Прозрачность госфинансов — это как?

Поделиться
Прозрачность госфинансов — это как?
Прозрачность - это обязанность государства раскрывать информацию и право граждан знать и получать эту информацию. Много лет в "совке" информацию тщательно засекречивали, поскольку боялись всяческих "врагов народа", подрывающих "молодое советское государство". Это государство кануло в Лету еще 23 года назад, а вот привычка все засекречивать осталась.

Последнее время в прессе и Интернете активно обсуждается вопрос прозрачности деятельности правительства, а накануне принятия госбюджета-2015 многие депутаты искали и не находили расшифровки статей этого бюджета. Депутат Егор Соболев даже написал об этом на "Фейсбуке" 18 декабря 2014 г.:

"Завдання найближчого тижня - чесно і відповідально вирішити, як будуть витрачатися гроші платників податків наступного року. З року в рік закон про бюджет є законом про Мегакорупцію. Уряд пропонує, Рада затверджує, а Президент підписує закон про те, що олігархи можуть не платити податки, а гроші сумлінних платників підуть в тисячі "тєм" і "схєм".

Тепер час навалитися всім суспільством і поламати якомога більше з них.

Це буде важко. Більшість цифр, хто має платити податки і на що вони мають витрачатися, досі невідомі…".

Если даже депутаты не имеют доступа к расшифровкам бюджета, что уж говорить о рядовых гражданах?

Но давайте начнем с начала: что такое прозрачность, в частности госбюджета?

Прозрачность - это обязанность государства раскрывать информацию и право граждан знать и получать эту информацию.

Много лет в "совке" информацию тщательно засекречивали, поскольку боялись всяческих "врагов народа", подрывающих "молодое советское государство". Это государство кануло в Лету еще 23 года назад, а вот привычка все засекречивать осталась. Причем как тогда, так и сейчас эта привычка помогает прятать сомнительные сделки и мегакоррупцию, не позволяет анализировать целесообразность тех или иных трат. Но ведь граждане являются собственниками государства и государственных корпораций, поэтому имеют право досконально знать то, как государство собирает денежные средства и куда оно их тратит. И поэтому государство несет ответственность за раскрытие информации о своей деятельности перед гражданами.

Прозрачность должна применяться на всех уровнях управления государством и на всех уровнях власти, а основной выгодой от прозрачности является доверие граждан к государству, построение государства народного доверия.

Учитывая все это, в Украине назрела необходимость разработки и принятия закона "О прозрачности государственных финансов", а также соответствующих подзаконных актов. Основной целью этого документа должно стать требование о раскрытии информации государственными структурами и корпорациями, формат представления этой информации, ее объем и сроки публикации.

Например, в Канаде такой закон существует с 1983 г. и называется "Закон доступа к информации Министерства поставок и услуг Канады" (Access to Information Act: Minister of Supply and Services Canada).

Какую же информацию обычно представляют государственные органы для создания бюджета страны? Рассмотрим на примере Министерства энергетики США. В документе на 60 страницах приведены основные моменты (полный документ гораздо объемнее), представленные этим министерством в Конгресс США, обоснования запрашиваемых статей бюджета и расшифровки всех статей (стр. 7), где приведено финансирование по подразделениям, которые ответственны за те или иные статьи, и по функциям (стр. 8), на которые они направлены. Приведенные цифры можно считать только первым уровнем расшифровки, так как далее эти цифры обосновываются более детально, так, что можно понять, куда будут израсходованы средства налогоплательщиков. Также есть масса пояснений и обоснований предлагаемых расходов.

Хочу напомнить, что проект бюджета на следующий год президент США вносит в Конгресс в феврале предыдущего года, после чего проходят слушания и обсуждения каждой статьи в зале бюджетного комитета (размером с зал нашей Рады) вплоть до октября. В США нельзя представить голосование за бюджет и изменения в законы по налогообложению в 4.30 утра 27 декабря, за три дня до начала фискального года, такого просто не может быть.

Кроме федерального правительства, подобные требования существуют и к местным правительствам. Но также требования по обнародованию информации предъявляются и к предприятиям, предоставляющим коммунальные услуги, а также к тем, чьи акции котируются на фондовых биржах.

Для примера рассмотрим информацию, предоставляемую компанией по водоснабжению в городе Маскиго, штат Висконсин. Городок этот небольшой, как сказали мне американцы, это даже не Шостка. Если посмотреть на публично предоставляемую этой компанией информацию (подробнее см. отчет этой компании, в частности стр. 1, 2 отчета), то можно увидеть, что компания обнародует не только финансовую отчетность, примечания и все отчеты, подтвержденные аудиторской компанией, но также много другой полезной информации, а именно - о себестоимости своей услуги, о технологиях, планах инвестирования и т.д.

Тот факт, что маленькая компания предоставляет огромное количество информации о своей деятельности и финансово-экономическом состоянии даже потенциальным потребителям, говорит о том, что она ничего не скрывает о своей деятельности, прозрачна для потребителей своих услуг и потому пользуется их доверием.

Что касается компаний, акции которых котируются на международных биржах, то здесь присутствуют повышенные требования к прозрачности, устанавливаемые комиссиями по ценным бумагам и биржевой торговле.

Подобные требования необходимо внедрить и Украине к компаниям, которыми владеет государство. Рассмотрим, какие же отчеты предоставляют потребителям западные компании, на примере компаний, добывающих углеводороды. Обязательный перечень:

- ежегодные отчеты по форме 20F - форма требований Американской биржи в Нью-Йорке;

- отчеты стратегического развития;

- отчеты правления о корпоративном управлении;

- отчеты о вознаграждении управляющего аппарата;

- ежеквартальные текущие отчеты;

- статистическая информация;

- независимые аудиторские отчеты.

Коротко содержание этих отчетов можно охарактеризовать следующим образом.

Стратегический отчет содержит информацию об обзоре рынка, стратегии компании, ключевых индикаторах деятельности, описание деятельности группы, сведения о доходах, затратах, ликвидности и источниках капитала, технологиях добычи и переработки, ценах на основные продукты, обзор группы и т.д.

Обзор бизнеса включает данные о структуре компании, месторождениях, запасах углеводородов, геологоразведке и новых месторождениях, развитии международного бизнеса, конкурентоспособности, защите окружающей среды, возобновляемых источниках энергии, транспортировке и хранении продукции и т.д.

Отчет о корпоративном управлении содержит следующую информацию: подход к бонусам директоров, риски менеджмента, факторы риска, корпоративное управление, правление, исполнительная команда, обзор управления, работа правления и других управляющих структур, протоколы собраний, обзор ключевых решений.

Финансовая отчетность включает независимый аудиторский отчет, консолидированную финансовую отчетность, примечания к финансовой отчетности, финансовую отчетность дочерних компаний; обзор доходов и затрат, задолженностей и кредитов, финансовых активов, инвестиций, денежных потоков, внебалансовых активов и т.д.

Информация для акционеров: акционерный капитал, листинги и цена акций, дивидендная политика, налогообложение акций, основные акционеры, эмиссии и выкуп акций и т.д.

Как видим, компании по добыче нефти и газа предоставляют массу информации для ознакомления широкой публики, и аудиторский финансовый отчет - только один из многих других отчетов, позволяющих понять деятельность этих компаний и самостоятельно ее проанализировать.

На сегодняшний день украинские компании из приведенных видов информации в лучшем случае предоставляют финансовую отчетность, которую составляют не сами, а поручают это аудиторским фирмам. В соответствии с решением Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку №378 от 31 марта 2011 г., раскрытие информации о деятельности публичных акционерных обществ на основе стандарта финансовой отчетности является обязательным, причем ежегодно. Но наличие аудиторских отчетов - это очень мало для понимания деятельности компании. Для раскрытия информации нужны все те отчеты, которые предоставляют западные компании, а также необходим механизм верификации этих данных и обнародования.

В заключение

Украине нужна прозрачность государственных финансов и компаний, которыми владеет государство, а следовательно, и граждане Украины. Для достижения этой прозрачности необходимо усовершенствовать законодательство, которое бы предъявляло четкие требования по раскрытию информации, позволяло бы верифицировать эту информации и вовремя обнародовать ее. Без этого шага рассчитывать на доверие граждан Украины к государству и государственным компаниям невозможно.

…2 марта в ответ на настоятельное требование "Самопомочі" в парламенте в ходе принятия обновленного госбюджета-2015 и составляющих его документов премьер публично пообещал, что уже "заказанный аудит" НАК "Нафтогаз Украины" станет публичным. Но даже если это произойдет, одного этого документа для понимания обществом причин кризиса и вариантов выхода из него этой госкомпании мало...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме