Неотложные реформы для газового рынка

Поделиться
11 советов министру энергетики по реформированию рынка природного газа Украины

Новый глава энергетического ведомства столкнулся с вызовом резкого роста цен на импортированный газ, необходимостью немедленно диверсифицировать источники его поставок, а также риском существенного оттока международных инвестиций из отрасли добычи углеводородов.

Какие шаги необходимо предпринять в ближайшее время с целью создания надежных предпосылок для становления эффективного и конкуренто-устойчивого рынка природного газа?

Ниже очерчены три вектора реформ, реализация которых должна принести ощутимые результаты уже в 2018 г., заблаговременно подготовив Украину к переговорам относительно условий нового контракта на закупку российского газа.

Вместе с тем действующие контракты с "Газпромом" могут быть пересмотрены и раньше, что требует довольно радикальных действий со стороны правительства - ликвидации НАК "Нафтогаз Украины" путем банкротства, перекладывания ответственности за результаты деятельности компании на владельца (государство) и создания новой государственной холдинговой компании с аналогичными функциями.

Первый вектор: либерализация рынка закупки газа

Цель: внедрение рыночного ценообразования и создание конкурентного оптового рынка газа со свободным доступом для покупателей и продавцов, возможностью свободной торговли по прямым договорам.

Описание проблемы: определенные госорганами цены на газ не отвечают рыночным принципам и устанавливаются на уровне возмещения затрат на добычу для газодобывающих госпредприятий. Такие действия являются причиной стагнации добычи из-за катастрофической нехватки капитальных вложений в разработку собственных залежей, а также нерационального использования топлива ввиду отсутствия стимулов к энергосбережению в быту.

Средства решения:

1. Поэтапная ликвидация двухуровневой тарифной системы - отмена дифференциации цен для населения, предприятий теплокоммунэнерго и коммерческих потребителей - с целью постепенного приведения цен для бытовых потребителей к экономически обоснованному уровню.

Задача: выравнивание оптовых цен на газ и переход на единые для всех групп потребителей принципы ценообразования с целью снижения расходов государства и создания стимулов для экономии газа.

2. Одновременное усовершенствование системы социальной защиты путем замены несправедливой практики субсидирования всех потребителей адресной денежной помощью тем, кто в ней действительно нуждается.

Задача: защита социально уязвимых потребителей для недопущения распространения энергетической бедности.

3. Параллельное поднятие отпускных цен на газ собственной добычи до отмены требования относительно обязательной продажи газа НАК "Нафтогаз Украины" по регулируемым ценам.

Задача: преодоление дефицита средств на капитальные вложения газодобывающих предприятий государственного сектора экономики с целью наращивания добычи собственного газа и создания дополнительного источника для финансирования системы социальной защиты.

4. Обеспечение независимости регуляторного органа на энергетическом рынке путем утверждения полномочий НКРЭ на уровне закона.

Задача: наделение НКРЭ достаточными полномочиями для того, чтобы обеспечивать надлежащий уровень прозрачности на энергетических рынках, надзирать за соблюдением конкуренции и регулировать монопольные рынки (распределение, транспортировка) для защиты интересов потребителей и поставщиков газа.

5. Обеспечение возможности реализации права свободного выбора всеми группами потребителей поставщика газа путем 100% покрытия жилищного фонда бытовыми счетчиками.

Задача: повышение уровня достоверности учета газа, уменьшения его потерь и стимулирования рационального потребления в быту.

6. Диверсификация источников поставок импортного газа, уменьшение уровня монополизации и изоляции украинского газового рынка благодаря возобновлению и расширению реверсных поставок газа из стран Центрально-Восточной Европы.

Задача: создание здоровой конкуренции между поставщиками путем осуществления импорта европейского газа со стороны Словакии, расширения технических возможностей поставок по направлению газового коридора "Север-Юг".

Ожидаемый результат: усиление энергетической безопасности государства путем диверсификации внешних источников поставок и замещения импортируемого газа благодаря стимулированию энергосбережения и увеличению собственной добычи.

Второй вектор: обеспечение недискриминационного доступа к газотранспортной инфраструктуре и реформирование вертикально интегрированной компании

Цель: обеспечение функционального размежевания газовых бизнесов по основным сферам производственной деятельности, гарантирование прозрачного и беспрепятственного доступа к газовым сетям и объектам ПХГ для потребителей, добытчиков, поставщиков для свободного приобретения или сбыта собственной продукции.

Описание проблемы: несмотря на существующий на рынке профицит газотранспортных мощностей, "Нафтогаз" как действующий оператор ГТС лишен стимула предоставлять всем участникам рынка беспрепятственный доступ к объектам газотранспортной инфраструктуры, ведь компания одновременно выполняет функцию поставщика газа. Конфликт интересов прослеживается в систематическом игнорировании "Нафтогазом" своевременного доведения месячных лимитов по распределению газа до частных газодобытчиков и независимых поставщиков, что не позволяло им выполнять свои контрактные обязательства в полном объеме и заставляло держать газ в хранилищах.

Средства решения:

7. Наделение газотранспортного предприятия ПАО "Укртрансгаз" полномочиями оператора ГТС согласно нормам закона и международным обязательствам Украины в части отделения его профильной деятельности от других цепочек газового бизнеса.

Задача: устранение конфликта интересов в результате достижения независимости деятельности по транспортировке природного газа от деятельности по его поставок благодаря созданию независимого оператора транспортной сети, имеющего независимый от остальных игроков на рынке менеджмент, финансовую автономию и полный контроль за функциями диспетчеризации.

8. Проведение комплексной реорганизации НАК "Нафтогаз Украины" путем обеспечения организационной и финансовой независимости видов ее деятельности, в частности самостоятельности бизнесов по добыче, поставкам, транспортировке и распределению газа.

Задача: минимизация риска злоупотребления доминирующим положением "Нафтогаза" на газовом рынке, начало финансирования комплексной модернизации объектов ГТС в результате повышения прозрачности госхолдинга и ликвидации перекрестного субсидирования между его предприятиями.

9. Гармонизация регуляторной среды функционирования ГТС с европейскими нормами и интеграция газовой инфраструктуры Украины и соседних стран ЕС, в частности путем перехода на тарифную систему "вход-выход", снятия ограничений на экспорт газа и создания региональной площадки по торговле газом (хаба) в Украине.

Задача: повышение эффективности использования газохранилищ и другой газотранспортной инфраструктуры благодаря развитию беспрепятственной межрегиональной торговли газом в пределах единого европейского газового рынка.

10. Осуществление финансового обособления функций предприятий по распределению и предприятий по снабжению газом, предоставление в долгосрочное пользование всех газораспределительных сетей, осуществление перехода газораспределительных компаний на стимулирующее тарифное регулирование.

Задача: предотвращение любой возможности влияния компаний, которые оперируют или владеют активами на монопольных сегментах рынка (распределение, транспортировка газа), на конкурентные сегменты рынка (поставки, добыча газа), а также стимулирование притока инвестиций в содержание и модернизацию распределительных сетей путем повышения гарантий имущественных прав и установления тарифа на транспортировку газа на уровне возмещения экономически обоснованных затрат (учитывая инвестиционную составляющую).

Ожидаемый результат: приход новых компаний в сегмент добычи газа, повышение конкуренции в сегменте розничной и оптовой торговли газом (поставщики ресурса получат свободный доступ к сети и конечным потребителям), что приведет к улучшению качества и безопасности услуг, а также постепенному снижению цен для конечного потребителя, который получает возможность свободно выбирать поставщика газа.

Третий вектор: усовершенствование законодательства по разработке месторождений нефти и газа

Цель: облегчение доступа к энергетическим ресурсам и ускорение их разработки для наращивания углеводородного потенциала и динамичного увеличения собственной добычи.

Описание проблемы: все существующие и перспективные месторождения традиционного газа уже в разработке, на долю разбуренных залежей приходится 80% запасов, основные крупные месторождения находятся в фазе падающей добычи. Вместе с тем новые достоверные запасы относятся преимущественно к категории труднодобываемых, а их освоение связано со значительными капитальными вложениями. Такая же ситуация характерна и для изучения перспективных залежей нетрадиционного газа.

Средства решения:

11. Создание привлекательного и понятного для иностранного инвестора базового закона и улучшение регуляторной среды разведки и добычи углеводородов путем дерегуляции и отказа от архаизмов, сдерживающих приток инвестиций.

Задача: усовершенствование и кодификация законодательства о недропользовании, обновление правил разработки нефтегазовых месторождений, упрощение выделения земельных участков для проведения геологоразведочных работ, прокладывание трубопроводов, облегчение экспорта геоинформации для ее исследования, отмена избирательной преференции для субъектов хозяйствования с государственной долей.

Ожидаемый результат: увеличение поступлений в госбюджет за счет уплаты налогов от прироста объемов добычи углеводородов путем стимулирования масштабной разработки собственных ресурсов благодаря привлечению иностранных инвестиций и ведущего зарубежного опыта.

В случае реализации перечисленных мер к 2018 г. можно ожидать успешного достижения пяти ключевых индикаторов:

- сокращения потребления газа до 47 млрд кубометров (экономия 8% по сравнению с 2013 г.);

- увеличения добычи собственного газа до 25 млрд кубометров (рост 22%);

- уменьшения доли одного источника поставок импортного газа в потреблении страны до 35% (против критически высокого в 56%);

- двукратного увеличения объема ежегодных инвестиций в отрасль разведки и добычи углеводородов, до 3,5 млрд долл. (рост 150%);

- установления рыночной цены на газ в пределах 250–350 долл. за тысячу кубометров (против 400–500 долл.).

Причем, как показывает опыт прошлых лет, залогом успеха реформ в нефтегазовой сфере должны стать две вещи: во-первых, политическая воля руководителей государства на осуществление непопулярных мер; во-вторых, всесторонний контроль общественности во избежание саботажа изменений со стороны непосредственных исполнителей. Искренне убежден, что подписание политической ассоциации и создание зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом будет способствовать ускорению перехода украинского рынка природного газа к лучшей конкурентной среде.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме