Потеря иллюзий

Поделиться
Всемирный банк (ВБ), точнее его подразделение — Международный банк реконструкции и развития (МБРР)...

Всемирный банк (ВБ), точнее его подразделение — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) закрыл проект Всемирного экологического фонда (ВЭФ) «Сохранение биоразнообразия в Азово-Черноморском коридоре» (далее — проект). Коротко о развитии ситуации на протяжении нескольких лет.

Неофициальные источники в недрах ВБ поговаривали о намерении закрыть проект еще зимой 2004—2005 гг. Возможными причинами могли стать отказ украинской стороны «подарить» ВБ проценты в связи с изменением курса доллара (немногим более миллиона долларов), неготовность привлечь рекомендованных ВБ экспертов (поскольку не вполне устраивала их квалификация) или желание продемонстрировать «твердость».

Минприроды неоднократно обращало внимание МБРР на слабость и непрофессионализм руководства проекта — кураторов со стороны МБРР (речь о О.Слензаке и Д.-Ф.Стюарте). Однако Всемирный банк не счел необходимым пересмотреть свой список управленческого состава. Вместе с тем представители Всемирного банка регулярно требовали (и добивались!) замены ответственных за проект со стороны Украины; ситуация усложнялась и кадровыми изменениями в руководстве Минприроды. К тому же Всемирный банк неоднократно затягивал согласование кандидатур менеджеров и экспертов, отобранных на конкурсной основе согласно процедуре ВБ для работы в проекте, а также отклонял уже отобранные кандидатуры, аргументируя это сомнительным конфликтом интересов (сомнительным, поскольку факты в подтверждение ни разу не были приведены). Для примера: контракт с грантовым менеджером Всемирный банк согласовал только через шесть месяцев после подачи кандидатуры отобранного специалиста.

Непредоставление отчета об аудите проекта от министерства по вине известной аудиторской фирмы (отобранной на конкурсной основе из короткого списка, предоставленного Всемирным банком) можно считать единственной серьезной причиной для невыполнения условий данного общего проекта МБРР и Украины. Однако окончательные сроки выполнения обеими сторонами всех мер по проекту не были установлены, что очень усложняло последовательное и своевременное его выполнение. Письма министерства с объективным обоснованием его позиции и предложениями относительно дальнейшего сотрудничества Всемирный банк оставлял без ответа.

Между тем «подвешенность» проекта и его закрытие вызовет ряд негативных последствий. Речь не только об ухудшении международного имиджа Украины и МБРР относительно сохранения и охраны окружающей среды, потере 7 млн. долл. в области «зеленой» окружающей среды, но и о невыполнении министерством ряда законов и указа президента Украины по развитию природно-заповедного фонда, о прекращении сотрудничества со Всемирным банком в сфере сохранения биоразнообразия Украины, об осложнении условий сохранения природы на Азово-Черноморском побережье.

Речь идет также о том, что проект был одним из самых серьезных и важных в Украине (и в Европе), направленных на сохранение биоразнообразия и создание экологически сбалансированного общества. Задачи проекта связаны с созданием пяти национальных природных парков, укреплением инфраструктуры восьми существующих природоохранных объектов национального значения, расширением территории Черноморского биосферного заповедника и формированием крупнейшей в Украине экосети на приморском побережье от дельты Дуная (на границе с Румынией) до Дона (Россия). Закрытие проекта означает угрозу для сохранения биоразнообразия Украины, потерю уникальной природной зоны в Европе и невозможность сохранения биотопов для многих перелетных птиц, следующих из Африки и Юго-Западной Азии в Северную Евразию. Потеря природной территории такого значения серьезно осложнит деятельность Украины по сохранению экосистем и ценозов, популяций и ландшафтных комплексов в регионе, быстро трансформирующимся и деградирующим под антропогенным влиянием.

Безусловно, Всемирный банк прав, утверждая, что освоение средств осуществлялось медленно (хотя забывает сказать, что это делалось эффективно: подтверждено выводами аудита), что имеет место задержка с выполнением задач проекта (опять-таки забывая добавить, что все делается в соответствии с Техническим заданием и его же требованиями — кстати, часто очень нерезонными, или что эти задержки вызваны безответственным поведением сотрудников ВБ, которые по полгода рассматривают предложения группы внедрения проекта (ГВП). Всемирный банк прав, когда сетует на проблемы общения с руководством Минприроды (однако не объясняет, почему сотрудники ВБ позволяют себе не отвечать даже на официальные письма или требовать встречи с руководством министерства «сегодня — на сегодня» и без присутствия ответственных за внедрение проекта со стороны Украины). Это правда. Но это — не вся правда.

Правда также то, что проект на протяжении двух лет — с 1998 по 2000 г. (утверждение на совете ВЭФ состоялось в 1998 г.) находился во Всемирном банке без движения. Правда, что четыре предыдущих проекта в этой сфере были успешно внедрены той же ГВП и теми же людьми со стороны Украины (но другими — со стороны МБРР). Правда, что это деньги ВЭФ, а не Всемирного банка, и выделены они были целевым назначением на создание Азово-Черноморского экокоридора (а не на подготовку новых проектов в «серой» сфере, как это снова предлагают люди из украинского офиса Всемирного банка. Кстати, МБРР уже «готовил» — годами — проекты для Донецкого региона (на 40 млн. долл.), Крыма (30 млн. долл.), относительно шахтного метана (7 млн. долл. — проект был закрыт на начальном этапе), лесной отрасли, «Черноморского партнерства» (первый этап — 12 млн. долл., общая стоимость оценивалась в сотни млн. долл.) и т.д. Ни один из них не внедрен. Правда и то, что до сих пор местный офис ВБ, после 15 лет функционирования в Украине, не согласовал на нормативном уровне с украинским законодательством процедуры налогообложения, софинансирования, закупок. Правда, что закон о ратификации этого проекта — Закон Украины от 22 ноября 2002 г. № 235-ІV «О ратификации Соглашения о гранте траст-фонда ВЭФ (проект сохранения биоразнообразия в Азово-Черноморском коридоре) между Украиной и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), выступающим как внедряющее учреждение ВЭФ», гласит: «Настоящее соглашение является действующим, пока не будут полностью выплачены средства гранта траст-фонда ВЭФ и пока не будут выполнены сторонами, подписавшими это соглашение, все определенные им обязательства» (раздел 5.03. статьи V соглашения). То есть МБРР в одностороннем порядке нарушил международные договоренности. И еще одна правда — самая печальная — миллионы живых существ теряют шанс выжить.

Речь не только о потере иллюзий относительно мирового сотрудничества в сфере окружающей среды, об игнорировании принципов форумов в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге, «Целей развития тысячелетия» — тех мероприятий, в которых Всемирный банк участвовал и декларировал готовность подставить плечо (для чего он и создавался). Дело также в той ситуации, в которой сегодня оказались работники территориальных управлений Минприроды, заповедников и региональных парков зоны проекта, на базе которых должны были создаваться новые национальные природные парки.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме