КТО ВОЙДЕТ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ НЕФТЕТРАНСПОРТНЫЙ КОНСОРЦИУМ

Поделиться
Украине удалось сдвинуть с мертвой точки проект нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск. В пол...

Украине удалось сдвинуть с мертвой точки проект нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск. В польском городе Жешув в рамках 5-го украинско-польского экономического форума 20—21 июня 2002 года предложено создать международный операционный консорциум (как выразился Президент Украины, «на любых условиях»), который будет управлять не только нефтетерминалом «Южный» и трубопроводом, а займется вопросами добычи каспийской нефти, ее доставки и переработки для рынков Европы и, возможно даже, Соединенных Штатов. Украина и ее партнеры за рубежом заставили по-иному смотреть на проект потенциальных инвесторов и участников консорциума. Не исключено, что к нему наряду с Украиной и Польшей подключатся американские компании, интерес которых к украинско-польскому маршруту после терактов 11 сентября значительно возрос.

Пока же для Вашингтона приоритетом номер один остается вариант транспортировки нефти по маршруту Баку—Тбилиси—Супса—Джейхан. Однако наращивание объемов добычи сырья в Каспийском регионе идет такими темпами, что существующие сейчас маршруты будут просто не способны справиться с транспортировкой этих объемов. На данном этапе по проекту Баку—Джейхан разработан детальный инженерный план новой магистрали и, как заявил 7 апреля нынешнего года турецкий госминистр Ресат Догру, прокладка трубопровода протяженностью более 1700 км начнется в июле 2003 года, а уже в 2005-м первый танкер с каспийской нефтью выйдет из порта Джейхан.

Киев не считает турецкий маршрут альтернативой тому, который уже построен на украинской территории. Более того, если нефтемаршрут Баку—Тбилиси–Джейхан создается для того, чтобы перекачивать на мировые рынки каспийскую нефть с азербайджанского сектора моря, украинцы, полагают, что Одесса—Броды—Гданьск мог бы превратиться в маршрут для поставки в Европу каспийской нефти из месторождений в Казахстане, запасы которой еще более значительны, чем в Азербайджане.

Украинцы предложили полякам завершить строительство нефтепровода до Гданьска к 2005 году. Очевидно совпадение с датой окончания строительства нефтепровода Баку—Джейхан. Но дело не просто в конкуренции. Как сообщил глава правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук, являющийся также специальным уполномоченным Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, по данным западных экспертиз именно к 2005 году Европа впервые ощутит дефицит энергоносителей, который она не сможет восполнить из традиционных источников — месторождений Северного моря, Северной Африки или Карпатского региона. Спасением может быть только каспийская нефть. Но почему не российская?! В том же 2005 году в ЕС вступает в силу положение, предписывающее резко снизить уровень серы в моторном топливе, бензине и дизельном топливе. А «светлая» каспийская нефть как раз и отличается от российской экспортной смеси urals меньшим содержанием серы. К тому же Турция достаточно ревниво следит за тем, чтобы ограничить проход судов с нефтью через черноморские проливы, и, судя по всему, к 2005 году этот поток будет жестко лимитирован.

Уже сейчас к проекту Одесса—Броды—Гданьск проявила заинтересованность компания «Шеврон», США выделили гранты на проведение исследований в рамках проекта. Польский подрядчик, представленный концерном Golden Gate, по словам его президента Павла Головни, завершает работу над технической документацией маршрута польского участка. Пока есть два варианта прокладки трубы от Брод к Плоцку. Протяженность участка — около 500 км, причем 100 из них пройдут по территории Украины до границы с Польшей. Стоимость проекта — 520 миллионов евро. Эти деньги польская сторона не готова вкладывать сама и говорит о необходимости искать инвестора из Европы и Америки. Украинцы, видимо, относятся к этому с пониманием, ведь за два дня до представления проекта в польском Жешуве состоялась подобная презентация в Брюсселе. От европейцев были получены весьма лестные оценки.

Ну а тем временем Украина самостоятельно пытается вдохнуть жизнь в новый проект. Несколько дней назад закачаны первые 100 тысяч тонн так называемой технологической нефти в построенную часть терминала «Южный» и нефтепровода Одесса—Броды. Для того, чтобы заполнить нефтепровод, нужно 600 тысяч тонн нефти (то есть, в денежном выражении, примерно 90 млн. долл.). Однако, как сообщил на презентации в Жешуве Александр Тодийчук, на первых порах, работая реверсно, можно будет «погонять» сырье на участке примерно в 52 км, чтобы проверить функциональные возможности объекта.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме