Ошибка Эттингера — ультиматум Путина

Поделиться
Ошибка Эттингера — ультиматум Путина
Когда российские представители заметили, что общей позиции ЕК и Украины нет, "Газпром" не только занял позицию игнорирования относительно украинской стороны, но и перешел в наступление против обеих.

Президент России Владимир Путин еще 24 мая, в ходе Петербургского международного экономического форума, акцентировал внимание на том, что ситуация в Украине подтверждает необходимость прямых поставок газа в Европу, обходя транзитные страны. А уже после празднования 6 июня юбилея открытия второго фронта в Нормандии российский президент фактически объявил ЕС газовый ультиматум: "Если кто-то захочет решать проблемы энергетического снабжения Украины на основе реверсных поставок, то он ошибается… Если мы увидим, что кто-то нарушает наши контракты по поставкам газа, мы будем сокращать объемы, и физических объемов газа на европейском рынке будет просто недостаточно".

В принципе, такое заявление должно было бы вызвать немедленную реакцию Брюсселя, вплоть до объявления санкций России, но там сделали вид, что его не услышали. А немецкий министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмаер даже увидел в поведении России после Нормандии "заметные изменения" к деэскалации ситуации.

Примечательно, что именно после визита Путина во Францию произошла мощная эскалация российского гибридного вторжения в Украину. Его энергетический компонент вышел на уровень военного и информационно-пропагандистского.

Причин для мощного газо-психологического наступления на ЕС со стороны Кремля есть, по крайней мере, две.

Первая: 12 июля заканчивается срок рассмотрения пакета документов, поданных российской стороной для того, чтобы Европейская комиссия сделала для газопровода OPAL исключение и вывела его из-под действия Третьего энергетического пакета ЕС. Это должно сделать возможным запуск "Северного потока" на полную проектную мощность и уменьшить транзит российского газа через Украину. Параллельно это может привести к возникновению прецедента, с учетом которого станет возможным выведение из-под действия Третьего энергопакета будущего "Южного потока", у которого без этого нет шансов на реализацию.

Вопрос OPAL должен был быть решен, по замыслу "Газпрома" и согласно обещаниям его лоббистов, в конце прошлой недели. Вероятно, лоббисты в Брюсселе взяли на себя "повышенные обязательства" - выполнить задачу проталкивания необходимого Кремлю решения досрочно. Глава "Газпрома" Алексей Миллер ждал хороших вестей из Европы. И плохо скрытое раздражение при поспешном оставлении места переговоров в киевском "Хилтоне" стало отображением того, что прокремлевским лоббистам в Брюсселе успеха достичь не удалось, следовательно, такой мощный аргумент для "добивания" непокорных украинских переговорщиков не может быть задействован.

Вторую причину условно можно назвать "ошибкой Эттингера". Инициатива еврокомиссара относительно трехстороннего формата газовых переговоров вполне соответствует одной из позиций послания Европейской комиссии "Энергетическая политика ЕС: взаимодействие с партнерами за пределами наших границ" еще от 7 сентября 2011 г. "ЕС должна также работать, чтобы установить трехстороннее сотрудничество на политическом и административном уровне с Россией и Украиной для обеспечения стабильных и бесперебойных поставок газа через восточный коридор", - говорится в нем. И хотя ЕК понадобилось более двух с половиной лет, чтобы от слов перейти к делу, и "пока гром не ударил, брюссельская бюрократия не перекрестилась", тем не менее важно, что трехсторонний формат материализовался. Но его практическое воплощение оказалось в действительности форматом "2+1". Два - это Украина и Россия за столом разговоров, а один - это европейская сторона в роли… наблюдателя.

Когда российские представители заметили, что общей позиции ЕК и Украины нет, а ее следовало бы ожидать, учитывая членство Украины в Европейском Энергетическом сообществе и будущие отношения ассоциации, "Газпром" не только занял позицию игнорирования относительно украинской стороны, но и перешел в наступление против обеих. Таким образом, украинско-европейская "двойка" отсутствовала за столом переговоров, каждый был сам по себе. Брюссель решает лишь вопрос "газового комфорта" для европейцев зимой и заботится о проблеме газовых отношений Украины с Россией только сквозь призму этого вопроса. Это и стало причиной фиаско миссии Эттингера. Проблема здесь, конечно, не в персоне еврокомиссара. Его позиция является отображением общей системной проблемы ЕС: рассматривается ли Украина как перспективный член этого сообщества хотя бы в отдаленной и не очерченной временными рамками перспективе?

Но вернемся к вопросу газопровода OPAL. 16 июня в кулуарах 21-го заседания Всемирного нефтяного конгресса в Москве представители немецкой компании Wintershall, вероятно, рассказали о причинах брюссельской неудачи лоббистов "Газпрома" в вопросе исключения для OPAL. Как позже заметил А.Миллер по этому поводу, лоббистов "Газпрома" упрекнули в недостаточности доводов невозможности обеспечить надежное снабжение газа по существующим маршрутам. Примером ненадежности предлагалось признать... проблемы с транзитом через Украину (!).

"Проблемы" на газопроводах

Российские руководители неоднократно говорили о возможных проблемах на магистральных газопроводах в Украине. Сейчас же они не просто ждут, а приближают своими действиями время, когда Брюссель признает ненадежность украинского газотранзитного маршрута. О высокой вероятности осуществления диверсионных действий на объектах ГТС Украины мы писали в нашем анализе "Кровавый поток" в Европу" еще 24 января 2014 г. И сейчас уже произошла вторая диверсия (первая - на Ивано-Франковщине
12 мая), несколько замаскированная под аварию.

По странному стечению обстоятельств, взрыв на магистральном газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород в Лохвицком районе Полтавской области, в 400 км от Славянска (6–7 часов на автомобиле с учетом блокпостов по пути), произошел уже через несколько дней после описанной выше брюссельской неудачи лоббистов "Газпрома".

Можно согласиться с экс-президентом Грузии М.Саакашвили, который высказался достаточно четко: "Почерк Путина не меняется: в январе 2005 г. газопровод, по которому Грузия обеспечивалась российским газом, так же, как и главная линия электропередачи, были подорваны "неизвестными террористами" в нескольких местах. Грузия оказалась без тепла и света зимой, в рекордно холодную погоду". Сейчас лето. Такого дискомфорта, как зимой, никто сегодня ни в Украине, ни в ЕС не ощущает. Поэтому "Газпром" и осуществляет демонстративные действия, намекая на то, что подобное может произойти и зимой, что для привычных к комфорту европейцев кажется почти Апокалипсисом. Ведь, по логике кремлевской газократии, между Россией и ЕС есть нестабильная, непредсказуемая Украина.

Инцидент на Полтавщине подается сейчас окологазпромовскими аналитиками как весомый аргумент в пользу того, чтобы наконец убедить европейцев и брюссельских еврочиновников в необходимости повысить энергобезопасность Европы… путем диверсификации маршрутов поставок российского газа в обход Украины. И далее, по логике пропагандистов Кремля, Украина становится в один ряд с такими странами, как Афганистан и Ирак, где подрывы трубопроводов - довольно часто повторяемое явление. Хотят ли, дескать, европейские страны и бюрократия ЕС избавиться от зависимости от транзитных стран, от их "шантажа"?

Расследование против "Газпрома": "Этот процесс любит тишину"

"Газпромовские" лоббисты сумели если не ликвидировать, то отложить дело по расследованию злоупотреблений этой компании на газовых рынках стран ЕС, которое велось с 2011 г. Один из мощнейших инструментов влияния Европейской комиссии по ограничению антиконкурентной деятельности субъектов рынка угрожает превратиться в ничто. Еще 8 апреля сообщалось о завершенной подготовке перечня замечаний (Statement of Objections), который является формальным документом и официально направляется нарушителю. После этого - штрафы и наказания.

Но вместо оперативного завершения процедуры и привлечения "Газпрома" к ответственности представители Европейской комиссии придумывают каждый раз новые форматы дополнительных переговоров и таким образом тянут время и дают возможность решить определенные проблемы в "неформальной обстановке".

Этому способствует и официальная политика Европейской комиссии - решать спорные вопросы путем компромисса. Для этого даже была создана отдельная совместная комиссия, которая в режиме "закрытых дверей" продолжает искать "взаимовыгодное решение" для снятия претензий с "Газпрома" за нарушение антимонопольного законодательства ЕС. Сейчас речь идет о том, что окончательное решение будет принято еврокомиссаром по вопросам конкуренции Хоакином Альмуния до завершения срока своих полномочий в ноябре текущего года.

Руководители "Газпрома" отказываются комментировать положение дел и только многозначительно намекают, что "этот процесс любит тишину". Тишину, как известно, любят и деньги… Не исключено, что в Брюсселе распространяется "вирус Шредера", ведь после окончания срока своих полномочий многие высокоранговые чиновники ЕС хотят хорошо трудоустроиться. Недаром и "Газпром" открыл свой офис в Брюсселе в декабре прошлого года. Почему-то на протяжении предыдущих 20 лет российскому газовому монополисту такая идея даже в голову не приходила. А здесь вдруг (?!) возникла настоятельная необходимость…

Тест на возможность проведения теста

Широко разрекламированный пакет мер для усиления энергетической безопасности ЕС, обнародованный Европейской комиссией 28 мая, в действительности может пригодиться только как вспомогательный инструментарий для продолжения процесса создания объединенного газового рынка. К тому же в условиях мирного времени.

Сейчас лишь один из пунктов может быть использован как средство противодействия в краткосрочной перспективе. Речь идет об идее проведения стресс-тестов по энергетической безопасности (energy security stress tests), которая упоминается в предложенной Стратегии европейской энергетической безопасности (European Energy Security Strategy), включая газовый сектор.

На 27 июня 2014 г. запланировано проведения очередного заседания Европейского совета, где эта стратегия будет рассмотрена и, возможно, одобрена.

В тексте, подготовленном Европейской комиссией, достаточно нечетко описывается, что представляют собой "стресс-тесты". Можно предположить, что их предложат провести по аналогии с такими же мерами анкетного характера относительно европейских АЭС после "Фукусимы". Так что на самом деле они будут представлять собой аналогичное анкетирование и не будут предусматривать практической проверки жизнеспособности системы безопасности газоснабжения. В такие игры можно поиграть в мирное время, но не в период "газовой войны".

Идея, изложенная в стратегии Еврокомиссии, могла бы стать реальной в случае ее практического применения. Это должна быть проверка готовности каждой из стран-членов к взаимодействию в условиях физического прекращения поставок газа. В целом речь идет о необходимости разработать, принять и проверить комплекс мер по инициативе Еврокомиссии, моделируя случай физического прекращения импорта российского газа по избранным, а еще лучше - по всем маршрутам одновременно в течение нескольких дней и тестирования работы интерконнекторов между странами-членами. Для этого ЕС необходимо принять решение о своем "чрезвычайном положении" в энергетике и, не теряя времени, выполнить его в сотрудничестве с соседями. Способен ли ЕС отважиться на такое испытание? Не хотелось бы, чтобы этот вопрос оставался риторическим… Но пока на фоне увеличения поставок Россией оружия и боевиков на Восток Украины и открытия "газового фронта гибридной войны" Европейский Союз продолжает выражать лишь то "обеспокоенность", то "глубокую обеспокоенность" - трудно поверить, что Брюссель окажется способным на что-либо более действенное.

Но даже в такой ситуации у Кремля нет оснований радоваться такому положению вещей и "беспомощности" ЕС. В действиях России по проталкиванию исключений для российских проектов в Брюсселе усматривают намерения фактического разрушения Третьего энергопакета, который венчает собой 16-летний период либерализации газового рынка Евросоюза. Конечно, евробюрократия не допустит, чтобы кто-то посторонний перечеркнул итоги такой продолжительной работы.

Есть ли у Киева и Брюсселя шансы создать консолидированную позицию и принудить Россию к "газовому миру"? Да, такие шансы есть. Метод их достижения - переход от реактивных действий к превентивным. ЕС не должен ждать и думать, ограничит Россия поставки газа в Европу или нет, а сработать на опережение. Если Россия прекратила поставки газа Украине, то следует немедленно провести недельные "стресс-тесты", как будет чувствовать себя ЕС без российского газа. Также необходимо не просто напомнить Москве, а поставить ультиматум относительно обеспечения недискриминационного транзита газа из Центральной Азии в Украину и ЕС через Россию. Россия с этим традиционно не соглашалась, но ведь теперь она член ВТО! И этим, кстати, можно эффективно нивелировать российский иск к ВТО против ЕС.

Также ЕС должен поддержать инициативу польского премьера Д.Туска относительно создания Энергетического союза. И в завершение ЕК должна обнародовать результаты многолетнего расследования деятельности "Газпрома" и объявить о размере штрафных санкций. Это был бы хороший подарок "Газпрому" и Европейскому совету на 27 июня. Для каждого из них - это особый день календаря. В Москве соберут собрание акционеров "Газпрома", а в Брюсселе - саммит ЕС. Этот день может стать определяющим, кто побеждает - европейская демократия или путинская газократия?

P.S. Еврокомиссар Гюнтер Эттингер объявил, что следующие переговоры в трехстороннем формате состоятся через три недели. Что ж, время достаточное для выработки консолидированной позиции Украины и ЕС. Но вместе с тем комиссар поощрил и кремлевских агрессоров в направлении эскалации на "газовом фронте", поскольку заявил, что "санкции против газа и нефти должны быть в самом конце списка санкций против России". Ну и "Газпром" не промедлил со следующим шагом к эскалации - 19 июня расторгнут договор с "Укртрансгазом" о компенсации суточных колебаний поставок газа в Европу. Такая она, брюссельская многовекторность.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме