Затаившийся дракон

Поделиться
Затаившийся дракон Заработка нелегальной заправки хватает на то, чтобы неоднократно выкупать демонтированное оборудование у властей города © Артем Куюн
Трансформация розничного акциза с нефтепродуктов, произведенная в начале 2017 г., была призвана, среди прочего, оздоровить рынок нефтепродуктов, где процветали многогранные схемы ухода от налогов. По результатам первого квартала можно констатировать значительное ослабление позиций теневого сектора, однако массового исхода "подзаборников" не наблюдается.

Трансформация розничного акциза с нефтепродуктов, произведенная в начале 2017 г., была призвана, среди прочего, оздоровить рынок нефтепродуктов, где процветали многогранные схемы ухода от налогов. На этом, в частности, базируется и такое бедственное явление, как вездесущие газовые, а с недавних пор и дизельные нелегальные заправки. По результатам первого квартала можно констатировать значительное ослабление позиций теневого сектора, однако массового исхода "подзаборников" не наблюдается. Нелегальный статус объектов и новые схемы незаконного заработка по-прежнему позволяют им оставаться на плаву, сохраняя весомое преимущество перед легальными операторами рынка.

Наравне с административным центром Украины Киев остается и столицей нелегальной торговли сжиженным газом. К такому статусу город начал быстро продвигаться в 2015 г., когда был введен сбор с розничного оборота подакцизных товаров. Как и любой налог, составляя 5% от конечной цены, "розничный акциз" быстро стал весомым аргументом для развития серого бизнеса. В начале 2016 г. сбор подвергся реформе, и его ставка была установлена на уровне 0,042 евро/л для всех нефтепродуктов, что означало 2,5-кратное увеличение для сжиженного газа. Резкое повышение налога, а также полная несостоятельность ГФС в его сборе дали мощный импульс для активизации нелегалов, количество которых в столице увеличилось до 370–400 объектов. Причем, кроме сжиженного газа, по городу стали появляться еще и дизельные "бочки".

Не выдерживая такой конкуренции, уходить от розничного акциза на сжиженный газ стали и некоторые крупные сети.

Многострадальный сбор удалось ликвидировать с 1 января 2017 г. - на эту ставку был увеличен поддающийся администрированию основной акциз на нефтепродукты.

С начала года фокус внимания был прикован к наезду СБУ на импортеров сжиженного газа, тогда как тема "газовых" нелегалов отошла на второй план. Между тем процессы здесь начались весьма показательные. Мэрия Киева и силовики продолжили демонтаж "подзаборных" заправок. Так, согласно сообщению столичной прокуратуры, работавшей вместе с Нацполицией, за неполный первый квартал 2017-го в ходе расследования ряда дел было демонтировано и конфисковано 53 АГЗП. В свою очередь, власти города, которые в 2016 г. были основной движущей силой по сносу серых АГЗП, отчитались о ликвидации 20 незаконно размещенных заправок.

Так вроде бы сносили и раньше, скажут наблюдательные читатели, только спустя несколько дней объекты возвращались на свои места. Отличие начала 2017-го в том, что рост нелегальной сети за счет открытия новых нелегальных заправок прекратился, остановился прирост новых модулей, а снесенные объекты, в том числе и весьма успешные, возрождаться почти перестали. Пожалуй, исключение составляют только крупные сети, такие, как "Барс" или "Газовик", но и у них сроки возобновления работы снесенных объектов заметно увеличились.

В регионах участники рынка отмечают аналогичную ситуацию. "В городах, где власти всегда занимали жесткую позицию, нелегалов как не было, так и нет, а там, где можно договориться, все остались на своих местах", - говорит представитель крупной сети, представленной в нескольких регионах. Впрочем, он тоже замечает, что наблюдавшийся в 2016 г. галопирующий рост числа газовых модулей прекратился.

Причина одна: реформа розничного акциза сократила до минимума "коррупционный" капитал, который ранее шел на "решение вопросов" с властями.

Фора из-под забора

Вместе с тем операторы рынка единогласны: проведенная в конце 2016 г. ликвидация розничного акциза не лишила смысла нелегальную торговлю. Хотя признают, что потеря 1,3 грн на каждом литре явно ударила по экономике.

Сильнее всего "акцизная" реформа ударила по крупным сетям, многие из которых под разными предлогами также не брезговали торговлей без уплаты розничного акциза. Их преимущество перед коллегами-плательщиками теперь растаяло. Впрочем, это не повод надеяться, что шалости по неуплате розничного акциза будут забыты фискалами: как показывает практика, налоговики еще долго могут дергать за эти ниточки.

Многочисленная армия "подзаборных" газовых модулей ожидаемо отреагировала на удар по своей экономике сокращением ценового отрыва от крупных сетевиков. В 2015 г. средняя по году разница составляла около 80 коп./л, а после роста акциза в 2016 г. эта разница увеличилась до 1 грн.

Работая в январе 2017 г. на старых безакцизных запасах и новостях с таможни, где СБУ боролась с импортерами газа, нелегалам удалось оторваться на 1,50 грн/л. Однако уже к концу марта, когда ситуация стабилизировалась, запасы обновились, и разница сократилась до 44 коп./л.

Безнаказанная торговля газом позволяет нелегалам расширять бизнес за счет
продажи дизтоплива
Безнаказанная торговля газом позволяет нелегалам расширять бизнес за счет продажи дизтоплива
Артем Куюн

На уверенном плаву

Что же позволяет нелегалам продолжать работу, и какой запас прочности у этого сектора? По словам участников рынка, крупнейшая статья их доходов - заработок на продаже за наличные деньги. Продолжая торговать без выдачи кассовых чеков, заправки генерируют мощный поток "кеша", который продается конвертационным центрам. Последние возвращают на счета торговцев безналичные гривни, за которые впоследствии будет приобретен газ в опте.

Сегодня без особого труда можно найти места сбыта наличных за 5%, что в существующих ценах на газ составляет 53 коп./л. При этом, говорят инсайдеры в отрасли, налаженные каналы поступления могут обеспечить до 8% доходности, что увеличивает "премию" АГЗП до 85 коп./л.

"Продажа наличных стала одной из основных целей торговли. Некоторые сети вообще появились как часть "конвертов", другие уже в процессе нашли партнеров", - отмечает представитель крупной сети АГЗП, работающей в разных регионах Украины.

Еще один бонус нелегального положения - сокращение различных налоговых издержек, связанных с официальным обустройством бизнеса, в первую очередь, с налогообложением зарплат. По словам представителей легального бизнеса, эти расходы составляют для средней станции (2–3 тыс. л в сутки) 70–80 коп. на литр, в то время как нелегалам на эти цели достаточно 30–40 коп. Еще 5–10 коп. можно выиграть за счет неуплаты различных налогов, отсутствия подготовки у персонала и т.д.

В арсенале газовиков также остается традиционный метод заработка - недоливы. Серфинг по автомобильным форумам показывает, что данное явление встречается иногда в крупных сетях, однако для нелегальных модулей оно практически обязательный атрибут. По разным оценкам, средний недолив по стране составляет 5–10% от проданного.

Ощутимое преимущество модульных АГЗП - инвестиционная составляющая бизнеса, вернее, ее отсутствие. После ликвидации розничного акциза суммарный бенефит от самовольной застройки стал одним из крупнейших бонусов для нелегалов.

Операторы оценивают возведение газового модуля в Киеве в 150-200 тыс. долл. И это не считая временных затрат, которые могут составить до пяти лет. Львиная доля средств уходит на оформление земли, создание и согласование проекта заправки. "Подзаборные" операторы практически не несут таких затрат.

Цены на оборудование стартуют от 5 тыс. долл. за изрядно пользованный модуль и заканчиваются на отметке 20 тыс. долл. за комплекс, включающий новые современные емкость и колонку. Затраты нелегала еще включат 10–15 тыс. долл. за документы.

Чтобы рассчитать инвестиционную составляющую в цене, возьмем среднюю заправку, продающую примерно 3000 л в сутки (это полтора кубометра в низкий и порядка 4,5–5 кубометров в высокий сезон). При желании вернуть минимальные инвестиции в 150 тыс. долл. за три года придется закладывать в цену около 1,25 грн/л, за пять лет - порядка 75 коп./л. И это без расчета чистой текущей стоимости (NPV). Таким образом, нелегальный модуль приносит еще до 1 грн бонуса своему владельцу.

Подсчет суммарного преимущества нелегалов над легальными операторами показывает, в худшем случае, 1,8 грн на литре. Если "подзаборник" использует все плюсы своего нелегального положения по максимуму, то можно рассчитывать на 3+ грн отрыва в себестоимости от "белых" заправок. Безусловно, 0,042 евро в структуре нелегального дохода сделали бы этот бизнес еще более привлекательным, однако и без него он хорошо зарабатывает.

Конечно, из подсчитанных доходов так называемых дырочников необходимо вычесть расходы на поддержание армии государственных контролеров - полиция, пожарные, фискалы, чиновники мэрии и райадминистрации и т.д. Точный размер этих "бонусов" неизвестен, но, по словам участников этого рынка, он является ключевым пунктом затрат. "Акцизная" реформа снесла самых слабых нелегалов с небольшими объемами продаж. Эта реализация отчасти перетекла оставшимся "коллегам", тем самым сделав их сильнее. Их уверенное развитие говорит о том, что с доходностью бизнеса у них все нормально.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме