынешнем году земля будет продаваться или предоставляться в аренду исключительно через аукционы, нет никаких. Личные выгоды для местных чиновников от теневого оборота земли значат куда больше, чем доходы государства от прозрачных трансфертов с землей, поэтому для решения проблемы потребуются, скорее всего, законодательные рычаги, а их пока нет. И неспроста: землей торгуют — только, возможно, немного дешевле! — не только в Крыму…

По мнению Бориса Дейча, в Крыму превалирует бухгалтерский, а не экономический подход к бюджету. Крымчане, например, вполне заслуженно гордятся тем, что рост в промышленности составил 17 процентов. Но что это дало республиканскому и местным бюджетам, которые, как и раньше, экономили на культуре, медицине, учителях? По словам С.Куницына, проведенный правительством анализ работы республиканских промышленных предприятий показал, что налога на прибыль вместе с дивидендами от владения автономией акциями в бюджет внесено всего… 1,5 млн. гривен. Любят предприятия показывать балансы с «убытками», ничего не скажешь, однако должен же кто-то вести реальную бухгалтерию — Минфин или Минэкономики? Как, то есть с какой эффективностью, используется республиканское и коммунальное имущество?

В Алуште, например, КРУ обнаружило, что от реализации объектов приватизации в местный бюджет не перечислены 500 тыс. гривен, которые должны пойти на разработку генплана развития города. В Керчи незавершенное строительство незаконно передали бесплатно, в то время как оно могло принести в бюджет 1,147 млн. гривен. Таким образом, крымское правительство очертило еще одну сферу резервов, которые следует активно использовать в нынешнем году.

Сергей Куницын справедливо заметил, что только после этого можно браться за реальное создание привлекательной инвестиционной среды, что позволит привлечь дополнительные — а возможно, даже основные! — средства на развитие курорта и производства, а уже они обеспечат новые доходы бюджета.

Пока же, войдя в положение бедствующей автономии, Кабмин и Верховная Рада Украины пошли на серьезные финансовые уступки: в республике, как и раньше, оставлен весь акцизный сбор, разрешено продолжить эксперимент с местными налогами, которых планируется собрать не менее 7,5 млн. гривен. Крыму увеличена дотация за статус автономии, запланированы многие другие субсидии.

Как же удалось задобрить Киев? По словам Бориса Дейча, «в госбюджете заложено достаточно средств на различные государственные программы, и нельзя стесняться лоббировать наши крымские интересы в киевских коридорах. Только от нас с вами, от нашего профессионализма, настойчивости зависит, какая доля их окажется у Крыма». Вполне резонно. Но тут можно не только приобрести — можно также крупно ошибиться. Львиная доля дотаций, как стало известно, должна прийти по таким «спецканалам», как, например, «Программа развития Крыма как круглогодичного общегосударственного и международного курортно-рекреационного и туристического центра», Программа репатриации бывших депортированных и так далее. А по некоторым другим направлениям деньги существуют только на бумаге. Например, и в прошлом году, и в нынешнем не «перенесены» в госбюджет соответственно 23 и 16 млн. гривен, которые полагаются по Программе развития курорта.

Поэтому Борис Дейч и подчеркивает, что работа не заканчивается с принятием бюджета, а наоборот — только начинается. И бюджет-04 не может быть не чем иным, как просто тренировочным этапом к тому, чтобы уже бюджет 2005 года был качественно новым — если не полностью самодостаточным, то хотя бы в меньшей степени зависимым от госбюджетных средств. А тут уже многое зависит от тех тенденций, которые сейчас преобладают в экономике Крыма.

По мнению министра экономики Владимира Кулиша, АРК сейчас преодолевает последствия глубокого экономического кризиса. Валовая добавленная стоимость на душу населения в Крыму сейчас ниже среднеукраинской, хотя у крымчан есть все условия производить продукции и услуг значительно больше, чем в среднем в стране. С другой стороны, министр считает несовершенной и структуру крымской валовой добавленной стоимости. В развитых странах доля отраслей материального производства составляет в ней порядка 30 процентов, а доля сферы услуг — порядка 70. Крымское соотношение выглядит иначе — 48:52. Поэтому уже с нынешнего года доля сферы услуг, а значит, эффективность таких отраслей, как курорт и туризм, должна существенно возрасти. Именно структурные сдвиги в экономике позволят, по мнению министра, освободить в будущем крымский бюджет от постыдной зависимости от дотаций из центра…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме