Банковская система через год после начала кризиса: потери и достижения, угрозы и перспективы

Поделиться
За эти 12 месяцев банкиры и их клиенты уже немного обжились в новой реальности и даже притерлись к новой системе взаимоотношений...

Ровно 12 месяцев назад жизнь отечественной банковской системы и ее клиентов перешла в качественно новое измерение. 7 октября 2008 года из-за возникшей клиентской паники и массового оттока депозитов банковский регулятор ввел временную администрацию в одном из крупнейших системных банков Украины — Проминвестбанке. С 13 октября вступил в силу мораторий на досрочное изъятие депозитов, а также увеличение банковских кредитных портфелей.

Одновременно введенный Нацбанком 5-процентный лимит на отклонения между курсом покупки и продажи наличной иностранной валюты стал попыткой сдержать начавшую «срываться с цепи» девальвацию гривни. Проблемы отечественной экономики и ее банковской системы, прежде далекие и абстрактные для большинства граждан, вдруг пришли в будни украинцев, больно ударив по их кошелькам и сбережениям.

С того момента банковская система потеряла в общественном сознании статус главного «моста в Европу» и локомотива экономики, а в адрес банкиров, назначенных виновниками едва ли не всех украинских бед, посыпался поток укоров, претензий, обвинений и даже проклятий.

За эти 12 месяцев банкиры и их клиенты уже немного обжились в новой реальности и даже притерлись к новой системе взаимоотношений. Страсти и бури понемногу улеглись и стихли. Но значит ли это, что уже позади все самые серьезные угрозы? Чему научились и что сделали за прошедший год банкиры, насколько серьезны их сегодняшние проблемы? Достаточно ли усилий прилагает государство, чтобы помочь эти проблемы решить? Ведь как уже показала практика, сегодняшняя головная боль финансистов завтра может стать причиной паралича всей страны.

Именно этим вопросам мы и посвятили наш круглый стол, пригласив на него лидеров мнений банковской системы. На приглашение «ЗН» откликнулись председатели правлений «Райффайзен Банка Аваль» Владимир ЛАВРЕНЧУК, Укрсиббанка — Сергей НАУМОВ, «ОТП Банка» (Украина) — Дмитрий ЗИНКОВ, «ВТБ Банка» (Украина) — Вадим ПУШКАРЕВ, банка «Финансы и Кредит» — Владимир ХЛЫВНЮК, «Дочернего банка Сбербанка России» — Игорь ЮШКО, банка «Старокиевский» — Юрий ЯРЕМЕНКО, а также вице-президент Альфа-банка (Украина) Роман ШПЕК и глава набсовета «Платинум банка» Юрий БЛАЩУК.

У «ЗН» уже накопился неплохой опыт общения с банкирами — пять месяцев назад большинство из них уже собирались за нашим круглым столом. Но в этот раз мы решили пойти немного дальше. И не просто послушали финансистов, но и попытались обобщить их переживания.

Юрий Блащук Фото: Василий Артюшенко
Ю.Блащук: — На мой взгляд, анализировать состояние банковской системы нужно в комплексе со всей финансовой системой. То есть нужно говорить о финансовом здоровье государства в целом, ведь это — основной для нашего бизнеса фактор.

Реальные цифры показывают, что ситуация отличная от той, как нам ее пытаются преподнести уважаемые официальные лица. По оценкам бывшего министра финансов Украины, реальный дефицит бюджета составляет более 12% ВВП. Это — угрожающие цифры. При этом фискальными методами вымываются оборотные средства предприятий. При дальнейшем падении объемов производства и ВВП это создает угрозу дальнейшего дисбаланса — как в финансовой, так и в денежной системе Украины.

При таком дефиците бюджета будет очень сложно прогнозировать курс национальной валюты, поддерживаемый сегодня более-менее сбалансированным экспортом/импортом товаров и серьезными вливаниями со стороны МВФ. Как сократить дефицит — это ключевой вопрос для сохранения финансовой стабильности.

Поэтому следующий год будет очень важным. Как возвратить более 20 млрд. долл. внешних заимствований, подлежащих погашению в следующем году? Как удержать курс национальной валюты в тех пределах, которые обеспечат контролируемый уровень дефолтов по валютным кредитам как юридических, так и физических лиц? Как в такой ситуации обеспечить инвестирование приоритетных отраслей экономики?

Создается впечатление, что мы довольно легкомысленно относимся к такой экономической категории, как внутренний долг. За восемь месяцев он возрос почти в полтора раза, достигнув 280 млрд. грн. Возможно, этот показатель пока еще не столь угрожающий с точки зрения абсолютных цифр, но здесь важно видеть допустимые пределы и источники погашения долга в будущем.

Несмотря на то, что банковская система уже решила вопрос ликвидности (не буду говорить, каким образом), достигнув ее приемлемого уровня, существует не менее серьезная проблема — это некачественные активы. Как следствие, убыточная деятельность, нехватка капитала и т.д. Поэтому нам нужно предусмотреть участие государства и частных инвесторов в работе с негативно классифицированными активами и поработать над усовершенствованием законодательного поля.

Процессы слияния, поглощения, покупки активов и пассивов, в конце концов, ликвидации проблемных банков должны идти намного более быстрыми темпами.

Владимир Лавренчук Фото: Василий Артюшенко
В.Лавренчук: — Первый мой комментарий — о банкирах. Если нас так любили в сентябре и готовы были разорвать на клочки в октябре, буквально через две-три недели после начала паники по депозитам, то это означает, что прежняя любовь была призрачной.

Я разделил бы последние 12 месяцев на два этапа. Первый — это паника. Второй — когда люди устали от паники и снова начали должным образом относиться к банкирам. Произошедшие за год изменения, как мне кажется, очевидны.

Если сравнивать октябрь прошлого года с октябрем нынешнего, то люди, во-первых, устали и, во-вторых, приобрели опыт. Стучи — не стучи в двери банков, все равно депозиты приходилось ждать… Я пережил несколько банковских кризисов. Но такого серьезного кризиса еще не было — имею в виду глубину и длительность. Такой массовой паники (в целом в секторе, а не только в отдельных банках) не было. И психологически, я считаю, многие рядовые украинцы и банкиры получили новый опыт. Новую реальность каждый воспринимает через призму собственных ценностей. Кризис закончится тогда, когда новые условия люди массово воспримут как новую реальность.

Один из моих иностранных коллег по банку говорит, что украинцы — мечтатели. Они искренне верят, что очень скоро, нужно еще немножко подождать — и наступит настоящий рай, и у всех будут «бентли» и коттеджи в Конче-Заспе. Все покупали дорогие вещи, брали в долг. Думали, что можно взять кредит на 100 тыс. долл. при зарплате 500 долл. Разве действительно можно?

И если кризис развенчал это восприятие мира, то он принес бесспорный позитив. Я считаю одним из уроков кризиса то, что все больше украинцев становятся реалистами, прагматиками, перестают надеяться, что через полгода все пройдет и снова наступят золотые времена с дорогими иномарками и четырехэтажными коттеджами.

Чем больше людей воспримут этот прагматичный подход, тем более позитивными будут сдвиги в сознании и значительно легче — последствия кризиса. Общество может стать другим, более прагматичным и воспринять трудности, как реальность, а не как временные проблемы.

Еще одно интересное наблюдение. Кризис доказал даже радикалам, вообще выступающим против существования банков, что иного, лучшего, чем банки, института для хранения и обращения денег не существует. Поэтому впереди много работы — нужно укреплять банки. Альтернативы нет. Мне очень приятно, что становится все меньше политических авантюр, разрушительных законопроектов или других провокационных действий относительно банковской системы. И это тоже достижение кризиса.

И в завершение — о вызове. Одна из основных проблем для общества, причем как для банкиров, так и их клиентов, — это слишком слабая юридическая защищенность всех участников финансового рынка. Для всех сторон ничто не гарантировано: ни депозит, ни кредит, ни платеж. Это означает, что почти все финансовые операции являются высокорискованными.

Этому явлению, делающему чрезвычайно уязвимыми всех участников финансового рынка, следует положить конец, чтобы надлежащим образом двигаться дальше.

Сергей Наумов Фото: Василий Артюшенко
С.Наумов: — Добавлю ложку меда в бочку с дегтем. Я считаю, что хоть и не совсем глобальные и радикальные, но изменения к лучшему все же есть. Мы все-таки продвинулись в сотрудничестве с Национальным банком, и он стал прислушиваться к нашему мнению. Они все-таки начали активнее консультироваться, высылают нам проекты документов, мы с ними спорим и что-то обсуждаем. Конечно, этот процесс происходит не так, как хотелось бы, но тем не менее...

Рекапитализация идет, национализация, хоть медленно, но все же движется. Какие-то деньги возвращают населению. Население видит, что государство их как-то защищает и поддерживает. Не на полную, но позитив уже есть. В Нацбанке уже готовы говорить о таких вещах, как свопы: когда мы даем доллары, а получаем гривни.

Но самый позитивный момент для всех нас, и в том числе для меня и нашего банка, — мы наконец-то научились немножко глубже думать о стратегии, научились работать с проблемной задолженностью. Ну, скажем, не совсем научились, но уже знаем, как с ней работать. Создали соответствующие структуры, процедуры, набрали специалистов, обучаем…

Мы наконец-то начали учиться, как продавать депозиты. Начали думать о том, что банк — это не только кредиты. Банки — это качество обслуживания. Что главное в банке — не широчайшая, на всю Украину, сеть, а какое качество этой сети.

Кризис научил нас стратегически думать — не только о том, что у нас под носом, через год, но и немножко дальше, как минимум в трехлетней перспективе. Не воспринять его уроки сейчас — просто преступно.

Вместе с тем, конечно же, все по-прежнему плохо. Проблемная задолженность растет? Растет! Бороться нужно? Нужно!

Что будет перед выборами, предвидеть сложно. Не исключена новая паника, может опять возникнуть проблема с депозитами, с ликвидностью.

Национальному банку, если он все меньше держит курс, надо сейчас больше думать и об инструментах хеджирования (защиты от) валютных рисков. Долгие годы у нас был стабильный курс валюты, и никто всерьез не задумывался, что произойдет в случае обвала. Никаких инструментов хеджирования валютного риска не внедрили: просто держали курс фиксированным и на разработку таких инструментов времени не тратили. Ну, сделали бы его плавающим раньше, в более благоприятные времена, — и люди, немного обжегшись, лучше понимали бы, что значит взять валютный кредит и с какими рисками это сопряжено. Может, не было бы у нас столько валютных кредитов.

Сейчас предлагают — давайте обрубим валютное кредитование совсем. Но с позиции запретов действовать нельзя! Ну, сделайте завышенное резервирование. Такое, чтобы банкам было невыгодно выдавать валюту. Но где брать длинную гривню? Пенсионной реформы нет. Над свопами работаем, но на сегодняшний день этот вопрос не решен. И Национальному банку нужно активнее работать над этими вопросами.

Опять же — средне- и долгосрочное рефинансирование. Оно необходимо, его надо запускать. Но рефинансирование не должно быть единственным системным решением. Рефинансирование — это стартер, чтобы помочь заработать экономике, помочь банкам начать ее финансировать. В остальном должен работать рынок. Причем рынок должен кормить сам себя: сколько собрал депозитов и на какой срок — это твоя ресурсная база. Но для этого должны быть поставщики длинных ресурсов — пенсионные фонды, инвестиционные, нужны долгосрочные инструменты, которые появляются только по мере развития финансовых рынков. И работать над этим необходимо в любом случае и уже сейчас.

По-прежнему большая проблема — это постановления №107—109. Сейчас уже стало очевидно и НБУ, что банки под таким регулированием все больше влезают в валютные риски и уже сейчас несут убытки в связи с ростом короткой позиции. Его срочно нужно менять, делать мягче либо отказываться совсем.

Еще одна большая проблема, о которой уже много говорили, в том числе и сегодня, но над которой всерьез никто в государстве не работает, — это защита прав кредиторов. Тотальная коррупция, никаких законодательных инициатив в этом отношении. Суды продажные. В России, я знаю, предусмотрена даже уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязательств по кредитам. Люди там чувствуют ответственность за невозврат долгов. У нас никакой ответственности нет.

Вадим Пушкарев Фото: Василий Артюшенко
В.Пушкарев: — Если говорить о прошедшем периоде, то я только укрепляюсь в своем мнении — это год упущенных для развития возможностей. Давайте посмотрим на наших ближайших соседей из Беларуси: закрытая экономика, которая не получила 10 млрд. долл. от МВФ в банковскую систему, но прекрасно себя чувствует. Мы же получили 10 миллиардов и ничего с этими деньгами не добились.

Здесь находятся представители шести банков с иностранным капиталом, ни один из которых не вывел даже доллара из Украины. Более того, я могу сказать на примере нашего банка, что за этот период мы завели в страну порядка 300 млн. долл. под принудительную капитализацию, а также кредитование отдельных проектов. Присутствующие здесь коллеги только на капитализацию завели сюда в сумме около миллиарда долларов.

Мы имели уникальную возможность — относительно закрытую экономику, фактическое отсутствие фондового рынка, достаточно большой объем заведенных через серьезные иностранные банки ресурсов. Все это создавало базу для привлечения в страну огромного количества инвестиций из-за рубежа и денег населения с внутреннего рынка — на развитие экономики. Этими возможностями мы не воспользовались.

Теперь оценим перспективу. Я глубоко убежден, что вторая волна кризиса в Украине неизбежна. Причина — качество кредитного портфеля, которое постоянно ухудшается из-за сегодняшнего судебного беспредела в стране. Проблема качества получаемых нами судебных решений и огромной стоимости даже элементарных юридических разбирательств просто зашкаливает. Эта бомба рванет если не зимой, то весной. Если не попытаться навести порядок в этой сфере, то банковской системы у нас скоро просто не будет.

Недавние примеры из личного опыта: Хозяйственный суд Донецкой области и Донецкий апелляционный хозяйственный суд признают недействительными кредитные договора на сумму более 15 млн. долл. на том основании, что кредиты были выданы не в национальной валюте.

Думаю, что судебный беспредел в ближайшее время дополнится еще и беспределом уголовным. Особенно это коснется банков, находящихся в тяжелом положении. Не имея возможности решить вопрос возврата долгов цивилизованным юридическим путем, они будут вынуждены обращаться к криминалитету — это будет их последний шаг. С другой стороны, и это уже началось, должники, которых начинают «щемить» по полной программе, тоже обращаются к криминалитету. Вот здесь, я ожидаю, откроется ящик Пандоры и начнется одновременно и судебный, и уголовный беспредел. Фильм «Бандитский Петербург» покажется всем доброй сказкой.

Следующая проблема, о которой хотелось бы сказать, — это совершенно бестолковое использование ресурсов рефинансирования. Сегодня в банковскую систему вливаются ресурсы, которые идут не здоровым банкам на кредитование реального сектора экономики, а на пролонгацию обязательств больных или уже фактически мертвых банков, которые ничего не кредитуют.

Одновременно происходит наращивание долговых обязательств правительства, которые монетизируются Национальным банком. Эти деньги проходят по спирали, попадая обратно в казну через бюджетные платежи, с одной стороны. А с другой — Национальный банк, желая удержать под контролем монетарную базу, связывает реальный ресурс, которым оперируют коммерческие банки, через повышение требований по резервам и т.п. Получается, что экономика обескровливается — вместо того, чтобы стимулироваться за счет какого-то реального длительного финансирования.

Плюс попытки ввести в этой ситуации запрет на валютное кредитование. При кризисе, наоборот, нужно открывать двери для финансирования, и только потом уже грамотно, постепенно и осторожно создавать нормативные ограничения, прежде всего ценовые, которые за счет экономической эффективности сведут к минимуму долларизацию экономики.

Но в ситуации, когда денег нет, инвестора надо приглашать на достаточно льготных для него условиях. А что получается сегодня у нас из-за запрета на валютное кредитование? Мы должны привлечь за рубежом валютный ресурс, привести его сюда, здесь его обменять на гривню, вложить неизвестно куда и неизвестно с какой возвратностью при таком дефиците госбюджета. После этого дождаться, когда гривни через несколько лет будут, может быть, возвращены совершенно по другому курсу, конвертировать их и вернуть вложения, схватив колоссальную курсовую разницу... Ну, вы извините, кто же сегодня будет брать на себя такие колоссальные риски?

Что делать?

— Вы очертили достаточно обширный круг банковских проблем. Но хотелось бы знать, как система будет противостоять этим проблемам? Ведь до окончания избирательной кампании ни одна из реформ, о которых ратовали здесь собравшиеся, не будет реализована.

В.Пушкарев: — В советские времена был фильм, название которого очень хорошо характеризует задачу банков: «Приказано выжить». Да, я не ожидаю никаких изменений в судебной, законодательной и монетарной системе. Поэтому у банкиров остается только один путь: стиснуть зубы, собрать все силы, рвать недобросовестных должников и выживать. Рано или поздно позитивные изменения произойдут, так как у власти не будет другой возможности снижать социальную напряженность, которая легко может перерасти в новую революцию, если будет так продолжаться и дальше.

Но до выборов никаких положительных изменений не будет, так как они связаны с ужесточением правового поля, с ущемлением прав заемщиков и расширением прав кредиторов…

Ю.Блащук: — Мы должны подумать о том, как будем жить в следующем году. Как я уже говорил, основной проблемой системы, на мой взгляд, сегодня являются плохие активы и борьба с ними. Поэтому мы должны изучить опыт разных стран по высвобождению банковских балансов от плохих активов.

Тут возможно несколько вариантов. Первый — продажа плохих активов специализированному госучреждению, которое выкупает их за счет государственных ценных бумаг с определенным дисконтом. Второй — передача плохих активов спецучреждению для временного хранения, пока не произойдет повышение рыночной цены залогов.

Это бюджетные пути решения проблемы. Но есть и небюджетные, например, известный опыт Швеции по созданию специальных частных фондов, доказавший свою эффективность.

Для достижения цели повышения капитализации банков нам необходимо снять большинство бюрократических преград для участия физлиц в капитале банков. Предусмотреть благоприятные условия для конвертации депозитов физлиц в регулятивный капитал банка, в том числе субординированный долг.

Сегодня украинское законодательство далеко от совершенства в части регулирования процедур слияния и поглощения в банковской среде, купли/продажи активов и пассивов. К примеру, вопрос передачи депозитов от одного банка к другому. Сейчас, если банк не находится под временной администрацией, то депозиты нельзя передать без согласования с вкладчиком. Такое согласование при большом их числе — практически невыполнимая задача. Другая проблема, которая очень долго решается, — это невозможность для банка, выкупившего валютные кредиты у другого финучреждения, приобрести на межбанковском рынке валюту для своих новых клиентов для погашения займа.

Стратегический вопрос — использование резервов, созданных банками. Нам необходимо изменить архаичную статью 12 закона о налогообложении прибыли предприятий, по сути запрещающую банкам использовать собственные сформированные резервы для погашения плохих кредитов. Нынешняя редакция закона предусматривает обязательное обращение в суд, к судебному исполнителю и т.п. Это ограничение теряет свое значение, когда учреждение принадлежит частному собственнику, для которого банк сам по себе является бизнесом, а не только инструментом.

В.Пушкарев: — О каких изменениях в нормативной базе мы говорим, если сегодня в НБУ нельзя получить даже элементарную справку? Сегодня ни один из топов НБУ не берет на себя ответственность за подписание каких-либо разрешительных документов… До тех пор, пока руководство Нацбанка будут вызывать в прокуратуру и МВД, пока в этом секторе будет политика в погонах, никаких положительных изменений не будет. Ну разве что еще что-нибудь запретят…

В.Лавренчук: — Безусловно, необходимо влиять на изменение нормативной базы, и мы будем это делать. Здесь важна правильная расстановка приоритетов. Однако возникает еще одна, еще более важная задача — восстановления доверия, отсутствие которого и является причиной кризиса.

Восстановление доверия не относится к материальным вещам. Невозможно законом или инструкцией восстановить доверие к Национальному банку и судам. Доверие можно восстановить, лишь выполняя существующие законы и правила. Это очень серьезный вызов обществу и всем здесь находящимся.

Д.Зинков: — Я продолжу тему. Выход из кризиса невозможен без активной экономической политики самого государства. Этого у нас нет, равно как и нет доверия к государству. Мы не знаем, какими будут государство и его политика завтра. Поэтому сидим и гадаем: а что же будет?

Я могу показаться пессимистом, но выход Украины из кризиса — слишком туманное будущее, потому что у нас нет основных инструментов для его преодоления. Мы видим лишь ситуативные изменения в окружающей нас среде. Летом доверие к банковской системе начало потихоньку возвращаться, мы начали фиксировать небольшой приток депозитов, но стоило НБУ сделать одно неловкое заявление, как эти депозиты словно ветром сдуло. То есть, если люди чуть-чуть доверяют отдельным банкам, то всей системе доверия нет.

Тому, какой должна быть экономическая политика государства, можно посвятить отдельную дискуссию. Но для начала мы должны понимать, есть ли у власти готовность эту экономическую политику разработать и реализовать. Сейчас этого понимания нет, поэтому банки будут поодиночке вести борьбу за выживание.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме